Судья Царев В.М. Дело № 33-7360/2021
А-2.081
24RS0035-01-2020-004840-66
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июня 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Расторгуевой Лидии Ивановны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе представителя министерства социальной политики Красноярского края Бобровой Н.А.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 29 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Расторгуевой Лидии Ивановны к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района предоставить Расторгуевой Лидии Ивановне с 01.06.2019по 09.08.2019 меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирного жилого дома <адрес> рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 в форме компенсаций понесенных расходов на оплату коммунальных услуг».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах инвалида Расторгуевой Л.И. обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отдела г. Минусинска и Минусинского района, в котором просил обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» предоставить Расторгуевой Л.И. с 01.06.2019 по 09.08.2019 меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в форме субсидий в размере 50% начисленных ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими компаниями многоквартирного жилого дома <адрес> рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а с 10.08.2019 в форме компенсаций понесенных расходов на оплату коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что ходе проверки установлено, что Расторгуева Л.И. является инвалидом 3 группы и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также компенсации расходов на электроэнергию в размере 50 процентов. В связи с образовавшейся задолженностью за жилищно-коммунальные услуги предоставление назначенных мер социальной поддержки Расторгуевой Л.И. приостановлено с 01.05.2019, а с 01.06.2019 – прекращено. Полагает указанное решение о прекращении выплаты субсидии незаконным и ущемляющим права Расторгуевой Л.И. на получение мер социальной поддержки, поскольку наличие задолженности не является основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки, просил исковые требования удовлетворить.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства социальной политики Красноярского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. Указывает, что при наличии у Расторгуевой Л.И. без уважительных причин задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и отсутствии соглашения о ее погашении оснований для предоставления ей спорной меры социальной поддержки, не имеется. Кроме того, с 10.08.2019 действующим законодательством изменена форма предоставления указанных мер социальной поддержки с субсидии на предоставление компенсации фактически понесенных расходов, что возможно только при отсутствии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме того, полагает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как УСЗН администрации г. Минусинска ликвидировано. Функции по предоставлению мер социальной поддержки переданы вновь созданному учреждению КГКУ «Управление социальной защиты населения», которое не является правопреемником УСЗН администрации г. Минусинска.
Минусинской межрайонной прокуратурой представлены письменные возражения по доводам апелляционной жалобы, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, прокурор просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, заслушав пояснения процессуального истца прокурора Воротынской О.О., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п.1. статьи 20.1 Закона Красноярского края
от 17.12.2004 № 13-2804 (ред. от 24.12.2020) «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
В силу п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года №13-2804 действовавшей в редакции до 10 августа 2019 года предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Расторгуева Л.И., <дата> года рождения, проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, является инвалидом 3 группы.
С 2016 года на основании решения УСЗН администрации г.Минусинска, истцу предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% начисленной ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями платы за жилье и коммунальные услуги. В связи с наличием у Расторгуевой Л.И. задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги более двух месяцев, с 01.05.2019 предоставление мер социальной поддержки было приостановлено сроком на один месяц, для выяснения причин образовавшейся задолженности, а с 01.06.2019 предоставление мер социальной поддержки было прекращено.
Удовлетворяя требования прокурора в части незаконности решения УСЗН администрации г. Минусинска о прекращении Расторгуевой Л.И. с 01.06.2019 предоставления мер социальной поддержки, суд первой инстанции правильно применив редакцию статьи п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804, действовавшей на момент принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для приостановления предоставления мер социальной поддержки Расторгуевой Л.И. в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в силу прямого указания закона края.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда в указанной части, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального закона и в частности Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованными доводы жалобы в части возложения на КГКУ «Управление социальной защиты населения» обязанности по предоставлению мер социальной поддержки Расторгуевой Л.И. в виде компенсации фактически понесенных расходов.
В соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 11.07.2019 №7-2934 «О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» статья 20.1 Закона Красноярского края 17.12.2004 № 13-2804, в том числе и пункт 4 были изложены в новой редакции.
Согласно п.1 –п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Размер компенсации и (или) дополнительных мер социальной поддержки, установленный статьями 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, определяется уполномоченной организацией на основании сведений о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом сведений о наличии (отсутствии) у получателей компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о наличии (отсутствии) у получателей задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг представляются в уполномоченную организацию юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг, посредством электронного взаимодействия в соответствии с соглашениями, заключенными между уполномоченной организацией и указанными организациями. В случае неполучения таких сведений от указанных организаций посредством электронного взаимодействия, необходимые сведения представляются на основании письменных запросов, направленных уполномоченной организацией в адрес данных организаций, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, либо представляются гражданином по собственной инициативе.
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению уполномоченной организации в случае неуплаты получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности.
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
При наличии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных документами, указанными в пункте 7 настоящей статьи, предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации вне зависимости от условий приостановления предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
При принятии решения о возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки при наличии уважительных причин образования задолженности предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки после произведенной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось.
Новая редакция п.4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, введенная в действие с 10 августа 2019 года, не исключает возможность прекращения предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в отношении инвалидов, имеющих задолженность. Расторгуева Л.И. имеет задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги, которая по состоянию на 01.05.2019 составляла – 12 813,85 руб., за вывоз твердых коммунальных отходов – 1 169,90 руб., за тепловую энергию и горячее водоснабжение – 12 663,23 руб., а всего - 26 646,98 руб., задолженность по состоянию на 01.01.2021 – 83 494,43 руб., до настоящего времени задолженность не погашена.
Принимая во внимание, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации фактически понесенных расходов за жилье и коммунальные услуги, возможно только при отсутствии задолженности, либо неисполнения условий соглашения по погашению задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, решение суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги с 10 августа 2019 года нельзя признать законным и обоснованным и в этой части решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Доводы жалобы о том, что ответчик по делу является ненадлежащим, так как КГКУ «Управление социальной защиты населения» не является правопреемником УСЗН администрации г. Минусинска, были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда от 29 марта 2021 года в части возложения на КГКУ «Управление социальной защиты населения» обязанности по предоставлению Расторгуевой Лидии Ивановне компенсации понесенных расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и на оплату коммунальных услуг с 10 августа 2019 года - отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Расторгуевой Л.И. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о предоставлении компенсации по оплате взносов на оплату коммунальных услуг за период с 10 августа 2019 года – отказать.
Председательствующий:
Судьи: