Судья Гайнутдинова А.С. дело № 33-286/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 27 февраля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Артизанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2017 года, которым постановлено исковые требования Микутовой А. В. удовлетворить. Признать за Микутовой А. В. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Микутовой А. В. период учебы в государственном педагогическом институте <...> с <дата> по <дата> и период работы с <дата> по <дата> в должности организатора детского движения в <...> основной школе. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) назначить Микутовой А. В. досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения с <дата>. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Микутовой А. В. возврат госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Микутова А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Волжске, ответчик), в котором просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, обязать ответчика включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период обучения в <...> государственном педагогическом институте <...> с <дата> по <дата> и период работы с <дата> по <дата> в должности организатора детского движения в <...> основной школе, и назначить ей страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента обращения в пенсионный орган, то есть с <дата>. В обоснование иска указала, что решением ответчика от <дата> <№> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, при этом из ее специального стажа исключены вышеуказанные периоды обучения и работы. Данное решение ответчика полагает незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Волжске просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Микутовой А.В. в удовлетворении иска, настаивая на том, что в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в должности, не предоставляющей право на досрочное назначение пенсии по старости. Период обучения истца в <...> государственном педагогическом институте <...> также не подлежит зачету в ее специальный стаж ввиду несоблюдения условия, предусмотренного пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в г. Волжске Пиняк О.В., поддержавшей апелляционную жалобу, Микутовой А.В. и ее представителя Ванюшиной М.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Пунктом 3 названного постановления предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц для исчисления периодов работы, указанной в подпункте «м» пункта 1 указанного постановления, имевших место до 1 января 1992 года, может применяться Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, поименована должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены такие общеобразовательные учреждения как школы всех наименований.
Указанные должность и учреждение также были поименованы в списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из дела видно, что <дата> Микутова А.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Волжске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Волжске от <дата> <№> Микутовой А.В. отказано в назначении указанной пенсии по мотиву отсутствия у нее необходимого стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. В бесспорном порядке ответчик признал за истцом наличие специального стажа продолжительностью 19 лет 2 месяца 15 дней. Из специального стажа истца ответчик исключил, в частности, период ее работы с <дата> по <дата>, сославшись на осуществление Микутовой А.В. в этот период трудовой деятельности в должности, не предусмотренной вышеуказанными списками, а также период ее обучения в <...> государственном педагогическом институте <...> с <дата> по <дата> ввиду несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Разрешая спор, суд пришел к выводу о неправомерности исключения ответчиком из специального стажа Микутовой А.В. вышеуказанных спорных периодов и отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из установленного обстоятельства осуществления Микутовой А.В. в период с <дата> по <дата> работы в предусмотренной вышеуказанными списками должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе, и как следствие, выполнения предусмотренных пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», условий для включения периода с <дата> по <дата> в специальный стаж истца.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записи № 5 в трудовой книжке Микутовой А.В. в период с <дата> по <дата> она работала в должности организатора детского движения в <...> основной школе – детском саду. Указанная запись в трудовую книжку истца внесена на основании приказа по указанной школе от <дата> <№>. При этом из представленной в материалы дела копии указанного приказа (л.д. 47) следует, что Микутова А.В. с <дата> была принята на работу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми на 0,5 ставки.
В тарификационных списках <...> основной школы – детского сада за спорный период Микутова А.В. значилась в качестве организатора работы с детьми (л.д. 22-23).
Помимо указанного, <дата> в трудовую книжку истца внесена запись о том, что запись № 5 в ее трудовой книжке недействительна, внесена запись о том, что с <дата> Микутова А.В. принята на работу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми (л.д.45).
Совокупностью перечисленных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждается обстоятельство осуществления Микутовой А.В. в период с <дата> по <дата> работы в предусмотренной вышеуказанными списками должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми в школе и наличии в связи с этим оснований для включения указанного периода в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Решение суда об удовлетворении соответствующего требования Микутовой А.В. является верным, доводами жалобы не опровергается.
Из дела также видно, что в период с <дата> по <дата> Микутова А.В. обучалась в <...> государственном педагогическом институте <...>. При этом в предшествующий указанному периоду период с <дата> по <дата> Микутова А.В. работала в должности старшей пионервожатой в <...> средней школе, данный период включен ответчиком в специальный стаж Микутовой А.В. в бесспорном порядке. Непосредственно после прохождения обучения в вышеуказанном педагогическом учебном заведении Микутова А.В. с <дата> по <дата> работала в <...> основной школе – детском саду. Поскольку данный период работы истца в Шарибоксадской основной школе – детском саду подлежал включению в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее обучения в <...> государственном педагогическом институте <...> также подлежал включению в указанный стаж истца на основании вышеприведенного положения пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
С учетом периода специального стажа истца, признанного ответчиком в бесспорном порядке, периодов работы и учебы, обязанность включить которые в названный стаж истца на ответчика была возложена решением суда первой инстанции, у Микутовой А.В. на момент обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (<дата>) имелся требуемый стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет). Следовательно, решение суда об удовлетворении требования Микутовой А.В. о возложении на ответчика обязанности назначить ей спорную пенсию также является верным.
Доводы апелляционной жалобы ГУ – УПФ РФ в г. Волжске сводятся к повторению позиции, положенной в основу отказа в назначении истцу спорной пенсии и, в последующем, в основу возражений на заявленный Микутовой А.В. иск. Данной позиции судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для иной ее оценки у судебной коллегии не имеется.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи А.А.Ваулин
Н.Г.Лелеков