Решение по делу № 12-233/2018 от 29.06.2018

Материал № 12-233/18

РЕШЕНИЕ

Город Соликамск                                                        07 августа 2018 года

Судья Соликамского городского суда Пермского края Н.С.Новикова,

при секретаре судебного заседания Мунц Е.А.,

с участием заявителя Емельяновой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Соликамске жалобу директора МАОУ «ООШ № 16» Емельяновой Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка №4, и.о. мирового судьи судебного участка №3 Соликамского судебного района Пермского края от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

    <дата> мировым судьей судебного участка № 4 Соликамского судебного района Пермского края, и.о.мирового судьи судебного участка № 3 Соликамского судебного района Пермского края в отношении юридического лица Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 16» (далее МАОУ «ООШ № 16») вынесено постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей (с учетом определения об устранении описки).

Не согласившись с данным постановлением, директор МАОУ «ООШ № 16» Емельянова Е.В., не оспаривая факт совершения административного правонарушения и вину в его совершении, просит постановление мирового судьи изменить, учесть смягчающие ответственность юридического лица обстоятельства и снизить размер наказания, назначив наказание в размере менее минимального предела, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ. Выполнение требований надзорного органа МАОУ «ООШ № 16» как бюджетного учреждения, напрямую зависит от объема бюджетного финансирования. Поступающих средств недостаточно для обеспечения в полном объеме обучающихся учебниками и рабочими тетрадями. За последние три года в школе резко увеличился контингент обучающихся. В действиях МАОУ «ООШ № 16» отсутствует умысел на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, поскольку директором образовательной организации принимались все меры для выполнения приобретения учебников и рабочих тетрадей: в <дата> были закуплены учебники на сумму 19025,37 рублей.

В судебном заседании в Соликамском городском суде Емельянова Е.В. доводы жалобы поддержала.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав Емельянову Е.В., судья Соликамского городского суда не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В пункте 1 статьи 2 данного Закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 3 статьи 5 Закона об образовании также установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ч.1 ст.18).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (ч.4).

Согласно ч.1 ст.35 Закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В силу части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании материалов плановой проверки, проведенной на основании приказа и.о. заместителя министра Министерства образования и науки Пермского края <дата> специалистами Министерства образования и науки Пермского края в отношении МАОУ «ООШ № 16» г. Соликамска, возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МАОУ «ООШ № 16».

Установлено, что МАОУ «ООШ № 16», расположенное по адресу <...>, совершило привлечение денежных средств родителей (законных представителей) для приобретения рабочих тетрадей по английскому языку для учащихся на <дата> учебный год, а также использование данных тетрадей учащимися в образовательном процессе, в нарушение требований действующего законодательства, т.е. допустило нарушение, незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении, ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.57 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом вменённого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей дана всесторонняя, полная и объективная оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Совершенное юридическим лицом МАОУ «ООШ № 16» административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Все выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так, факт совершения МАОУ «ООШ № 16» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении проверки, актом проверки, объяснением Емельяновой Е.В., сведениями из классных журналов, другими доказательствами, и фактически не оспаривается.

Оснований для признания указанных выше доказательств недопустимыми не имеется.

При длящемся административном правонарушении трехмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В данном случае выявленное нарушение является длящимся, было выявлено в ходе проверки Министерства образования и науки Пермского края.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Признавая юридическое лицо МАОУ «ООШ № 16» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, мировой судья обоснованно с учетом приведенных выше положений действующего законодательства об образовании исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, подтвержденные совокупностью исследованных доказательств, свидетельствуют о нарушении юридическим лицом МАОУ «ООШ № 16» положений ч.1 ст.35, ст.18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что мировой судья при назначении наказания не учел смягчающие ответственность юридического лица обстоятельства отклоняются как необоснованные, поскольку мировым судьей было установлено, что смягчающих и отягчающих ответственность юридического лица обстоятельств не усмотрено. При назначении наказания учтены общие правила назначения наказания, имущественное и финансовое положение юридического лица, характер совершенного административного правонарушения.

В своей деятельности юридическое лицо МАОУ «ООШ № 16» не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которые от него требовалась при организации обучения, и не приняло все зависящие от него меры по соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена в соответствии ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, вследствие чего стало возможным ограничение права на образование, выразившегося в нарушении права на получение общедоступного и бесплатного образования. Не представило доказательства использования всех необходимых мер для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего и своевременного исполнения обязанностей и требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Ссылки заявителя жалобы на возможность снижения размера наказания, о назначении наказания в размере менее минимального предела, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, признаются не обоснованными и отклоняются.

Объектом преступного посягательства в данном случае являются общественные отношения в области реализации прав граждан на образование, а также реализации прав и свобод, предусмотренных законодательством об образовании, в период обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанное право гарантируется каждому статьей 43 Конституции РФ, при этом дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях должно быть общедоступным и бесплатным.

Таким образом, оснований для признания деяния малозначительным, замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не усматривается.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа не установлено, поскольку, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным, финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не имеется.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст.3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы и снижения размера назначенного наказания не имеется.

Доводы МАОУ «ООШ № 16», в том числе о резком увеличении контингента обучающихся, закупке в <дата> учебников, на доказанность вины и возможность снижения наказания не влияют.

    С учетом изложенного, судья приходит к убеждению, что мировым судьей решение о назначенном наказании принято в соответствии с требованиями гл. 4 КоАП РФ, исключительных обстоятельств не установлено.

    Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья городского суда

решил:

    постановление мирового судьи судебного участка №4, и.о. мирового судьи судебного участка №3 Соликамского судебного района Пермского края от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Емельяновой Е.В. – без удовлетворения.

    Данное решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                             Н.С. Новикова

12-233/2018

Категория:
Административные
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее