Решение по делу № 2-43/2024 от 25.01.2024

?

УИД 04RS0006-01-2024-000027-19

Дело № 2-43/2024

                                                                 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 марта 2024 года                                                                                      с. Сосново-Озерское

Еравнинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Лодоевой Э.О. единолично, при секретаре Дашидоржиевой Э.Ч., с участием помощника прокурора Паткиной М.А.,     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Еравнинского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации в лице Республиканского агентства лесного хозяйства к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного в результате тушения лесного пожара,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании затрат на тушение лесного пожара. Иск мотивирован тем, что 08.05.2023 около 14 часов 20 минут был обнаружен лесной пожар на территории Гундинского участкового лесничества квартала 107 выделах 19,22,23,24,25,27,28,29,30,32. Лесной пожар был ликвидирован 09.05.2023 силами АУ РБ «Еравнинский лесхоз». Площадь возгорания на момент обнаружения лесного пожара составила 1,5 га., на момент ликвидации площадь лесного пожара составила 100 га., в том числе лесная 70 га., 30 га нелесной. Ущерб лесному фонду не причинен. Стоимость работ по тушению лесного пожара составила 275540,54 руб. Постановлением от 08.12.2023 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности не освобождает ответчика от обязанности возместить истцу затраты, возникшие в результате виновных действий ответчика. Таким образом, в результате действий ответчика Республиканскому агентству лесного хозяйства был причинен ущерб в виде затрат на тушение лесного пожара в размере 275540,54 рублей, которые истец просит взыскать с ответчика.

Прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.

             Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства на слушание дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования.

            Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие или отложении слушания дела.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон с вынесением по делу заочного решения.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

            Частью 2 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) на граждан возлагаются обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления и правила ухода за лесами.

            В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

          Из материалов дела следует, что 08 мая 2023 года около 12 часов 30 мин. ФИО1, находясь у озера «Глубокое» возле с.Гонда Еравнинского района, бросил непотушенный окурок на лесную подстилку и не затушил его, в результате чего возник лесной пожар на площади 100 га. на территории Гундинского участкового лесничества квартала 107 выделах 19,22,23,24,25,27,28,29,30,32, т.е. возникновение лесного пожара без причинения вреда здоровью человека, и других признаков уголовно наказуемого деяния.

          За допущенное административное правонарушение постановлением от 08.12.2023 ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу, штраф не оплачен.

         В силу ч.4 ст. 61 ГПК РФ данное постановление имеет преюдициальное значение для настоящего спора.

            Лесной пожар был ликвидирован силами АУ РБ «Еравнинский лесхоз».

            Из справки АУ РБ «Еравнинский лесхоз» о затратах на тушение лесного пожара от 09.05.2023 следует, что стоимость работ по тушению лесного пожара составила 275540,54 руб., в том числе: оплата труда – 166348,47 руб.; налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда – 50237,24 руб.; стоимость израсходованных материальных запасов - 58954,83 руб., в том числе горюче-смазочные материалы – 40146,37 руб., питание 18808,46 руб.

             Данные затраты подтверждены актом о лесном пожаре от 11.05.2023 г., из которого следует, что 08.05.2023 в 14 часов 20 минут патрульной группой обнаружен лесной пожар на территории лесной пожар на территории Гундинского участкового лесничества квартала 107 выделах 19,22,23,24,25,27,28,29,30,32. Класс пожарной опасности -3. Расстояние от места пожара до с.Сосново-Озерское составило 30 км. На месте возникшего пожара обнаружено горение сухой травы, напочвенного покрова, сухого валежника. К тушению пожара привлечено 32 работника лесхоза, 8 единиц техники, в том числе УАЗ-1шт, мотовездеход-1 шт., АЦЛ-1,0- 2 шт., ГАЗ Садко-1 шт., ЗИЛ -1 шт., Урал трал-1 шт., ДТ-75-1шт. Площадь лесного пожара составила 100 га., в том числе лесная 70 га., нелесная 30 га. Пожар ликвидирован 09 мая 2023 г. в 14 часов. Стоимость работ по тушению пожара составила 528663,40 рублей (предварительная ).

            Ущерб лесному фонду не причинен.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В силу ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В силу п.1.6 Устава АУ РБ «Еравнинский лесхоза» учредителем и собственником имущества учреждений является Республика Бурятия. Согласно Устава учреждения финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета. Функции и полномочия учредителя АУ РБ «Еравнинский лесхоза» осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 , Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.

В соответствии с п.3.1.5 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 , Республиканское агентство лесного хозяйства осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе установление зон контроля лесных пожаров, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.

В силу ст.10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст.14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

По смыслу действующего гражданского и природоохранного законодательства в состав ущерба, причиненного лесному фонду и подлежащего возмещению лицом, виновным в возникновении пожара, подлежат включению расходы, связанные с тушением пожара.

Таким образом, в результате действий ответчика Российской Федерации в лице Республиканского агентства лесного хозяйства был причинен ущерб бюджету на заявленную сумму.

Поскольку действия ФИО1 привели к расходованию средств федерального бюджета, в результате чего пострадали интересы Российской Федерации, прокурор обратился с указанным иском в соответствии со статьей 45 ГПК РФ.

            В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

            Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

           Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что факт наличия вины ответчика в причинении вреда окружающей среде, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, установлен, сумма расходов, направленных на тушение лесного пожара документально подтверждена. Размер ущерба ответчиком не оспаривался.

Согласно п. 3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

            Оценив указанные доказательства, принимая во внимание наличие у ответчика дохода только в виде пенсии, его престарелый возраст, учитывая факт причинения вреда ответчиком неумышленными действиями, а также исходя из принципов разумности и справедливости, в целях соблюдения баланса интересов сторон, учитывая отсутствие у ФИО1 умысла на причинение вреда, суд пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера возмещения вреда, причиненного ответчиком силу ч.3 ст.1083 ГК РФ, до 60 000 руб.

    В соответствие со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых был освобожден истец, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб. в доход государства.

                  На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд

           РЕШИЛ:

          Исковые требования удовлетворить частично.

          Взыскать со ФИО1 (паспорт <данные изъяты>, выданный ОВД по РБ 20.01.2004 г.) в пользу Российской Федерации в лице Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия (ИНН 0326041154) в счет возмещения материального ущерба 60 000 рублей.

          Взыскать со ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в доход бюджета МО «Еравнинский район» в размере 2000 рублей.

           В удовлетворении остальной части отказать.

Ответчик вправе подать в Еравнинский районный суд Республики Бурятия заявление об отмене настоящего заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Еравнинский районный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия д через Еравнинский районный суд Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение принято 25.03.2024.

           Судья                                         Лодоева Э.О.

2-43/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Республиканское агентство лесного хозяйства
Носков Я.Г.
Ответчики
Степанов Леонид Кузьмич
Суд
Еравнинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Лодоева Э.О.
Дело на странице суда
eravninsky.bur.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
25.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Подготовка дела (собеседование)
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее