РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 31 августа 2023г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Ермолаевой И.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г.Иркутска Люкшиной Е.Н., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица «ОГБУЗ «Усольская городская больница» ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1299/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-000495-57) по исковому заявлению прокурора г.Усоль-Сибирское в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании права на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в Кировский районный суд г. Иркутска в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании права на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации по обращению Лисихиной С.Г. В ходе проверки установлено, что ФИО2 является инвалидом первой группы, проживает по адресу: <адрес>1. Заявитель страдает диагнозом хроническая болезнь почек 5 стадии, в связи с чем, по медицинским показаниям нуждается в пожизненном проведении специализированной медицинской процедуры в виде заместительной почечной терапии (гемодиализ) с периодичностью не реже 3 раз в неделю. Вместе с тем, по месту жительства Лисихиной С.Г. отсутствуют центры, оказывающие медицинскую услугу в виде терапии методом гемодиализа. Отделение Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины, в котором заявитель в рамках программы обязательного медицинского страхования получает процедуру гемодиализа, расположен по адресу: <адрес>, на расстоянии 33 км от места проживания. Согласно справке НИИ Клинической медицины, пропуск сеанса гемодиализа чреват ухудшением состояния здоровья пациента, повышением риска представляется возможной. Протоколом заседания врачебной комиссии № от 01.10.2021г. определено, что пациент нуждается в транспортировке и сопровождении медицинского персонала. Учитывая, что после проведения процедуры диализа падает давление, отмечается тошнота, рвота, ухудшается общее состояние, что создает реальную угрозу для жизни и может повлечь тяжелые последствия, в том числе и летальный исход, при этом транспортировка граждан с хронической почечной недостаточностью от места их жительства до места получения медицинской помощи и обратно в Иркутской области не организована. Возможность появления риска развития осложнения после проведения гемодиализа подтверждается Приказом Минздрава РФ от 13.08.2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации», приложением № 1 к указанному приказу утверждено Положение об организации деятельности отделения диализа, которое предусматривает учет различного рода осложнений диализного лечения, таких как синдиализные гипотония, гипертония, стенокардия, аритмия. В связи с вышеизложенным, получающие процедуру гемодиализа пациенты обратились с заявлениями к руководству НИИ Клинической медицины об организации им транспортировки для получения заместительной почечной терапии методом «гемодиализ» в НИИ Клинической медицины и обратно. С 2019 года по настоящее время НИИ Клинической медицины вынужден осуществлять транспортировку застрахованных лиц своим автотранспортом от места жительства пациентов до НИИ Клинической медицины, для получения ими заместительной почечной терапии, и обратно, неся убытки, связанные с организацией транспортировки. В настоящее время Министерством здравоохранения Иркутской области не организована транспортировка пациентов, являющихся инвалидами, от места проживания до диализных центров и обратно специально выделенным транспортом, что является нарушением законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения по следующим основаниям. В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 г. № 115-О, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществить комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи. В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Одним из принципов охраны здоровья согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, который обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10). На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи. В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, законодательством предусмотрено финансирование организации оказания населению субъекта Российской Федерации медицинских услуг, включая организацию оказания услуг гемодиализа. В силу части 2 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации; иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании ч. 11 ст. 83 указанного Закона источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти объектов Российской Федерации утверждают территориальные программы Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательном медицинском страховании. В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства, а также на основании постановления Правительства РФ от 28.12.2021 г. № 2505 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа) Постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021г. № 1093-пп «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Согласно разделу II Территориальной программы, бесплатно предоставляются: первичная специализированная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также специализированная медицинская помощь. В силу требований Территориальной программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области. Раздел IV Территориальной программы гласит, что за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой ОМС застрахованным лицам на территории Иркутской области оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при следующих заболеваниях и состояниях, в том числе проведение заместительной почечной терапии методами планового амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа (п. 5 Раздела Территориальной программы). Исходя из того, что Правительство Иркутской области гарантировало за счет средств, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области застрахованным лицам на территории Иркутской области оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно, обязанность по организации ее территориальной доступности и обеспечению бесплатной услугой по транспортировке пациентов от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Правительстве Иркутской области. Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, участвующим на территории Иркутской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Иркутской области, которое создано на основании Постановления Правительства Иркутской области от 16.07.2010 № 174-ПП. Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 № 174-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Иркутской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: разработка и реализация программ развития здравоохранения, разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, контроль за ее исполнением; организация оказания населению Иркутской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных медицинских организациях Иркутской области; создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан. Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации», диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности, и повышение качества. Согласно п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271 -н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи. На основании вышеизложенного следует, что Правительство Иркутской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Иркутской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа. Министерство здравоохранения Иркутской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан. Транспортировка граждан в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа хоть и не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи. Учитывая, что в силу возложенных полномочий Министерство здравоохранения Иркутской области обязано обеспечить всем гражданам Иркутской области получение необходимой медицинской помощи, организовать ее доступность и качество, именно на нем и лежит обязанность по организации доставки пациентов для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы, нуждающихся в гемодиализе и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь.
Просит суд, с учётом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, признать право ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на организацию обеспечения транспортировки Министерством здравоохранения Иркутской области oт места фактического проживания до места получения медицинской помощи, оказываемой методом заместительной почечной терапии, и обратно, согласно графику проведения указанной процедуры.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска ФИО6, действующая на основании поручения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание Лисихина С.Г. не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица ОГБУЗ «Усольская городская больница» - ФИО8, действующая на основании доверенности, полагала заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НИИ Клинической медицины, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району» в судебное заседание не явились, просили рассматривать гражданское дело в отсутствие своих представителей.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие истца, третьих лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы, что подтверждается справкой серии МСЭ № от 05.03.2019г.
Лисихина С.Г. имеет диагноз: хроническая болезнь почек 5 стадии, в связи с чем, по медицинским показаниям нуждается в пожизненном проведении специализированной медицинской процедуры в виде заместительной почечной терапии (гемодиализ) с периодичностью не реже 3 раз в неделю.
Прокурор города Усолье-Сибирское, действующий в интересах Лисихиной С.Г., обращаясь с иском в суд, указывает на нарушение её прав со стороны ответчика, так как ей не обеспечивается транспортировка от места жительства до места получения медицинской помощи.
Конституцией Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона N 323-ФЗ мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Медицинская помощь обеспечивается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (статья 10 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- доступность и качество медицинской помощи (ст. 4 Федерального закона).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
- организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
- предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона регламентировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе (п. 2 ст. 81 Федерального закона):
- целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
- перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:
1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);
3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);
3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021г. № 1093-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В соответствии с разделом II Территориальной программы в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Разделом IV Территориальной программы предусмотрено, что Территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее соответственно - ТПОМС, Программа обязательного медицинского страхования) является составной частью Программы.
В рамках ТПОМС осуществляется финансовое обеспечение мероприятий, в том числе проведение заместительной почечной терапии методами планового амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа. Перечень медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 3 к Программе. Перечень медицинских организаций, оказывающих перитонеальный диализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 4 к Программе.
В Перечне медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках ТПОМС, значится Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины.
Согласно Разделу V Территориальной программы медицинская помощь на территории Иркутской области оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета и средств бюджета Территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.
За счет средств областного бюджета осуществляется, в том числе финансовое обеспечение социальных выплат пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, с целью обеспечения проезда от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также проживания иногородних граждан до и после процедуры гемодиализа.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.
Согласно п. 1, п. 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом от 13.08.2002 № 254, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности.
В данном стандарте определены критерии:
категория возрастная: взрослые,
пол: любой,
фаза: хроническая; острая,
стадия: терминальная,
осложнения: вне зависимости от осложнений,
вид медицинской помощи: специализированная медицинская помощь,
условия оказания медицинской помощи: дневной стационар; стационар,
форма оказания медицинской помощи: плановая; экстренная,
средние сроки лечения (количество дней): 1.
Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 31.12.2020 № 11-7/И/2-20700 разъяснено, что в соответствии законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, и порядок ее организации рекомендуется устанавливать в территориальной программе (раздел 5 письма).
Согласно письму Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 17.02.2016 № 1195/26/и заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.
Вместе с тем, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.
Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства и писем разъяснительного характера в их совокупности следует, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Иркутской области предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2021 года № 1093-пп.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является доступность медицинской помощи.
В свою очередь, доступность медицинской помощи реализуется, в том числе и путем организации транспортной доступности для пациентов
Согласно справке Отделения диализа г. Ангарска Больницы МУЗ ДО НИИ Клинической Медицины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., домашний адрес: <адрес>. Находится на лечении хроническим программным гемодиализом в отделении диализа МУЗ ДО НИИ КМ в г. Ангарске с 30.09.2016 г. по настоящее время. Основное заболевание: Хронический тубуло-интерстициальный нефрит лекарственного генеза (белковые смеси, цефалоспорины). Острый канальциевый некроз (нефробиопскя от 16.08.16 г.). ХБПС5Д (от 08.07.2016г.) Осложнения основного заболевания: Острое почечное повреждение ренального генеза, стадия недостаточности от 08.07.2016г. Нефрогенная анемия, корригируемая применением синтетических ЭПО и препаратов железа. Вторичный гиперпаратиреоз. Дефицит витамина Д. Сопутствующие заболевания: ИБС. Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий (очередной срыв ритма от 07.02.2020г.). Сумма баллов по шкале CHA2DS2-VASc 1 балл. Сумма по шкале HAS-BLED 1 балл. ХСН2А. ФК2. Недостаточность АК, ТК, МК. Перемежающаяся БПЛНПГ. Атеросклероз аорты, МК. Легочная гипертензия. Кордарон-индуцированным тиреотоксикоз 2 типа, манифестная форма, медикаментозная субкомпенсация. Алиментарноконституциональное ожирение II степени (ИМТ=39). Липоматоз поджелудочной железы. Жировой гепатоз диффузной формы. ГЭРБ. Хронический эрозивный гастрит, обострение. НР(+).Острый очаговый дуоденит Нефроптоз 1ст. с обеих сторон. Миома матки (интрамуральная форма). Аденомиоз. Эритематозно-папулезный дерматит, медикаментозного генеза. Состояние после перенесенной новой коронавирусной инфекции COVID-19 (подтвержденная от 17.06.2021г.), средней степени тяжести. Пациентка является инвалидом I группы. Пациентке по жизненным показаниям проводится лечение хроническим программным гемодиализом 3 раза в неделю по 4 часа, из-за наличия терминальной стадии хронической болезни ночек. Пропуск сеанса гемодиализа чреват ухудшением состояния здоровья пациентки, повышением риска летального исхода. Жизнь без подключения к аппарату «искусственная почка» не представляется возможной.
Для прохождения обязательной процедуры гемодиализа, ввиду отсутствия возможности у Лисихиной С.Г. получать указанную процедуру по месту своего жительства (г.Усолье-Сибирское), НИИ Клинической Медицины вынужден осуществлять ее транспортировку своим транспортным средством, неся при этом убытки, связанные с организацией транспортировки.
Вместе с тем, поскольку транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, Лисихина С.Г. имеет право на организацию обеспечения ее транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно за счет средств областного бюджета.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Согласно пп. 7 п. 7 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет организацию оказания населению Иркутской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Иркутской области.
В связи с чем, с учетом п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. 7 п. 7 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, суд полагает, что Лисихина С.Г. имеет право на организацию обеспечения транспортировки Министерством здравоохранения Иркутской области от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, оказываемой методом заместительной почечной терапии, и обратно, согласно графику проведения указанной процедуры.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования прокурора г.Усолье-Сибирское в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании права на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Усолье-Сибирское в интересах ФИО2 – удовлетворить.
Признать право ФИО2 на организацию обеспечения транспортировки Министерством здравоохранения Иркутской области от места фактического проживания до места получения медицинской помощи, оказываемой методом заместительной почечной терапии, и обратно, согласно графику проведения указанной процедуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 07.09.2023г.
Судья О.В. Луст