07RS0002-01-2022-004496-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года г. Баксан
Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Табуховой А.А., при секретаре Шогеновой Э.Р.,
с участием административного истца – Жангериева З.В.,
представителя административного ответчика - местной администрации Баксанского муниципального района КБР – Хуранова А.Ш., действующего по доверенности, выданной 11.03.2022 г., № 48/5-3-744,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жангериева Замира Валериевича к местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании действий незаконными и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ :
14 ноября 2022 г. Жангериев З.В. обратился в суд с административным иском к местной администрации Баксанского муниципального района о признании незаконным отказа местной администрации Баксанского муниципального района КБР, выраженного в письме № 48-01/18-2844 от 31 октября 2022 г. в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство, с кадастровым номером №, площадью 30 125 кв.м., расположенного по адресу: №, на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, находящиеся в собственности Жангериева З.В., и возложении на административного ответчика обязанности подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З.В. для подписания проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство, с кадастровым номером №, площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что на основании договора уступки передачи прав и обязанностей (перенаем) по договору №338/20 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении Баксанского муниципального района от 25 ноября 2020 года, заключенного между ним и Одижевым А.В. 13 июля 2021 года, он арендует земельный участок сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «Животноводство», общей площадью 30 125 кв.м., расположенный по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, контур № б, с кадастровым номером № (далее – Земельный участок).
Договор передачи права зарегистрирован в установленном порядке 25 июля 2021 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР.
Вышеуказанный земельный участок используется им строго по целевому назначению, задолженности по арендной плате также не имеет.
27 октября 2022 года он обратился в местную администрацию Баксанского муниципального района с просьбой предоставить в собственность за плату Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, находящиеся у него в собственности.
После рассмотрения заявления местная администрация Баксанского муниципального района письмом от 31 октября 2022 года за № 48-01/18-2844 отказала ему в предоставлении Земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что согласно Закона Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2020 года №29-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса КБР утратил силу.
Вместе с тем, отказ местной администрации Баксанского муниципального района от 31 октября 2022 года за № 48-01/18-2844 считает незаконным по следующим обстоятельствам. Как указано выше, Земельный участок он арендует на основании Договора передачи права аренды от 13 июля 2021 года, который был зарегистрирован в установленном порядке 25 июля 2021 года. Вид разрешенного использования арендуемого земельного участка - животноводство. Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид разрешенного использования подразумевает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Для реализации своих прав по арендуемому Земельному участку он построил на земельном участке здания «Коровник» и «Дом животноводов».
Вышеуказанные здания с кадастровыми номерами № (коровник) и № (дом животноводов) находятся у него в собственности, о чем имеются соответствующие записи государственной регистрации собственности за номерами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая ему в предоставлении земельного участка в собственность за плату, на котором находятся здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, местная администрация Баксанского муниципального района нарушает действующее законодательство, а именно п.п. 6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, и его права.
В отказе от 31 октября 2022 года местная администрация Баксанского муниципального района делает ссылку на Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2020 года № 29-РЗ, согласно которому п. 5 ст. 17 ЗК КБР утратил силу. При этом, пунктом 5 ст. 17 ЗК КБР определялась стоимость, за которую должен быть продан земельный участок, в зависимости от численности населенного пункта, в границах которой располагался земельный участок, но не право приобретения в собственность земельного участка, собственником зданий и сооружений находящихся на спорном земельном участке.
Вместе с тем, цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при заключении договора купли-продажи земельного участка, может быть определена на основании п.2 ст. 39.4 ЗК РФ. Также при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п.3 ст. 39.4 ЗК РФ).
Учитывая вышеизложенное, Жангериев З.В. полагает, что администрация злоупотребляет своими правами и при наличии всех указанных обстоятельств необоснованно приняла решение об отказе.
В судебном заседании административный истец поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - местной администрации Баксанского муниципального района – Хуранов А.Ш., полагал отказ местной администрации законным, решение оставил на усмотрение суда.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что обжалуемый отказ административного ответчика за №48-01/18-2844 датирован 31.10.2022 г., а Жангериев З.В. обратился в суд 14.11.2022 года, указанный процессуальный срок следует признать не пропущенным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец обратился за оказанием муниципальной услуги по приобретению земельного участка без торгов в собственность за плату как собственник объектов недвижимости с кадастровыми номерами № (общей площадью 441,6 кв.м., степень готовности 60%) и № (общей площадью 32 кв.м., степень готовности 60%), расположенных на данном земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство, с кадастровым номером №, площадью 30 125 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
Ссылаясь на то, что согласно Закона Кабардино-Балкарской Республики 12 октября 2020 года №29-РЗ пункт 5 статьи 17 Земельного кодекса КБР утратил силу, местная администрация Баксанского муниципального района письмом от 31 октября 2022 года за № 48-01/18-2844 отказала Жангериеву З.В. в предоставлении Земельного участка в собственность за плату.
При этом решение административного ответчика - местной администрации Баксанского муниципального района в виде письма принято в пределах полномочий последнего, однако противоречит требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Часть 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусматривает, что если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом вопросы приватизации земельных участков относятся к ведению Российской Федерации, и отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством (что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 № 18-В09-32).
Указанные административным ответчиком в обжалуемом ответе доводы не предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в предоставлении административному истцу Земельного участка в собственность в указанном порядке.
Так, до момента утраты силы п. 5 ст. 17 ЗК КБР регулировал продажу земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а именно, устанавливал цену земельных участков.
Вместе с тем, признание утратившим силу данной нормы Земельного кодекса КБР, не может служить основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку, как указывалось выше, отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение местной администрации Баксанского муниципального района, изложенное в обжалуемом отказе, подлежит признанию незаконным.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
При этом, оспаривая решение муниципального органа, административный истец одновременно просил возложить на него обязанность подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З.В. для подписания проект договора купли-продажи Земельного участка.
Учитывая изложенное, удовлетворяя требования Жангериева З.В. о признании незаконным решения административного истца, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления Жангериева З.В. о предоставлении ему в собственность Земельного участка с учетом выводов суда по данному делу.
В этой связи суд полагает административный иск в части возложения на административного ответчика обязанности подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес Жангериева З.В. для подписания проект договора купли-продажи Земельного участка подлежащим оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жангериева Замира Валериевича к местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании действий незаконными и возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2022 г. № 48-01/18-2844 в предоставлении Жангериеву З.В. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью 30 125 кв.м. с видом разрешенного использования «животноводство», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, контур № б.
Возложить на местную администрацию Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление Жангериева Замира Валериевича о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью 30 125 кв.м. с видом разрешенного использования «животноводство», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, с.<адрес>, контур № б.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Баксанский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий Табухова А.А.