Дело №12-26/2022

(А03-1365/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

р.п. Благовещенка                                                                                       09 сентября 2022 г.

         Судья Благовещенского районного суда Алтайского края Зимоглядова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Кучуксульфат» Башакина И.Г. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Виниченко Е.В. от 21 января 2021 года №009-2020-в/6 о привлечении юридического лица ОАО «Кучуксульфат» к административной ответственности за нарушение требований ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

            Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Виниченко Е.В. от 21 января 2021 года №009-2020-в/6, юридическое лицо ОАО «Кучуксульфат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей (л.д.17-23, том №1).

            Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Кучуксульфат» Башакин И.Г. обратился с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края.

            Согласно определению Арбитражного суда Алтайского края от 02.06.2022 дело №А03-1362/2021 направлено в Алтайский краевой суд, для последующей передачи его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

         Как усматривается из жалобы, представитель ОАО «Кучуксульфат» Башакин И.Г., просит постановление № 009-2020-в/6 вынесенное 21 января 2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Виниченко Е.В.,    признать незаконным и отменить. В обосновании жалобы представитель указывает, что в период с 02.11.2020 по 18.211.2020 Росприроднадзором проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Кучуксульфат». По результатам проверки 20.11.2020 составлен акт № 009-2020-в/А, согласно которому объектом негативного воздействия на окружающую среду - производство сульфата натрия, код объекта: 2-я категория объекта, указана категория риска умеренная. Лицензией «Кучуксульфат» предоставлено право пользования земельным участком в границах участка недр с целевым назначением: добыча минеральных солей рапы озера Кучук (Кучукское месторождение). Лицензией ОАО «Кучуксульфат» предоставлено право добычи пресный подземных вод одиночной скважиной на Кучукском месторождении для хозяйственно-питьевого водоснабжения ОАО «Кучуксульфат». Лицензией от 22.04.2016 ОАО «Кучуксульфат» предоставлено право по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности по видам работ (услуг).

            Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, содержащихся в выписке Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ОАО «Кучуксульфат», в том числе является производство прочих основных неорганических химических веществ (код 20.13).

    Представитель указывает, что учитывая, что деятельность ОАО «Кучуксульфат» в случае ограничения права пользования недрами прекратит свою деятельность, и учитывая тот факт, что существо оспариваемого правонарушения может быть истолковано контролирующим органом, как нарушение существенных условий лицензии, полагаем, что вменяемое Обществу правонарушение напрямую связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности Общества.

         В жалобе представитель указывает, что в производстве третьего отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю находится материал проверки, зарегистрированный в КРСП от 20.01.2021 по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 292, частью 1 статьи 285 и частью 1 статьи 286 УК РФ. В ходе проверки сообщения о преступлении установлено, что в акт проверки -в/А от 20.11.2020 были внесены недостоверные сведения относительно имеющихся у ОАО «Кучуксульфат» нарушений природоохранного законодательства.

             В судебное заседание представитель ОАО «Кучуксульфат» Башакин И.Г. поддержал доводы поданной жалобы, по вышеизложенным в ней основаниям.

           Огласив доводы жалобы, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

           В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом ОАО «Кучуксульфат» и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Открытое Акционерное Общество «Кучуксульфат» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, с местом нахождения: <адрес>.

         Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Согласно п.19 ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, определяет сточные воды    как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «Кучуксульфат»        к административной ответственности послужило нарушение правил водопользования: в нарушение проектных решений, установленных разделом 8.3 «Водоснабжение и канализация» технического проекта , п.2.3. условий пользования водным объектом, предусмотренных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 17.07.2013 , ч.1 ст.44, ч.6, ст.60 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, ОАО «Кучуксульфат»    осуществляет сброс сточных вод выпуском в озеро Кучукское в отсутствие очистных сооружений.

В судебном заседании установлено, что должностными лицами Росприроднадзора в период со 2 ноября по 18 ноября 2020 года в отношении ОАО «Кучуксульфат», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено вышеуказанное нарушение.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Росприроднадзора в отношении ОАО «Кучуксульфат» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ (л.д.17-23, том 1).

          В судебном заседании установлено, что в соответствии с разрешением от 25.06.2015 ОАО «Кучуксульфат» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в составе сточных вод в озеро Кучукское по выпуску . Перечень допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ, допустимых к сбросу в водный объект по выпуску сточных вод, указаны в приложении к указанному разрешению.

         Согласно разделу V декларации от 05.06.2020 о воздействии на окружающую среду (л.д.76-111, том 1), превышение нормативов допустимых сбросов отсутствовало, аварий и инцидентов, повлекших негативное воздействие на окружающую среду в течение 2012-2019 годов, не возникало.

          В судебном заседании установлено, что в рамках рассмотренного Благовещенским районным судом Алтайского края гражданского дела №2-45/2021, по иску Благовещенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Кучуксульфат" о возложении обязанности устранить нарушения требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, судом была назначена экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии

         В соответствии с заключением экспертов Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук, констатируя изложенные обстоятельства, а так же имеющейся в материалах дела документации, эксперты пришли к выводу, что в соответствии с требованиями проектных решений очистные сооружения для очистки сточных (производственных) вод, поступающих на сброс в оз. Кучукское, на ОАО «Кучуксульфат» должны быть установлены в цехе производства сульфата натрия (основное производство), указав в обоснование, что в соответствии с проектными решениями в ОАО «Кучуксульфат» предусмотрена комплексная система канализования производственных сточных вод с последующим сбросом их через систему водоотводящих сооружений в оз. Кучукское. Согласно проектной документации Проект производственные стоки от производства мирабилита (сульфата натрия), «Санитарного-М» и ТЭЦ отводятся по внутриплощадным сетям производственной канализации на локальные очистные сооружения и далее по центральному коллектору сбрасываются в оз. Кучукское.

         Из заключения экспертов следует, что в соответствии с требованиями проектных решений ОАО «Кучуксульфат», очистке подлежат сточные (производственные) воды отделения центрифугирования (основное производство). Остальные сточные воды являются нормативночистыми и дополнительной очистки не требуют.

        По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено отсутствие превышений концентраций загрязняющих веществ в сточной воде, предоставленных в разрешении на сброс от 25.06.2015». Эксперты отмечают, что осуществление контроля и свойств сточных вод, осуществляемых на предприятии соответствует как ранее действующему Приказу Минприроды России от 08.07.2009 так и «новому» Приказу Минприроды России от 09.11.2020 .

          Из заключения следует, что исходя из анализа документации, эксперты пришли к выводу о том, что текущее расположение очистных сооружений для очистки сточных (производственных) вод соответствует требованиям проектных решений.

Эксперты указывают, что сбросной канал предназначен для организационного отведения сточных вод ОАО «Кучуксульфат» на сброс в оз. Кучукское. Начало канала расположено на расстоянии около 50 м от уреза воды шламонакопителя оз. Кривое. Берега канала выполнены в виде песчано-глиняной обваловки, исключающей возможность контакта сбрасываемых вод с отходами, расположенными в шламонакопителе и поверхностным стоком с прилегающих территорий, что зафиксировано в протоколе осмотра. При этом сбросной канал не проходит по площади шламонакопителя, территориально они разделены песчано-глиняной обваловкой.

        Так, согласно акту осмотра системы очистки сточных вод «FloTenk», подводящих и разводящих технологических трубопроводов, отмечено, что они находятся в удовлетворительном состоянии и соответствуют принятым техническим решениям.

           Из заключения экспертов также следует, что анализируя материалы дела, эксперты пришли к выводу о том, что осуществление сброса загрязненных сточных (производственных) вод минуя очистные сооружения, на предприятии не происходит.

          Эксперты, обосновывая вывод, указывают, что система водоотведения (канализования) представляет из себя, комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения и включает процедуры приема, транспортировки и очистки сточных вод. Исходя из смысла пунктов 14, 21 ГОСТ 25150-82. «Канализация. Термины и определения» выпуск сточных вод - это трубопровод (канал), отводящий очищенные сточные воды в водный объект.

        Таким образом, транспортирование (перемещение) очищенных сточных вод после точки выпуска до водного объекта осуществляется по водоотводящему сооружению, выполненного в виде земляного канала.

         Сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Барнаул были отобраны пробы сточных вод на выпуске в оз. Кучукское. Согласно Заключению в пробах сточных вод превышений нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, не установлено.

           Таким образом, вышеуказанное заключение экспертов является допустимым доказательством по настоящему делу, согласуется с иными доказательствами, установленными в ходе судебного разбирательства, и сомнений в своей правильности и обоснованности не вызывает. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.

         Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 6 декабря 2021 года (дело №2-45/2021), в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору района отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд указал, что ОАО «Кучуксульфат» не нарушает природоохранного законодательства, в рамках заявленных исковых требований.

           В судебном заседании также установлено, что постановлением старшего следователя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю от 21 января 2021 года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя ОАО «Кучуксульфат» по факту нарушения природоохранного законодательства, отраженного в акте проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ОАО «Кучуксульфат» от 20 ноября 2020 года -в/а, за отсутствием в его действиях составов преступлений, предусмотренных ст.246, ч.1 ст. 247, ч.1 ст.250, ч.1 ст.251, ч.1 ст. 254, ч.1 ст.255, ч.1 ст.256, ст.257 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отказывая в возбуждении уголовного дела, следователь пришел к выводу об отсутствии у Общества указанного нарушения по причине наличия у ОАО «Кучуксульфат» очистных сооружений для очистки сточных вод, поступающих на сброс в оз. Кучукское.

     Оценив в совокупности вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Кучуксульфат» соблюдаются требования водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «Кучуксульфат» отсутствиет состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что в рамках одной проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с 02.11.2020 по 18.11.2020 ОАО «Кучуксульфат» одновременно привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных по ст.8.14 КоАП РФ, по ст.8.46 КоАП РФ и др., в связи с нарушениями требований закона в области охраны окружающей среды, выявленными на территории деятельности ОАО Кучуксульфат по адресу: <адрес>, между тем, при рассмотрении материалов дела должностным лицом данный факт учтен не был.

Должностным лицом, при вынесении обжалуемых постановлений не учтено то обстоятельство, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в ОАО «Кучуксульфат» подведомственно одному должностному лицу.

         При этом, согласно абз. 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", должностному лицу следовало решить вопрос о возможности вынесения определения об объединении материалов по аналогичным нарушениям и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Однако по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Кучуксульфат» вынесено несколько постановлений о привлечении к административной ответственности, при этом административное наказание ОАО «Кучуксульфат» назначено за каждое совершенное административное правонарушение.

Между тем в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".

Следовательно, при рассмотрении дел в отношении ОАО «Кучуксульфат» о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями КоАП РФ, подлежат учету положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, чего должностным лицом сделано не было.

Указанные обстоятельства являются существенными процессуальными нарушениями, не позволившими полно и объективно рассмотреть дело, и влекущими отмену постановления должностного лица.

         В силу положений ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Виниченко Е.В. от 21 января 2021 года №009-2020-в/6 о привлечении ОАО «Кучуксульфат» к административной ответственности за нарушение требований ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ.

           На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

        Р Е Ш И Л :

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 21 ░░░░░░ 2021 ░░░░ №009-2020-░/6 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 80 000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-26/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Кучуксульфат"
Другие
Башакин Игорь Геннадьевич
Суд
Благовещенский районный суд Алтайского края
Судья
Федорова Алена Владимировна
Дело на сайте суда
blagovechensky.alt.sudrf.ru
12.07.2022Материалы переданы в производство судье
12.07.2022Истребованы материалы
08.08.2022Материалы переданы в производство судье
09.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.10.2022Вступило в законную силу
09.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее