Дело № 2-139/2022
Мотивированное решение
изготовлено 29.06.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2022 года п.Змиевка Орловской области
Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Занина С.С.,
с участием: помощника прокурора Свердловского района Орловской области Нечаева И.И., истца Ш.А.Н., представителя ответчика администрации Свердловского района Орловской области Тёкиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свердловского района Орловской области Сиротинина А.А., поданному в интересах Ш.А.Н., к администрации Свердловского района Орловской области об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района Орловской области Сиротинин А.А. обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области, в котором указал, что прокуратурой Свердловского района проведена проверка исполнения требований законодательства о жилищных правах. В ходе проверки установлено, что Ш.А.Н. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Ш.А.Н. был признан нуждающимся в государственной защите и поставлен на регистрационный учет в качестве имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения. В настоящее время Ш.А.Н. собственного жилья не имеет, вынужден проживать в съемной квартире.
Бездействие администрации района, выразившееся в не предоставлении жилого помещения Ш.А.Н., является незаконным.
Прокурор Свердловского района Орловской области первоначально просил обязать ответчика обеспечить Ш.А.Н. жилым помещением общей площадью на одного человека в размере не менее 33 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека.
Впоследствии, уточнив исковые требования, прокурор Свердловского района Орловской области просил обязать администрацию Свердловского района Орловской области обеспечить Ш.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в порядке установленном ч.3 ст.3 Закона Орловской области № – ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Нечаев И.И. и истец Ш.А.Н. поддержали требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ш.А.Н. пояснил, что у него не имеется в собственности жилого помещения, он не является членом семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации Свердловского района Орловской области Тёкина О.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действительно Ш.А.Н. числится в списке лиц, которым необходимо предоставить жилое помещение, вместе с тем, поскольку финансирование ограничено, администрации района приходится предоставлять жилье в очередном порядке согласно списку, а также исполнять обязательства по решениям суда. Администрация Свердловского района Орловской области исполняет свои обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках объема финансирования предоставленного из бюджета субъекта.
Представитель Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района Орловской области Патракова Г.В. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в числе прочих, решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Аналогичные положения содержит статья 1 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно данному Закону формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Орловской области (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области, уполномоченным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список, определяется постановлением Правительства Орловской области.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства на территории муниципального района Орловской области, муниципального округа Орловской области, городского округа Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия на территории муниципального района Орловской области, муниципального округа Орловской области, городского округа Орловской области жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
Согласно ст.6 указанного Закона Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов Орловской области, муниципальных округов Орловской области и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании установлено, что Ш.А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, в графе «отец» свидетельства о рождении № указан Ш.Н.И., который умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти №, матерью указана Ш.Н.А..
Решением Свердловского районного народного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Ш.Н.А. была лишена родительских прав в отношении сына Ш.А.Н..
ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению главы администрации Свердловского района Орловской области № было принято решение признать несовершеннолетнего Ш.А.Н. нуждающимся в государственной защите и направить его в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Ш.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Ш.А.Н. обратился с заявлением в администрацию Свердловского района Орловской области с целью постановки на регистрационный учет в качестве имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Свердловского района Орловской области № Ш.А.Н. поставлен на регистрационный учет в качестве имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Ш.А.Н. зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, согласно штампа о регистрации в паспорте.
Из пояснений Ш.А.Н. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в ГОУ «Профессиональное училище №». Дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит его тёти Д.Ю.А.. До настоящего времени соответствующее жилое помещение ему не предоставлено. Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались.
В соответствии с ответом и.о. начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и вопросам сельского хозяйства Свердловского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ Ш.А.Н. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не использовал право на приватизацию жилья на территории Свердловского района Орловской области.
Согласно ответа руководителя Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» информация о зарегистрированном праве собственности на объекты недвижимости за Ш.А.Н., в базе данных отсутствует.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных за Ш.А.Н. правах на объекты недвижимости на территории Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Ш.А.Н., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему возраста 23 лет, должно быть предоставлено жилое помещение, вместе с тем, до настоящего момента он не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом норма, которой законодатель в вышеуказанном Федеральном законе, устанавливает очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, отсутствует, а указание, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона, на то, что формирование списка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области Сиротинина А.А., в интересах Ш.А.Н., к администрации Свердловского района Орловской области об обязании обеспечить жилым помещением - удовлетворить.
Обязать администрацию Свердловского района Орловской области предоставить Ш.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшего возраста 23 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде, подачей жалобы через Свердловский районный суд Орловской области.
Председательствующий С.С. Занин