Решение по делу № 33а-4262/2018 от 22.10.2018

Судья Скрипко Н.В.

№ 33а-4262/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16.11.2018

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Щепалова С.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от (.....) по административному иску Власова И. А. о признании незаконным решения административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия о постановке на профилактический учет.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что (.....) Власов И.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, решением административной комиссии по представлению начальника оперативного отдела был поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к нападению на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Ссылаясь на отсутствие оснований для постановки на профилактический учет, Власов И.А. просил признать решение административной комиссии от (.....) незаконным.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, признать действия административного ответчика незаконными, ссылается на отсутствие у административного ответчика достоверных сведений о намерениях осужденного совершить противоправные действия.

В возражениях на апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Карелия выражает согласие с решением суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Власов И.А., участие которого было обеспечено с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Ботвиньев Д.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, пояснил, что ссылка в протоколе заседания административной комиссии на пункт 39 Инструкции ошибочна.

УФСИН России по Республике Карелия своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Власов И.А. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.

(.....) начальником оперативного отдела на имя начальника исправительного учреждения был составлен рапорт о наличии у осужденного Власова И.А. намерений к совершению деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного частью 2 статья 321 УК РФ, в связи с чем предложено поставить осужденного на профилактический учет на основании пункта 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 (далее – Инструкция), как лицо, склонное к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов.

Согласно выписке из протокола № (.....) заседания административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия (.....) осужденный Власов И.А. был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, характеризующие данные осужденного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для постановки осужденного Власова И.А. на профилактический учет.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.

В соответствии с Инструкцией основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий (пункт 2).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8).

В учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 14).

Оперативные отделы учреждений УИС при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений (пункт 16).

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые) склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).

Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27).

При этом начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу (пункт 29).

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30).

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33).

Из рапорта начальника оперативного отдела от (.....) следует, что осужденный Власов И.А. имеет намерения на совершение деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 321 УК РФ.

Вместе с тем, в рапорте отсутствует указание на наличие какой-либо информации, в том числе оперативной, дающей основание для инициирования процедуры постановки административного истца на профилактический учет, не изложено в рапорте и о том, в результате каких проверочных действий было установлено намерение Власова И.А., отбывающего в настоящем исправительном учреждении наказание на протяжении уже двух лет, совершить преступление, предусмотренное частью 2 статьи 321 УК РФ.

Следовательно, указанный рапорт не соответствует требованиям пункта 27 Инструкции, поскольку не является мотивированным. Доводы административного ответчика о том, что данные сведения носят секретный характер, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в рапорте ссылок на имеющуюся оперативную информацию не имеется.

Не представлено в материалы дела и документов о проведении полной и всесторонней проверки оперативными службами учреждения УИС достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, наличие которых предусмотрено пунктами 28-29 Инструкции.

Не представлено в материалы дела оформленного в соответствии с пунктом 33 Инструкции протокола заседания административной комиссии.

Кроме того, согласно выписке из протокола заседания административной комиссии осужденный поставлен на профилактический учет в соответствии с пунктами 24, 39 Инструкции.

Вместе с тем в силу пункта 39 Инструкции при поступлении в учреждение УИС осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.

Однако оснований для автоматической постановки Власова И.А. на такой учет в соответствии с пунктом 39 Инструкции не имеется, что подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика.

Таким образом, административным ответчиком при постановке на профилактический учет Власова И.А. порядок, предусмотренный Инструкцией, не соблюден.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод административного ответчика о том, что профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденного каких-либо обязанностей, поскольку в силу пункта 37 Инструкции рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

Кроме того, как уже было указано выше в силу пункта 39 Инструкции при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.

В случае автоматической постановки на профилактический учет на заседании комиссии учреждения УИС в отношении таких осужденных разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

Судебная коллегия учитывает, что деятельность сотрудников учреждений по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений, и в случае применения к заявителю будет учитываться в числе его отрицательно характеризующих данных, что может повлечь нарушение прав заявителя, в том числе и при применении к нему мер поощрения или взыскания.

Таким образом, действия должностных лиц исправительного учреждения по постановке Власова И.А. на профилактический учет как лица, склонного к нападению на сотрудников уголовно-исполнительной системы, безусловно затрагивают его права и свободы и подлежат судебному контролю.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 31.08.2018 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Власова И. А. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия от (.....) о постановке Власова И. А. на профилактический учет.

Председательствующий

Судьи

33а-4262/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Власов И.А.
Ответчики
УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
23.10.2018[Адм.] Передача дела судье
16.11.2018[Адм.] Судебное заседание
21.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее