Дело № 2-5470/2022
УИД 35RS0010-01-2022-006764-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 10 октября 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вишнякова Р. В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Межобластной больнице № 10 УФСИН России по Вологодской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Вишняков Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Межобластной больнице № 10 УФСИН России по Вологодской области о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что в период с 08.12.2021 по 28.12.2021 находился на плановом обследовании в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области. Палата №, в которой содержался истец, не соответствовала установленным стандартами и требованиям, а именно: была переполнена (вместо четверых осужденных содержались пятеро), недостаточность освещения, в связи с чем было неудобно передвигаться по палате, болели глаза. Был лишен права на прогулки. В связи с чем ухудшилось его состояние здоровья. Кроме того умывальник в нарушении установленных требований находился прямо в палате, в одном помещении с унитазом. Нарушена противопожарная безопасность. Отсутствовала вентиляция, курили прямо в палате. Испытывал нравственные страдания. В связи с чем, просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 850 000 руб.
Определением судьи, занесенным в протокол судебного заседания от 07.06.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области.
Определением судьи, занесенным в протокол судебного заседания от 07.09.2022, руководствуясь положениями части 3 статьи 33.1 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании административный истец Вишняков Р.В., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенном в иске. Пояснил, что просит о признании ненадлежащими условий содержания.
Представитель административных ответчиков Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, ФК ЛПУ «МБ-10» УФСИН России по Вологодской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УФСИН России по Вологодской области по доверенности Щербакова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, из которого следует, что условия содержания соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, указывает на пропуск административным истцом срока исковой давности.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Согласно справке заместителя начальника майора внутренней службы осужденный Вишняков Р.В. в период с 08.12.2021 по 28.12.2021 находился в 4-х местной палате № хирургического отделения ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области. Общая площадь палаты составляет 21,7 кв.м., находится на третьем этаже здания больницы. Наполняемость палаты № за период с 08.12.2021 по 28.12.2021 составляла 4 осужденных.
В палате имеется: закрытый санитарный узел оборудованный унитазом и раковиной. Площадь санитарного узла составляет 1,7 кв.м.
В соответствии с Приказом Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 палата оборудована вытяжной вентиляцией, приток воздуха осуществляется через окно размером 1400x1250 мм. Имеется два светильника дневного освещения и один светильник ночного освещения, имеется регистр отопления. Стены, потолок покрашены масляной краской (моющая), пол деревянный окрашен половой краской. В палате имеется четыре кровати металлические, четыре тумбочки прикроватные, четыре табурета, стол прямоугольный, вешалка настенная, ведро, чайник для питьевой воды. Вся мебель и оборудование находится в удовлетворительном состоянии.
В соответствии с приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить бесперебойную, безаварийную и безопасную работу систем водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и вентиляции (пункт 3.3.).
В соответствии с приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» ежегодно в ходе общего осмотра специальной технической комиссией проверяется техническое состояние несущих и ограждающих конструкций и инженерных систем зданий и сооружений. По окончании осмотра составляется акт.
Согласно акту проверки эффективности работы системы вентиляции от 01.03.2022 в палатах № вентиляционная система соответствует требованиям.
Согласно справке начальника отдела безопасности ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, в период с 08.12.2021 по28.12.2021
осужденному Вишнякову Р.В., проходящему лечения на хирургическом отделении, прогулки предоставлялись в полном объеме, согласно графика на 2021 год. Согласно справке об отправке корреспонденции заведующего канцелярией ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, за время нахождения в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области в период с 08.12.2021 по 28.12.2021 осужденный Вишняков Р.В. с жалобами и заявлениями, согласно журнала «Учета приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам руководством ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области» на действия сотрудников учреждения и условия содержания не обращался.
В связи с вышеизложенным, нарушения норм, связанных с условиями содержания в указанный в иске период судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований о компенсации за ненадлежащие условия содержания суд исходит из того, что заявителем достаточных и достоверных доказательств, в безусловном порядке подтверждающих, что истцу причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, не представлено.
Кроме того, суд полагает обоснованными доводы представителя административных ответчиков о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 данной статьи).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В данном случае заявленные требования вытекают из действий государственных органов, связанных с условиями содержания лица, находящегося в местах принудительного содержания, что подпадает под регулирование главы 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Указанные нормы введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются к правоотношениям, возникшим после 27 января 2020 года с исключениями, предусмотренными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ, согласно которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Данных о подаче жалобы в Европейский Суд по правам человека материалы дела не содержат.
Как усматривается из материалов дела административный истец, находясь в местах лишения свободы, имел возможность реализовать свое право на обращение в государственные органы и в суды, что подтверждается информацией предоставленной административными ответчиками, в связи с чем не лишен был возможности обратиться в суд с административным исковым заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц УИС, в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, чему не препятствовало и отсутствие в данном Кодексе на момент рассматриваемых событий нормы, регламентирующей порядок рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
На основании изложенного, основания для удовлетворения административных исковых требований Вишнякова Р.В. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Вишнякову Р. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2022