по делу № 5-10-195/2023мировой судья Москаленко С.А. | Дело № 12-506/2023 УИД 91MS0010-01-2023-000793-48 |
РЕШЕНИЕ
«17» октября 2023 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Чумаченко Е.В. (<адрес>),
с участием помощника прокурора г. Симферополя Республики Крым Обер А.А.,
рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора г. Симферополя Корж С.С. на постановление мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В., -
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района г. Симферополя Москаленко С.А. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В., прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановление, заместитель прокурора г. Симферополя Корж С.С. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с протестом, в котором просит постановление мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В. отменить и вынести постановление о привлечении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В суде помощник прокурора г. Симферополя Республики Крым Обер А.А. поддержала доводы, указанные в протесте и просила постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести постановление о привлечении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Дополнительно указала, что должностным лицом не было рассмотрено обращение в части оплаты за электроэнергию ФИО1 по тарифам «для частного дома», а не по тарифам «для бизнеса», а также не выноса на фасад дома электросчетчика. Кроме того, в части законности оплаты ФИО1 услуг электроэнергии не было направлено в соответствующую инспекцию ФНС.
Иные лица, участвующие в деле об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо доказательств (материалов), изучение которых требует осуществления дополнительных действий для всестороннего и полного установления обстоятельств дела, не предоставили.
Поскольку глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает порядок пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, не содержит требования, согласно которому присутствие лиц, участвующие в деле, являлось бы обязательным, считаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы протеста, выслушав помощника прокурора г. Симферополя Обер А.А., исследовав материалы дела № 12-506/2023, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с часть 1 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 № 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П).
При этом, в определении от 27 июня 2017 года № 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ДД.ММ.ГГГГ за вх. номером № в ГУП РК «Крымэнерго» поступило обращение ФИО2, адресованное различным должностным лицам, министерствам, органам прокуратуры, следственного комитета и т.д., в котором заявитель сообщил, что основным видом деятельности ФИО1 с 2020 года является сдача в аренду жилья и помещений под бизнес в г. Ялта. Оплата за электроэнергию ФИО1 производится по тарифам «для частного дома», а не по тарифам «для бизнеса». Электросчетчик не вынесен на фасад дома. В обращении ФИО2 просил: привлечь должностных лиц ФНС Ялты к дисциплинарной ответственности за «покрывательство» ФИО1 и непринятии к нему мер административного и гражданско-правового воздействия за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ИП и самозанятым, не взыскания с него неуплаченных налогов и не конфискации предметов правонарушения; дать оценку законности внесения в ЕГРН сведений о координатах размещения дома ФИО1 по <адрес>; провести в отношении ФИО1 и его здания по <адрес> комплексную проверку (обследование) по вопросам нецелевого использования земли, самозахвата городской земли, некачественного строительства подпорной стены, влекущей обрушение, нарушение этажности дома, нарушения законодательства при эксплуатации газового оборудования, использования электроэнергии, водоотведения и водообеспечения, не соблюдения законодательства о твердых отходах и по другим вопросам.
Приказом генерального директора ГУП РК «Крымэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ Горбулев А.В. переведен на должность коммерческого директора по энергосбытовой деятельности ГУП РК «Крымэнерго».
ДД.ММ.ГГГГ за исх. номером № ГУП РК «Крымэнерго», за подписью коммерческого директора по энергосбытовой деятельности ГУП РК «Крымэнерго» Горбулева А.В., в адрес ФИО2 представлен ответ на обращение последнего.
Как усматривается из указанного ответа, ГУП РК «Крымэнерго» рассмотрено обращение ФИО2 относительно предоставления информации о заключении договора энергоснабжения, применении тарифа по оплате, за потребленную электрическую энергию, об установке индивидуального прибора учета по адресу: <адрес>, в пределах своей компетенции. Запрашивая информация по лицевому счету, открытому по адресу: <адрес>, относится к другому лицу, данные о котором содержат информацию персонального характера. Согласно статье 7 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператора и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Сведения о деятельности сторон, полученные ими при заключении договора, являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению третьим лицам, кроме как в случаях, предусмотренных действующим законодательством, или по соглашению сторон. Контрагент по договору не предоставил ГУП РК «Крымэнерго» письменное согласие на разглашение информации, касающейся заключения договора, третьим лицам, кроме как в случаях, предусмотренных действующим законодательством, или по соглашению сторон.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно подпунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Отношения, связанные с обработкой юридическими лицами персональных данных, регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Мировым судьей установлено, что лицевой счет по адресу: <адрес>, открыт на имя ФИО1, данные о котором содержат информацию персонального характера, а именно: фамилию имя отчество абонента, адрес объекта электроснабжения, сведения о собственниках, сведения о проживающих, информация о тарифах, номер телефона абонента, информация о начислениях и оплатах. Таким образом, в своем обращении ФИО2 просил ГУП РК «Крымэнерго» провести в отношении ФИО1 и его здания по <адрес>, проверку (обследование) по вопросам использования электроэнергии.
Исходя из требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, относится к персональным данным, а соответственно требуемая в обращении ФИО2 информация также относится к персональным данным, поскольку она относится к определенному физическому лицу - ФИО1.
Иные вопросы, указанные в обращении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции ГУП РК «Крымэнерго» не относятся.
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике; достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы; развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики; обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции; обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергию.
Являясь субъектом естественной монополии и осуществляя технологическое присоединение к электросетям, ГУП РК «Крымэнерго» должно в своей деятельности руководствоваться указанными принципами, в том числе обеспечивая доступность электрической энергии для потребителей, а также недискриминационный доступ к услугам в сфере электроэнергетики.
Таким образом, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение, поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных. Под обработкой персональных данных понимается их сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение. Нарушение Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, распространение персональных данных о человеке влечет за собой административную ответственность.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что ответ коммерческого директора по энергосбытовой деятельности ГУП РК «Крымэнерго» Горбулева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ обоснован и соответствует вышеуказанным нормам. Горбулев А.В. обоснованно, руководствуясь требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», отказал ФИО2 в получении информации о ФИО1 и его имуществе, расположенном по адресу: <адрес>.
Доказательств, подтверждающих, что ФИО1 давал согласие на передачу данных о себе, своем имуществе, третьим лицам, в материалы дела об административном правонарушении, не представлено.
Нарушений процессуальных и материальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено.
Таким образом, обжалуемое постановление мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, протест, по изложенным в нем основаниям, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного сатьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении коммерческого директора по энергосбытовой деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Горбулева А.В. – оставить без изменения, протест заместителя прокурора г. Симферополя Корж С.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Чумаченко