Дело № 2-1554/2021
УИД № 76RS0015-01-2021-002003-11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 октября 2021 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Козаченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, Муниципальному казенному предприятию "Ремонт и обслуживание гидросистем" города Ярославль о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов.
Судом в качестве соответчика по делу привлечено Муниципальное казенное предприятие "Ремонт и обслуживание гидросистем" города Ярославль.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений. В рамках проверки установлено, что Средняя школа №44 осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: город Ярославль, улица Победы, дом 28. Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации маршрут движения школьников проходит, в том числе, через улицу Победы города Ярославль. Средняя школа №37 осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: город Ярославль, улица Победы, дом 66. Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации маршрут движения школьников проходит, в том числе, через улицу Победы города Ярославль. Детский сад №226 осуществляет деятельность в здании расположенном по адресу: город Ярославль, улица Победы дом 26 "а" (корпус 1) и город Ярославль, проспект Октября, дом 41 "а" (корпус 2). Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации маршрут движения воспитанников проходит, в том числе через улицу Победы города Ярославль. Актом проверки улично-дорожной сети улицы Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова города Ярославля от 08 июня 2021 г. установлены многочисленные нарушения требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. №1245-ст, Национального стандарта ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Росстандарта от 20 октября 2019 г. №1425-ст, при содержании автомобильной дороги.
Прокурор просил обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести спорную автомобильную дорогу в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, а именно:
- устранить выбоину в покрытии проезжей части в границах люка смотрового колодца на улице Победы в районе дома 63 корпус 1 по улице Советская,
- устранить выбоину в покрытии проезжей части в границах люка смотрового колодца в районе дома 14 по улице Победы,
- устранить выбоину в покрытии проезжей части в районе дома 14 по улице Победы,
- устранить повреждения в виде выбоин покрытия проезжей части не превышающие предельно-допустимые значения в районе дома 14 по улице Победы,
- обеспечить нормативную видимость (не менее 100 м) дорожных знаков 2.1 "Главная дорога", 5.20 "Искусственная неровность" в районе дома 20 по улице Победы,
- восстановить целостность сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 20 по улице Победы,
- устранить просадки в покрытии проезжей части в районе дома 20 по улице Победы,
- восстановить целостность сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 22 "б" по улице Победы,
- устранить отклонение по вертикали (завышение) крышки люка смотрового колодца в районе дома 22 по улице Победы,
- обеспечить нормативную видимость (не менее 100 м) дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" в районе пересечения улицы Победы с проспектом Октября,
- устранить повреждения в виде выбоин покрытия проезжей части не превышающие предельно-допустимые значения в районе пересечения улицы Победы с проспектом Октября,
- обеспечить нормативную видимость (не менее 100 м) дорожных знаков 05.20 "Искусственная неровность", 3.27 "Остановка запрещена" с табличкой 8.2.3 "Зона действия" в районе дома 28 по улице Победы,
- восстановить целостность сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 28 по улице Победы,
- восстановить горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ, на улице Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова,
- устранить загрязнение покрытия проезжей части в районе бортового камня на улице Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова,
- устранить повреждения покрытия в виде продольных, поперечных не обработанных трещин на улице Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района города Ярославля Морозова М.А. требования в части устранения выбоины в покрытии проезжей части в границах люка смотрового колодца на улице Победы в районе дома 63 корпус 1 по улице Советской, устранения выбоины в покрытии проезжей части в границах люка смотрового колодца в районе дома 14 по улице Победы, устранения выбоины в покрытии проезжей части в районе дома 14 по улице Победы, обеспечения нормативной видимости (не менее 100 м) дорожных знаков 05.20 "Искусственная неровность", 3.27 "Остановка запрещена"» с табличкой 8.2.3 "Зона действия" в районе дома 28 по улице Победы, восстановления целостности сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 28 по улице Победы, восстановления горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной требованиями ГОСТ, на улице Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова не поддержала, в остальной части требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, не возражала против увеличения срока исполнения решения суда до 9 месяцев.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, а также третьего лица мэрии города Ярославля по доверенностям Буцылина А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, пояснила, что предлагаемый прокурором срок в 6 месяцев недостаточен для исполнения решения суда.
Представитель соответчика Муниципального казенного предприятия "Ремонт и обслуживание гидросистем" города Ярославль в судебное заседание не явился, извещен своевременно. Согласно отзыву соответчика, ремонтные работы по устранению недостатков и дефектов в отношении смотрового колодца на участке дороги в районе дома 14 по улице Победы устранены.
Представители третьих лиц Центра дорожного и технического надзора пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по городу Ярославль, Муниципального образовательного учреждения "Средняя школа №44" города Ярославль, Муниципального образовательного учреждения "Средняя школа №37" города Ярославль, Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №226", Акционерного общества "Ярославльводоканал" в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" органы исполнительной власти реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны их здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования обязана обеспечить безопасность дорожного движения в пределах муниципального образования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных, дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. №1245-ст устанавливаются требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требованиями п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что ограничение видимости дорожных знаков и светофоров, вызванное каким-либо препятствием (зелеными насаждениями, средствами наружной рекламы или другими конструкциями), не допускается.
Пункт 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Пункт 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дорожная разметка не должна иметь дефектов.
Исходя из п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м2.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с требованиями пункта 6.8.2 ГОСТ Р 50597-2017 сборно-разборные искусственные неровности не должны иметь дефектов.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (наружной рекламой, средствами ее размещения, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), другими знаками и (или) светофорами, иными элементами обустройства, обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае требования ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения "О Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля", утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06 июля 2007 г. №492, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
В настоящее время улица Победы города Ярославля на участке от улицы Советская города Ярославля до улицы Свердлова города Ярославля вблизи Муниципального образовательного учреждения "Средняя школа № 44" города Ярославля, Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 226" города Ярославль, по пути следования в Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа 37 с углубленным изучением английского языка" города Ярославль находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников школы, а также иных категорий граждан.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что выявленные нарушения могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровья пешеходов, в том числе несовершеннолетних, поэтому уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом мнения прокурора, данным в судебном заседании, в соответствии со статьей 204 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения – 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по улице Победы города Ярославля на участке от улицы Советская города Ярославля до улицы Свердлова города Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, а именно:
- устранить повреждения в виде выбоин покрытия проезжей части не превышающие предельно-допустимые значения в районе дома 14 по улице Победы,
- обеспечить нормативную видимость (не менее 100 м) дорожных знаков 2.1 "Главная дорога", 5.20 "Искусственная неровность" в районе дома 20 по улице Победы,
- восстановить целостность сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 20 по улице Победы,
- устранить просадки в покрытии проезжей части в районе дома 20 по улице Победы,
- восстановить целостность сборно-разборной искусственной неровности в районе дома 22 "б" по улице Победы,
- устранить отклонение по вертикали (завышение) крышки люка смотрового колодца в районе дома 22 по улице Победы,
- обеспечить нормативную видимость (не менее 100 м) дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" в районе пересечения улицы Победы с проспектом Октября,
- устранить повреждения в виде выбоин покрытия проезжей части не превышающие предельно-допустимые значения в районе пересечения улицы Победы с проспектом Октября,
- устранить повреждения покрытия в виде продольных, поперечных не обработанных трещин на улице Победы на участке от улицы Советская до улицы Свердлова.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Ю.В. Куклева