УИД 86RS0№-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года город Ханты - Мансийск.
Ханты - Мансийский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Савченко М.П.,
при секретаре судебного заседания Поповой Д.Г.,
с участием представителя административного ответчика адвоката Белошапкина В.М.,
рассмотрев в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2963/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Кривошеевой Ольге Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Кривошеевой О.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, просит взыскать с административного ответчика задолженность – по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 1 814 руб. 00 коп., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 - 2017 годы в размере 10 996 руб. 27 коп. и пени в размере 70 руб. 47 коп., а всего в сумме 12 880 руб. 74 коп., требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком установленных налогов. В нарушение ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) ответчик не исполнила установленную законом обязанность по уплате налогов и пени, в связи с чем, просит взыскать задолженность по налогам и пеням согласно нормам налогового законодательства.
До рассмотрения дела по существу в суд от административного истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым налоговый орган в связи с некорректным указанием в иске расчета налога на имущество физических лиц, обусловленного двойным начислением налога на имущество ответчика, то есть <адрес> ХМАО – Югры уменьшил налог за 2015 год в размере 2 471 руб. 00 коп., за 2016 год в размере 2 616 руб. 00 коп., за 2017 год 2 761 руб. 00 коп. и за <адрес> в <адрес> – Югры просит взыскать за 2017 год в размере 1 814 руб. 00 коп.
Будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства, представитель административного истца МИФНС № 1 по ХМАО-Югре и административный ответчик в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании и в представленных возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика адвокат Белошапкин В.М. административные исковые требования признал частично - в части наличия задолженности по налогу на имущество в размере 1 814 руб. 00 коп. за 2017 год за <адрес> <адрес> просит взыскать за 2017 год, а в остальной части, по мнению представителя ответчика, исковые требования удовлетворению не подлежат удовлетворению, так как в соответствии с решением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с административного ответчика уже взыскана задолженность по налогу на имущество за перечисленные объекты за 2015 - 2016 годы и указанное решение суда добровольно исполнено Кривошеевой О.А., о чем свидетельствуют чеки - ордера от ДД.ММ.ГГГГ предоставленные в судебном заседании. Применительно к требованиям о взыскании задолженности за квартиру, расположенную по адресу: ХМАО – Югра <адрес>, МИФНС России №1 по ХМАО-Югре является не надлежащим истцом, так как в соответствии с частью 2 статьи 409 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. Учитывая, что объект налогообложения находится за пределами территориальной юрисдикции административного истца, требования в данной части являются не законными. Кроме того, в адрес административного ответчика поступило заявление № о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым требование о взыскании задолженности налога на имущество физических лиц заявлено МИФНС России №5 по ХМАО-Югре. Учитывая, что у Кривошеевой О.А. отсутствует иное имущество, указанный налоговый орган намерен взыскать налог на имущество за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>. Кроме того, согласно письму УФНС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № налог на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> начислен дважды из-за технической ошибки, которая в настоящее время устранена и произведен перерасчет налоговых обязательств по указанному объекту. Кроме того, административным истцом пропущен срок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Установив позицию административного истца, заслушав представителя административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кривошеева О.А. является плательщиком налогов.
ДД.ММ.ГГГГ Седьмым кассационным судом общей юрисдикции отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Кривошеевой О.А. задолженности по налогам и пени.
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик в ДД.ММ.ГГГГ годах владела квартирой с кадастровым номером «<адрес> расположенной по адресу: <адрес> квартирой» с кадастровым номером «<адрес>, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> ей начислен налог на имущество в общей сумме 10 200 руб. 00 коп.
Из списка почтовых отправлений видно, что в адрес Кривошеевой О.А. ДД.ММ.ГГГГ направлялось указанное налоговое уведомление об уплате налогов.
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик в 2016 году владела квартирой с кадастровым номером <адрес> расположенной по адресу: ХМАО <адрес> <адрес> квартирой» с кадастровым номером «<адрес>», расположенной по адресу: <адрес> <адрес> ей начислен налог на имущество в общей сумме 4 430 руб. 00 коп.
Из списка почтовых отправлений видно, что в адрес Кривошеевой О.А. ДД.ММ.ГГГГ направлялось указанное налоговое уведомление об уплате налогов.
Согласно требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика имелась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 2 616 руб. 00 коп. и пени в сумме 61 руб. 12 коп., которую необходимо было оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из списка почтовых отправлений следует, что в адрес Кривошеевой О.А. ДД.ММ.ГГГГ направлялось указанное требование об уплате налогов.
Согласно требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика числится задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10 200 руб. 00 копеек и пени в размере 70 руб. 47 коп., которую необходимо было оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из списка почтовых отправлений следует, что в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлялось указанное требование об уплате налогов.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Как следует из материалов дела ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога с физических лиц.
В нарушение статьи 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, ему были начислены пени на указанную сумму задолженности.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления в соответствии со статьей 52 НК РФ.
Согласно статьи 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 ст. 52 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 52 НК РФ).
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст.ст. 400, 401 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя): жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ст. 401 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Суд отклоняет доводы представителя административного истца указанные в судебном заседании и представленных возражениях по следующим причинам.
Как следует из материалов дела ответчик гр-ка Кривошеева О.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов,.
Административным истцом в адрес административного ответчика выставлялись налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ и для уплаты налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате.
В судебном заседании установлено, что по истечении установленного срока платежа по налоговым уведомлениям, налогоплательщиком Кривошеевой О.А, в нарушение ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога в полном объеме не исполнена.
На основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес ответчика направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с предложением оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в нарушение статьи 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и установленная законом обязанность по уплате налога ответчиком, как налогоплательщиком, надлежащим образом не исполнена.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, МИФНС России № 1 по ХМАО – Югре имеет право обращаться в суд о взыскании с Кривошеевой О.А. задолженности, в том числе, если объект налогообложения не находится на территории её юрисдикции, так как ответчик проживает в настоящее время на территории относящейся к компетенции истца, что не отрицается стороной административного ответчика.
В судебном заседании установлено, что суду не представлено достаточных доказательств того, что с административного ответчика Кривошеевой О.А. уже взыскана задолженность по налогам за объект налогообложения <адрес> <адрес>, за периоды за которые просит взыскать задолженность налоговый орган, так как представленные стороной ответчика решение Ханты – Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33), чеки – ордеры от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности во исполнение указанного решения суда (л.д. 45), заявление № о вынесении судебного приказа поданное МИФНС России № 5 по ХМАО – Югре (л.д. 41-43), не подтверждают указанный довод стороны ответчика.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Ханты - Мансийского судебного района ХМАО – Югры вынесен судебный приказ № согласно которого решено с должника гр-ки ФИО2 взыскать задолженность по налогам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ Седьмым кассационным судом общей юрисдикции отменен судебный приказ № который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Кривошеевой О.А. задолженности по налогам и пени, а так же государственной пошлины, на основании поступивших возражений гр-на Белкина Р.М.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Административное исковое заявление поступило в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного процессуального срока.
Таким образом, административным истцом соблюден процессуальный срок обращения в мировой суд по требованиям № и №.
В связи с чем суд приходит к выводу, что фактически указанный процессуальный срок истцом не пропущен и процессуальные сроки для обращения о взыскании задолженности административным истцом соблюдены, в связи с чем довод стороны административного ответчика о пропуске истцом срока взыскания налога не обоснован.
Представленный административный истцом в ходатайстве об уточнении исковых требований расчет суммы налога (л.д. 25-29), подлежащей взысканию, учитывает законные и обоснованные доводы приведенные стороной административного ответчика, в связи с чем суд принимает его и учитывает при вынесении решения по настоящему административному делу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу в обоснованности уточненных исковых требований административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и необходимости их удовлетворения.
Кроме этого, учитывая, что требования административного истца подлежат удовлетворению, и руководствуясь ч. 2 ст.103, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Кривошеевой Ольге Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Кривошеевой Ольги Александровны проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 9 662 руб. 00 коп., а всего в сумму 9 662 (девять тысяч шестьсот шестьдесят два) руб. 00 коп.
Взыскать с Кривошеевой Ольги Александровны государственную пошлину в доход местного бюджета РФ в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты - Мансийский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 21 октября 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: подпись М.П. Савченко
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: М.П. Савченко