Судья Вихорева Н.В. Дело № 33-6235/2021 (2-1692/2021)
Докладчик Емельянов А.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 15 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Смирновой С.А., Макаровой Е.В.
при секретаре Бурдуковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 апреля 2021 года
по иску Лихтнер Натальи Григорьевны к администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Лихтнер Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Новокузнецка о предоставлении Лихтнеру М.Д. на семью их двух человек, состоящую из Лихтнера Максима Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Лихтнер Натальи Григорьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, пригодного для проживания, в черте г. Новокузнецка по установленным нормам предоставления общей площади на каждого члена семьи, действующим на момент предоставления жилья, а именно общей площадью 14 кв.м. на одного человека, но не менее 56 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование требований указано, что ее сын Лихтнер М.Д. является инвалидом диагноз, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, признан №, она является его опекуном.
Распоряжением администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ № Лихтнер М.Д. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории инвалиды в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области и порядке предоставления им таких помещений", номер очереди в общем списке – 65.
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, справке ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными ГБУЗ КО "№ больница", Лихтнер М.Д. имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилья, так как его заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.
До настоящего времени жилое помещение Лихтнер М.Д. не предоставлено.
Истец Лихтнер Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Новокузнецка Пепко К.Г. исковые требования не признала.
Решением суда от 08 апреля 2021 года постановлено: обязать администрацию города Новокузнецка предоставить Лихтнеру Максиму Дмитриевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям, расположенное в границах Новокузнецкого городского округа, общей площадью не более 28 кв.м.
В апелляционной жалобе администрация г. Новокузнецка просит решение суда отменить, указывая на то, что суд необоснованно применил положения ст. 57 ЖК РФ, поскольку Лихтнер М.Д. не признан малоимущим, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "инвалиды" в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ, который не предусматривает внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире. Не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Кроме того, постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 27.09.2005 № 7/57 норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере 13 кв.м.
Истец, ответчик извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, что в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Лихтнер М.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом № (л.д. 23).
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 20.12.2016 Лихтнер Максим Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признан №.
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными ГБУЗ КО "№ больница", Лихтнер М.Д. имеет право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилья, так как он страдает заболеванием № которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире (л.д.16, 17).
Распоряжением администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ № Лихтнер М.Д. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "инвалиды" в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области и порядке предоставления им таких помещений", номер очереди в общем списке – 65 (л.д.10).
.
По сведениям филиала № 12 БТИ Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района от 03.12.2020 отсутствуют сведения о зарегистрированном за Лихтнер Максим Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на праве собственности до 01.01.1999 недвижимом имуществе (л.д.32).
По сведениям филиала № 12 БТИ Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района от 03.12.2020г. отсутствуют сведения о зарегистрированном за Лихтнер Натальей Григорьевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на праве собственности до 01.01.1999 недвижимом имуществе (л.д.31).
Согласно справке МП г. Новокузнецка "Муниципальный жилищный центр", по состоянию 02.12.2020г. за Лихтнер (Бадаевой) Натальей Григорьевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р. регистрация прав на жилые помещения в многоквартирных жилых домах на территории города Новокузнецка не производилась (л.д.36).
Согласно справке МП г. Новокузнецка "Муниципальный жилищный центр", по состоянию 02.12.2020г. за Лихтнер Максимом Дмитриевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р. регистрация прав на жилые помещения в многоквартирных жилых домах на территории города Новокузнецка не производилась (л.д.37).
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) права у Лихтнер Максима Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.38).
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) права у Лихтнер Натальи Григорьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.39).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Лихтнер М.Д. права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью не более 28 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, в соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда незаконными и отклоняет выше приведенные доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области N 129-ОЗ от 17.11.2006 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют инвалиды.
Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области N 129-ОЗ от 17.11.2006 гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются исходя из состава семьи и норматива общей площади жилого помещения в порядке очередности, определенной в книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составленной в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Закона Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Норматив общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти во исполнение пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 1 февраля 2021 года N 3-П, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти во исполнение пункта 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе.
Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Предоставление лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, не предполагает дополнительного включения их в какую-либо специальную очередь.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как видно из дела, на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у Лихтнер М.Д. заболевание № входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и п. 8 Перечня тяжелых заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, действовавшего до 01.01.2018.
Согласно справке ВК № от ДД.ММ.ГГГГ Лихтнер М.Д. в настоящее время страдает диагноз, его заболевание входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную площадь (л.д.18).
В настоящее время право на дополнительную жилую площадь предусмотрено п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н.
Таким образом, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у Лихтнер М.Д. с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию в сентябре 2017 года, то есть до вступления в силу с 1 января 2018 г. нового Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 г. N 987н.
То обстоятельство, что Лихтнер М.Д. не признавался в установленном порядке малоимущим, по мнению судебной коллегии, в данном случае не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
При этом, необеспечение органом местного самоуправления Лихтнер М.Д. жилым помещением до 1 января 2018 г., не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика как обязанное лицо от исполнения обязанности, которая была возложена на него законом, в связи с этим изменение законодательства после возникновения права и его реализация в установленном порядке не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Кроме того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников) (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Частью 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления.
Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма такому гражданину с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении его особых потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной частью 2 статьи 58 данного Кодекса возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (ч. 3 ст. 50 ЖК РФ).
Статьей ст. 2 Закона Кемеровской области N 129-ОЗ от 17.11.2006 норматив общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Установление данного норматива по сравнению с установленной постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 27.09.2005 № 7/57 нормой предоставления жилой площади по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв.м. общей площади свидетельствует о льготном характере прав определенных Законом области N 129-ОЗ категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области.
Данный Закон имеет большую юридическую силу по сравнению с нормативным актом органа местного самоуправления, в связи с чем при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого Лихтнеру М.Д., суд обоснованно применил установленный статьей ст. 2 Закона Кемеровской области N 129-ОЗ от 17.11.2006 норматив общей площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Лихтнер М.Д., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке, неправильном определении судом размера общей площади предоставляемого жилого помещения, а также о том, что истец не признавался в установленном порядке малоимущим, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и правильность выводов суда, основанных на правильном применении норм жилищного законодательства, не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 08 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Новокузнецка – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: С.А. Смирнова
Е.В. Макарова