УИД 04RS0007-01-2020-000238-45 Дело № 2-599/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2020 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Ускова В.В., с участием представителя истца –помощника прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородиной А.С., представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Гармаевой О.Б., при секретаре Ревенской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Крашенниковой А.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интересах Крашенниковой А.В., Северобайкальский межрайонный прокурор просит обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, указывая на то, что Крашенникова А.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО4 лишена родительских прав ***, в справке о рождении сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
На основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 07.08.2009 Крашенникова передана на воспитание в приемную семью ФИО5 Постановлением Администрации МО «город Северобайкальск» от 02.03.2015 ... Крашенникова А.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений. В 2017 г. Крашенникова окончила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...». В настоящее время обучается <данные изъяты>. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Гармаева О.Б. с иском не согласилась, представила письменный отзыв, в котором просила в исковых требованиях отказать по тем основаниям, что предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда по договорам найма предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, который формируется по дате достижения совершеннолетия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Крашенникова А.В. состоит в указанном списке за ..., что подразумевает предоставление жилого помещения в силу закона, в связи с чем отсутствует предмет спора, принятие дополнительного решения не требуется.
Истец Крашенникова А.В., представитель Министерства строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как следует из представленных доказательств, Крашенникова А.В., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Северобайкальского городского суда от 18.06.2009 мать истца ФИО4 лишена родительских прав, в справке о рождении сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением Администрации МО «город Северобайкальск» ... от 02.03.2015 Крашенниковой А.В. поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности РБ» от 31.01.2020 недвижимого имущества по г.Улан-Удэ и районов Республики Бурятия на праве собственности на Крашенникову А.В. не зарегистрировано. Согласно справке Администрации МО «город Северобайкальск» РБ от 16.12.2019, договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда с гр. Крашенниковой А.В. не заключался.
Согласно Постановлению Администрации МО «Город Северобайкальск» от 05.12.2007 за ... за несовершеннолетней Крашенниковой А.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Общая площадь жилого помещения составляет 30,2 кв.м.
Установлено, что решением Северобайкальского городского совета местного самоуправления III созыва ... от 23.03.2006 установлена учетная норма жилого помещения на территории МО «Город Северобайкальск» в размере 12 кв.м.
Из акта обследования жилого помещения от 26.02.2015 установлено, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является ФИО8 (тетя Крашенниковой А.В.). В квартире проживают мать ФИО4, тетя ФИО8, двоюродный брат ФИО9, двоюродная сестра ФИО9, двоюродная сестра ФИО9 Проживание Крашенниковой А.В. в квартире невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве пользования на одного человека составляет менее учетной нормы (12 кв.м.), что не соответствует норме.
Таким образом, Крашенникова А.В., будучи не обеспеченной жильем, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию указанного права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
При этом доводы представителя ответчика о наличии сформированного списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не могут служить препятствием к реализации Крашенниковой А.В. права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Крашенниковой А.В. удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Крашенникову А.В., *** года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Северобайкальск Республики Бурятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10.02.2020
Судья В.В. Усков