Решение по делу № 2-673/2019 от 11.07.2019

Дело № 2-673/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 августа 2019 года город Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Сумароковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Попонаволоцкое» о возложении обязанности по устранению нарушений закона в сфере пожарной безопасности,

установил:

прокурор Вельского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Попонаволоцкое» о возложении обязанности по устранению нарушений закона в сфере пожарной безопасности, а именно: территории общего пользования населенных пунктов, входящих в состав
МО «Попонаволоцкое», обеспечить первичными средствами тушения пожаров и
противопожарным инвентарем; объекты защиты, расположенные в населенных пунктах: деревня Левково, село Павловское, поселок Пасьва, обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения; для населенного пункта поселок Пасьва в местах, граничащих с лесным
массивом выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня
при лесных пожарах на здания и сооружения в противопожарном разрыве между
зданиями и сооружениями населенного пункта и границей лесного массива
(обустройство минерализованных полос, удаление сухой растительности,
высадка лиственных насаждений); в поселке Саргино к естественному водоисточнику - (реке) обеспечить подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; разработать и принять нормативно-правовой акт муниципального образования по обучению неработающего населения мерами пожарной безопасности на территории муниципального образования.

В обоснование указал, что просит возложить обязанность по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда, учитывая длительность срока неисполнения предписания надзорного органа, а также недопустимость риска для жизни и здоровья людей, утраты их имущества, кроме того, необходимость проведения мероприятий по оборудованию необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения при благоприятных погодных условиях. Неисполнение администрацией МО «Попонаволоцкое» обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования нарушает права на защиту личности и имущества от пожаров неопределенного круга лиц граждан, несет угрозу их жизни, причинения ущерба их имуществу (уничтожения их имущества).

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Кудряшова М.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно указав, что указанные в отзыве ответчика факты не указывают об устранении нарушений требований пожарной безопасности на территории МО «Попонаволоцкое». В дер. В летний период число жителей в дер. Левково с учетом отдыхающих превышает установленную норму, в пос. Саргино требуется второй водоисточник кроме пожарного водоема.

Представитель ответчика администрации МО «Попонаволоцкое» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия его участия. Указав в отзыве следующее: в настоящее время ведутся работы по монтажу щита для обеспечения первичными средствами пожаротушения и инвентарем. Администрация МО «Вельский муниципальный район» выделяет финансовые средства для строительства пожарного резервуара в п.Пасьва на ул.Фефилова (на счет пока не поступили). В деревне Левково число зарегистрированных жителей не превышает 50 человек. В п.Саргино оборудован пожарный водоем в 2016 году на 75 кб.м., то есть в поселке есть запас воды для пожаротушения. Обустройство минерализованных полос в п.Пасьва затрудняется тем, что на территории поселения нет никакой техники, трактор найти практически невозможно. Утвержден план мероприятий по реализации муниципальной целевой программы по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности постановлением от 24.05.2019 г., издано постановление о мерах правовой и социальной защиты, морального стимулирования добровольных пожарных на территории сельского поселения от 31.05.2019 года. В бюджете МО «Попонаволоцкое» на 2019 год не заложено средств для обеспечения пожарной безопасности поселения.

Третье лицо УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области (в лице ОНД и ПР Вельского и Устьянского районов) в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Указанные положения Конституции Российской Федерации, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ «О пожарной безопасности», Закон) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав Вельского муниципального района входят городские и сельские поселения, в том числе МО «Попонаволоцкое».

В силу ст. 29 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в границы МО «Попонаволоцкое» входят территории деревень Березник, Бучнево, Гришинская, Захарово, Кулига, Левково, Плечиха, Подлевково, Поречье, Угрюмовская, поселков Нижний склад, Пасьва, Саргино и села Павловское.

В силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Аналогичные полномочия за органами местного самоуправления закреплены и в п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Архангельской области от т 20 сентября 2005 года № 86-5-03 «О пожарной безопасности в Архангельской области».

Частью 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Статьей 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, кроме прочего, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

В силу п. 16 Правил противопожарного режима в РФ на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу п. 4.1, 5.1 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.

Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части (п. 8.6 СП 8.13130.2009).

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Попонаволоцкое», является обязанностью органов местного самоуправления администрации МО «Попонаволоцкое».

В судебном заседании установлено, что ОНД и ПР Вельского и Устьянского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрации МО «Попонаволоцкое». По результатам проверки в адрес администрации МО «Попонаволоцкое» 17 апреля 2019 года внесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности и Акт от 17 апреля 2019 года.

18 июня 2019 в адрес ОНД и ПР Вельского и Устьянского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области от администрации МО «Попонаволоцкое» поступила информация о частичном исполнении требований по предписанию от 17 апреля 2019 года.

Прокуратурой Вельского района проведена проверка по обращению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее - ОНД и ПР Вельского и Устьянского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области) о нарушениях требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Попонаволоцкое» Вельского района. По результатам проверки установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17.04.2019, устранены частично. Так, до настоящего времени не устранены следующие нарушения правил пожарной безопасности: территории общего пользования населенных пунктов, входящих в состав МО «Попонаволоцкое» не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; объекты защиты, расположенные в населенных пунктах: деревня Левково, село Павловское, поселок Пасьва (при числе жителей более 50 человек) не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения, согласно требований статьи 68, Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 16, Правил противопожарного режима в РФ; статья 5, часть 1; статья 6, часть 1, пункт 2; статья 4, часть 3 и 4; статья 68, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; пункты 4.1, 5.1, 8.6, СП 8.13130.2009; ранее-пункты 2.11/8.16, СНиП 2.04.02-84); для населенного пункта поселок Пасьва в местах, граничащих с лесным массивом не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в противопожарном разрыве между зданиями и сооружениями населенного пункта и границей лесного массива (обустройство минерализованных полос удаление сухой растительности, высадка лиственных насаждений) (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", пункт 78); в поселке Саргино к естественному водоисточнику (реке) отсутствует подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобиле и забора воды в любое время года (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", пункт 80); отсутствует нормативно-правовой акт муниципального образования по обучению неработающего населения мерами пожарной безопасности на территории муниципального образования (согласно требований статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Постановление Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 148-пп "Об утверждении положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности").

По информации администрации МО «Попонаволоцкое» и ОМВД России по Вельскому району в дер. Левково зарегистрировано 42 человека, на 19 августа 2018 г. у данных лиц в гостях проживают 34 человека, кроме того 3 семьи из соседнего поселка ведут в деревне домашнее хозяйство.

Таким образом, администрацией МО «Попонаволоцкое» не соблюдаются требования п. 16 Правил противопожарного режима в РФ; ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 ст. 4 п. 2; ч.3 и 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ; п. 4.1, 5.1, 8.6, СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178; ст. 4 Федерального Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года, а именно администрацией МО «Попонаволоцкое» не приняты первичные меры пожарной безопасности, что недопустимо и подлежит устранению.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению администрацией МО «Попонаволоцкое» первичных мер пожарной безопасности не представлено, то имеется бездействие органов местного самоуправления МО «Попонаволоцкое», которое является незаконным.

Поскольку бездействие администрации МО «Попонаволоцкое» по несоблюдению первичных мер пожарной безопасности признано судом незаконным, то требование прокурора о возложении на администрацию МО «Попонаволоцкое» Вельского района обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, перечисленных в заявлении, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Отсутствие денежных средств, необходимых для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, не может служить основанием для освобождения от установленной законом гражданско-правовой ответственности. Ссылки ответчика на количество зарегистрированных граждан в дер. Левково, а не количество жителей, и наличие одного пожарного водоема в пос. Саргино также не освобождает ответчика от установленной законом гражданско-правовой ответственности.

Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса местного значения у администрации МО «Попонаволоцкое», а также обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не представлено.

Таким образом, суд считает, что заявление прокурора Вельского района подлежит удовлетворению, как законное и обоснованное.

В соответствии с требованиями ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Как установлено судом с учетом длительности срока неисполнения предписания надзорного органа, а также недопустимости риска для жизни и здоровья людей, утраты их имущества, необходимости проведения мероприятий по оборудованию необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения при благоприятных погодных условиях, вступление решение суда в законную силу в обычном порядке может привести к причинению значительного ущерба.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что данные обстоятельства являются основанием для обращения решения к немедленному исполнению.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления. Исходя из этого, с заинтересованного лица - администрации МО «Попонаволоцкое», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Попонаволоцкое» о возложении обязанности по устранению нарушений закона в сфере пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Попонаволоцкое» немедленноустранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- территории общего пользования населенных пунктов, входящих в состав
МО «Попонаволоцкое», обеспечить первичными средствами тушения пожаров и
противопожарным инвентарем;

- объекты защиты, расположенные в населенных пунктах: деревня Левково, село Павловское, поселок Пасьва, обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения;

- для населенного пункта поселок Пасьва в местах, граничащих с лесным массивом выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в противопожарном разрыве между зданиями и сооружениями населенного пункта и границей лесного массива (обустройство минерализованных полос, удаление сухой растительности, высадка лиственных насаждений);

- в поселке Саргино к естественному водоисточнику - ( к реке) обеспечить подъезд с площадкой (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- разработать и принять нормативно-правовой акт муниципального образования по обучению неработающего населения мерами пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.Г. Латфуллин

2-673/2019

Категория:
Гражданские
Другие
ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области
администрация МО "Попонаволоцкое"
Прокуратура Вельского района Архангельской области
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
11.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2019Передача материалов судье
16.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2019Предварительное судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее