Дело № 2-2-306/2024
УИД: 59RS0013-01-2024-000537-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сверчковой И.М.,
с участием истца Хмиловского Н.М.,
третьего лица Хмеловской Т.И.,
представителя третьего лица, администрации Частинского муниципального округа Пермского края Ефимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмиловского Николая Матвеевича к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» об освобождении от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хмиловской Н.М. обратился в суд с иском к ответчику АО «ПРО ТКО» об освобождении от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обоснование требований указав, что в феврале 2024 г. получил квитанцию на оплату услуг за 3 года, вместе с тем договор с ответчиком он не заключал, услугами по вывозу мусора не пользовался, контейнерная площадка находится на расстоянии более 1 км от его дома, хотя по разъяснениям Роспотребнадзора должна находиться не далее 100 м. Просит освободить его от оплаты услуг по обращению с ТКО по квитанции №12512467296.
Определением суда от 06.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Частинского муниципального округа Пермского края (л.д. 2).
Протокольным определением суда от 08.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Хмеловская Т.И.
Истец Хмиловской Н.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> Жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности принадлежит ему и его супруге Хмеловской Т.И. Платежи были начислены на двоих проживающих. Администрация поставила три контейнера под мусор в том месте где должна быть автобусная площадка. Длина деревни 2,300 км. Каждый год администрация приезжает в д. Пермяковку отчитываться Вдовин А.И. Мы им предлагали расставить контейнеры для мусора в разные концы. Они не соглашаются, поскольку придётся им зимой чистить дороги. У него дома печное отопление. По нормативу на двоих человек он должен унести мусор на 560 кг. Все бумажные отходы сжигает в печи. Пластиковый мусор собирает, и раз в квартал сдает в приемный пункт в г. Воткинске. Неоднократно предлагал переставить контейнера. Когда получил в январе платежное поручение, то сразу обратился в АО «ПРО ТКО». Они дали ответ, что по закону он должен платить. Считает, что это как оброк, мусор не возишь, а деньги необходимо платить. Ответчик не доказал, что входит в 40 кг. ТБО на двоих. Его дом расположен от контейнерной площадки на расстоянии 1 км. Договор с ответчиком не заключался, поскольку ни один хозяин на таком расстоянии от контейнерной площадки не стал бы заключать договор. Есть компостная яма. Держит кур и кроликов, которые питаются отходами. Не согласен с начислениями, поскольку столько мусора, сколько предусмотрено нормативами у него не может быть. На законодательном уровне должны были учесть, что в сельской местности мусора меньше. Администрация виновата, что поставила одну контейнерную площадку.
Третье лицо Хмеловская Т.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований Хмиловского Н.М. настаивала.
Представитель ответчика Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» Зубова Ю.А., действующая на основании доверенности №14 от 27.12.2023, в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях на исковое заявление просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указала, что АО «ПРО ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019 и осуществляет деятельность по сбору и транспортированию ТКО. Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе и услуги по обращению с ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Согласно п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникают у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Согласно п. 1 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.19987 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 ГК РФ). В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы, и находятся места их накопления. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», в том числе, предусмотрен порядок заключения договора в отсутствии заявки потребителя, согласно которому, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.8, 17). Заявка на заключение договора от имени истца в указанный срок не поступала, следовательно, договорные отношения считаются возникшими в соответствии с приведенным порядком. В случае не заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО в письменном виде, договор заключается на основе публичной оферты. В силу закона договор считается заключенным вне зависимости от наличия единого подписанного сторонами документа. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ответчиком и истцом в письменной форме не подписывался. Начисления по вышеуказанному адресу производятся, исходя из двух проживающих, задолженность по обращению с ТКО на 21.06.2024 составляет 10 163,20 руб. В соответствии с ч.9 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает всю территорию Пермского края, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора. П.1 ст. 13.4 Закона 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Правилами № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование с ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. На основании п. 15 № 1156 потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Вывоз ТКО с территории Частинского муниципального округа Пермского края осуществляется с января 2019 года. С 1 июня 2021 г. ближайшая общедоступная муниципальная контейнерная площадка к адресу: <адрес>, располагается по адресу: д. Мостовая, ул. Полевая, (ориентировочное расстояние - 304 м., 2 минуты ходьбы). Эта контейнерная площадка внесена в реестр мест накопления отходов Частинского муниципального округа. При этом обстоятельства удаленности расположения контейнерной площадки от жилого дома не имеют значения для рассматриваемого дела. Организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, о чем свидетельствуют взаимосвязанные положения ст. 8 № 89-ФЗ, п.18 ч.1 ст.14, п. 24 ч.1 ст. 16 закона № 131-ФЗ и п. 3 Правил № 1039, соответственно, если место (площадка) накопления ТКО для контейнерного дома не сформировано, соответствующая обязанность возлагается на органы местного самоуправления. Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) на территории Частинского муниципального округа, место накопления ТКО для потребителей, проживающих по ул. Полевая, д. Мостовая, органами местного самоуправления определено по адресу: д. Мостовая, ул. Полева (п. 50 Реестра). Место (площадку) накопления ТКО для Хмиловского Н.М. с 01.06.2021 по настоящее время определено и организовано органами местного самоуправления по адресу: д. Мостовая, ул. Полевая в соответствии с требованиями федерального законодательства. Иных, ближайших к доме истца мест накопления ТКО, соответствующих требованиям действующего законодательства, органами местного самоуправления не определено. Согласно п.4 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3584-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Эти нормы устанавливают условия, которые необходимы для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасных условий проживания, а не критерии оказания услуги по обращению с ТКО Региональным оператором в зависимости от наличия или отсутствия в пешей доступности места (площадки) накопления ТКО. Региональный оператор при фактическом оказании услуги в соответствующем населённом пункте вправе начислять плату за вывоз ТКО всем жителям домов данного поселения. Доказательств, подтверждающих, что истец не использует контейнерные площадки, которые установлены вблизи жилого дома, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами не нарушающими санитарного законодательства, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено. Допустимых доказательств того, что в спорный период АО «ПРО ТКО» на территории д. Мостовая не оказывало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имел возможности ею пользоваться, истцом не представлено. Согласно разъяснениям Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978 по делу № А17-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Деятельность регионального оператора подлежит государственному регулированию. Согласно п. 148 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке определённом Законом № 89-ФЗ. Согласно ст. 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся, в тм числе, разработка утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установление нормативов накопления ТКО, В соответствии пп. «а» п.5 и п.6 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учёта объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-96 утверждены расчётные единицы и категории объектов расположенные на территории Пермского края, на которых образуются отходы в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Для категории объекта домовладение, расчётной единицей, в отношении которой устанавливается норматив – 1 проживающий. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27.10.2023 № 24-04-01-04-302 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края» для категории объекта жилые дома установлен норматив 257,3 кг/год. Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 25.10.2023 № 3-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» на территории Пермского края», установлен и введен в действие с 01.01.2019 по 31.12.2019 единый тариф для населения в размере 6839,52 руб./тонна, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. Расчет производится согласно формуле: величина расчетного показателя*на норматив накопления/1000*на тариф/12 месяцев. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плуту за обращение с твердыми коммунальными отходами. Нормативы потребления в каждом случае устанавливаются органами государственной власти (л.д.21-25).
Представитель третьего лица (администрации Частинского муниципального округа Пермского края), Ефимова О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2024, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснила, что место накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) на территории Частинского муниципального района в д. Мостовая определена, постановлением администрации Частинского муниципального округа. Проект данного постановления был размещен на сайте Частинского муниципального округа в рамках Устава для выявления мнения населения. Данное место накопления организованно по количеству человек, по переписи там проживает 40 человек вместе с дачниками. Контейнерная площадка в д. Мостовая обустроена 21.12.2020. Обращений в администрацию и в Бабкинский территориальный отдел в порядке 59-ФЗ не поступало по поводу обустройства контейнерных площадок. По информации Бабкинского территориального отдела о достаточности контейнерной площадки, на указанной площадке всегда чисто, переполнений нет.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные суду доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
С учетом положений ст. ст. 432. 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона; 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники, он носит характер публичной оферты, порядок его заключения установлен указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 и не противоречит положениям статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17).
Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Частью 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что АО «ПРО ТКО» (до 05.05.2020 – ПКГУП «Теплоэнерго») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 1 января 2019 г.
Из материалов дела следует, что истец Хмиловской Н.М. и Хмеловская Т.И. являются собственниками жилого помещения, находящегося по адресу <адрес>. Согласно справке о зарегистрированных лицах, представленной администрацией Частинского муниципального округа Пермского края, в домовладении по указанному адресу зарегистрированы и проживают Хмиловский Н.М. (глава), Хмеловская Т.И. (жена).
Согласно реестру мест накопления ТКО (контейнерных площадок) на территории Частинского муниципального округа в д. Мостовая, ул. Полевая находится контейнерная площадка с контейнерами для ТКО, источники образования ТКО – физ.лица (45 чел. - ул.Полевая) (л.д.27-30). Схема расположения контейнерной площадки в д.Мостовая утверждена постановлением администрации Частинского муниципального округа от 02.02.2021 № 48 «Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления и сбора твердых коммунальных отходов, реестра мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) на территории Частинского муниципального округа». С 01.06.2021 вышеназванная контейнерная площадка внесена в реестр мест накопления отходов Частинского муниципального округа.
Согласно представленному АО «ПРО ТКО» расчету задолженность собственника жилого помещения, находящегося по адресу <адрес> за период с июня 2021 г. по май 2024 г. составляет 10 163,20 руб., из них 9 800,05 руб. – задолженность по обращению с ТКО, 363,15 руб. – пени.
Из текста искового заявления следует, что истец договор с ответчиком не заключал, услугами по вывозу мусора не пользовался, контейнерная площадка находится на расстоянии более 1 км от его дома.
Вместе с тем, в силу вышеназванных положений действующего законодательства само по себе отсутствие подписанного обеими сторонами договора не препятствует региональному оператору (ответчику) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у истца по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Доводы об отсутствии самих твердых коммунальных отходов и необходимости их вывоза, то есть неоказание ответчику соответствующей услуги, суд отклоняет, поскольку из материалов дела следует, что расчет объемов ТКО и стоимости услуг произведен, исходя из нормативов накопления ТКО, установленных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27.10.2023 № 24-04-01-04-302 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края».
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию истцом коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами регионального оператора (ответчика), не представлено.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями указанного закона администрацией Частинского муниципального округа Пермского края определено место для размещения контейнерных площадок на территории д.Мостовая.
Несоблюдение предусмотренных требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом истца, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с места их накопления, расположенном на большем, чем 100 метров, расстоянии от жилого дома, принадлежащего истцу.
Таким образом, оснований полагать, что потребителю услуга по вывозу ТКО региональным оператором не оказана, и освободить его от оплаты данных услуг, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Хмиловскому Николаю Матвеевичу к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» об освобождении от оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Дорофеева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 августа 2024 г.