УИД 68RS0004-01-2021-000532-66
Дело № 2-697/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мачихина А.А. к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Мачихин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от 23 октября 2020 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 15 октября 2020 г. истцом было подано заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» по категории «молодой специалист» и о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. 23.10.2020 г. администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области было выдано уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно указанному документу причиной отказа является то, что истец не является малоимущим, так как его доход превышает величину прожиточного минимума, установленного в Тамбовской области. Полагает отказ необоснованным, учитывая, что он проживает в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором проживают и зарегистрированы 5 человек, таким образом, он обеспечен жилой площадью <данные изъяты>., что не соответствует учетной норме площади жилого помещения на одного человека в Тамбовской области. Ни собственником, ни нанимателем указанного домовладения истец не является, оно принадлежит его отцу.
В судебном заседании истец Мачихин А.А. и его представитель по устному ходатайству Сысоев М.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Мачихин А.А. пояснил суду, что работает преподавателем в сельской школе 6 лет, является молодым специалистом сельской местности, и желает принять участие в программе для приобретения жилья в собственность с учетом субсидий, предоставляемых государством. Обратился в администрацию с заявлением со ссылкой на участие в программе «Устойчивое развитие сельских территорий», которая в настоящее время именуется по-другому, о чем он не знал на момент обращения. При этом полагает, что размер его дохода в данном случае не должен являться критерием для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он желает приобрести жилое помещение путем внесения своих денежных средств, а не получить его бесплатно.
Представитель истца Сысоев М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что администрацией Новолядинского поссовета необоснованно не была принята во внимание цель, с которой Мачихин А.А. обратился к ним с заявлением о постановке на учет. В программе в целях признания нуждающимся имеется ссылка на нормы ст. 51 ЖК РФ, в которой, в свою очередь, имеется ссылка на учетную норму площади жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области Арчакова С.В. в судебном заседании пояснила, что администрация поссовета не желает никоим образом препятствовать реализации подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», и удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда. Между тем, решение об отказе в постановке на учет Мачихина А.А. было принято в связи с тем, что, при рассмотрении документов Мачихина А.А., руководствовались положениями Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. № 613-З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области», в котором указано, что признание граждан нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется органами местного самоуправления по основаниям, установленным соответственно статьями 51 и 91.3 ЖК РФ, а также административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» утвержденным Постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № 168 от 24.08.2012 г., которым установлено, что получателями данной услуги являются малоимущие граждане. К реализации программы администрация поссовета не имеет никакого отношения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Тамбовского района Тамбовской области, по доверенности, Калашникова Е.А., в судебном заседании пояснила, что доводы ответчика основаны на неверном толковании норм закона, поскольку в данном случае гражданин обратился к администрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не на общих основаниях, а с целью участия в конкретной программе по улучшению жилищных условий, что должно было быть принято во внимание.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, отдела образования администрации Тамбовского района Тамбовской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. В лице начальника управления обратился в суд с заявлением, согласно которому исковые требования не входят в компетенцию управления и подведомственны отделу по социальным вопросам и труду администрации Тамбовского района Тамбовской области.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся на основании ст. 167 ГПК РФ.
Допрошенный в судебном заседании специалист отдела по социальным вопросам и труду администрации Тамбовского района Тамбовской области Шапошникова О.Ю. пояснила, что при обращении гражданина с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении именно для участия в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», специалисты поссовета должны были учитывать именно условия участия в такой программе, а не руководствоваться общими нормами, установленными для признания гражданина малоимущим. Само по себе признание малоимущим гражданина противоречит условиям такой программы, поскольку по ее смыслу государство оказывает помощь в приобретении жилья с учетом собственных средств молодого специалиста, и для подтверждения возможности внесения таких средств, доход заявителя должен превышать прожиточный минимум, установленный на территории Тамбовской области. Таким образом, в случае, если бы Мачихин А.А. был бы признан малоимущим, он был бы лишен права участия в такой программе. Между тем, одним из критериев оценки возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в программе, является учетная норма площади жилого помещения, которая приходится на заявителя, и которая, в данном случае, не соблюдена, принимая во внимание, что ее размер на территории Тамбовской области состаляет <данные изъяты>. На момент обращения Мачихина А.А. программа «Устойчивое развитие сельских территорий» уже не действовала, однако действующая программа в своей основе содержит те же условия для участия в ней.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Мачихина А.А. подлежат удовлетворению с учетом особенностей условий реализации прав на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 Конституции Российской Федерации).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 Конституции Российской Федерации).
В целях реализации приведенных выше конституционно-правовых гарантий Жилищным кодексом Российской Федерации (пунктом 1 статьи 52) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений при наличии определенных оснований, которые являются условиями постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с положениями Закона Тамбовской области от 28 декабря 2015 г. № 613-З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2015 г.) настоящий Закон регулирует правоотношения, направленные на реализацию жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.1).
Категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Право на получение жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования имеют граждане, указанные соответственно в статьях 49 и 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, признанные нуждающимися в жилых помещениях и принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом (ст.2).
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется органами местного самоуправления по основаниям, установленным соответственно статьями 51 и 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.3).
В соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 31 декабря 2019 г. N 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий» право на получение социальной выплаты имеет: гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом: осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения (далее соответственно - участники мероприятий, сводный список); имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрации по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, одним из оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в Программе является оценка учетной нормы площади жилого помещения, приходящегося на заявителя, и оценка нуждаемости Мачихина А.А., обратившегося в администрацию поссовета именно со ссылкой на намерение участвовать в указанной Программе, без учета условий Программы, со ссылкой лишь на материальное положение, основана на неверном толковании норм права, и нарушает право Мачихина А.А. на участие в Программе.
Вопреки доводам представителя ответчика администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области о том, что администрация поссовета не имеет отношения к указанной Подпрограмме, согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 6 ч. 1 ст. 14 которого установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом как следует из материалов дела, в собственности Мачихина А.А., занимающего должность тренера-преподавателя МБОУ дополнительного образования детей «ДЮСШ № 1 Тамбовского района» с 15.01.2014 г., отсутствует жилое помещение, что подтверждается сведениями из ЕГРН Управления Росреестра по Тамбовской области.
Согласно выписке из домовой книги администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области Мачихин А.А. зарегистрирован по адресу: р.<адрес> <адрес> совместно с М.А.И., М.А.А., М.В.А., М.М.А.
Площадь жилого дома – <данные изъяты> кв.м. Собственником жилого дома является отец Мачихина А.А. – М.А.И.
Решением Новолядинского поселкового Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 18 июля 2008 г. N 306 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена на территории Новолядинского поссовета учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере <данные изъяты> кв м, общей площади. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее <данные изъяты> кв м. на одного человека.
Таким образом, каких-либо препятствий к постановке Мачихина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях реализации прав Мачихина А.А. на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» не усматривается, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мачихина А.А. к администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от 23 октября 2020 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области поставить Мачихина А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях реализации прав Мачихина А.А. на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2021 г.
Судья А.И. Дюльдина