Дело №
в„–
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Р¤РРћ6,
судей Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Управления социальной защиты населения Восточного административного РѕРєСЂСѓРіР° <адрес> Рє Р¤РРћ1 Рѕ взыскании переплаты региональной социальной доплаты
РїРѕ кассационной жалобе Р¤РРћ1 РЅР° решение Перовского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ6, объяснения Р¤РРћ1, представителя РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Р¤РРћ4,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Рстец РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчику Р¤РРћ1 Рѕ взыскании излишне полученной СЃСѓРјРјС‹ региональной социальной доплаты Рє пенсии Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 412643 рубля 16 копеек.
Р’ обоснование заявленных требований истец указал, что Р¤РРћ1 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ как неработающий пенсионер получал региональную социальную доплату Рє пенсии. ДД.РњРњ.ГГГГ РїСЂРё обращении ответчика РІ отдел социальной защиты населения района Рвановское Р’РђРћ <адрес> РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ изменения учетных данных РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ межведомственного взаимодействия были получены сведения Рѕ том, что РѕРЅ СЃ апреля 2013 РіРѕРґР° состоит РІ трудовых отношениях СЃ Управлением специальной СЃРІСЏР·Рё РїРѕ РњРѕСЃРєРІРµ Рё <адрес>. Поскольку ответчик РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ вернуть безосновательно полученную СЃСѓРјРјСѓ региональной социальной доплаты Рє пенсии отказался, РЈРЎР—Рќ ЮАО <адрес> обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанными требованиями.
Решением Перовского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ исковые требования РЈРЎР—Рќ <адрес> удовлетворены, СЃ Р¤РРћ1 РІ пользу РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> взыскана переплата региональной социальной доплаты РІ размере 412643 рубля 16 копеек. Также СЃ Р¤РРћ1 РІ пользу бюджета <адрес> взыскана госпошлина РІ размере 7326 рублей 43 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Р’ кассационной жалобе Р¤РРћ1 поставлен РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене принятых РїРѕ делу судебных актов РІРІРёРґСѓ существенных нарушений РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права. Р’ частности ответчик указывает РЅР° отсутствие своей РІРёРЅС‹ РІ образовавшейся переплате, поскольку уведомлял истца Рѕ трудоустройстве. Также ссылается РЅР° то, что РІ данном случае усматривается отсутствие надлежащего выполнения СЃРІРѕРёС… обязанностей сотрудниками истца.
Р’ судебном заседании судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ1 РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы поддержал.
Представитель РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Р¤РРћ4 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы Рё возражений РЅР° неё, проверив РїРѕ правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, Р¤РРћ1 состоит РЅР° учете РІ отделе социальной защиты населения района Рвановское Р’РђРћ <адрес> СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё является получателем региональной социальной доплаты Рє пенсии как неработающий пенсионер.
ДД.РњРњ.ГГГГ ответчик обратился РІ РћРЎР—Рќ района Рвановское Р’РђРћ <адрес> РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ изменения учетных данных (изменение выплатного предприятия).
Р’ С…РѕРґРµ проверки представленных документов РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ межведомственного информационного взаимодействия сотрудниками РћРЎР—Рќ района Рвановское Р’РђРћ <адрес> были получены сведениях Рѕ доходах ответчика, согласно которым ответчик СЃ апреля 2013 РіРѕРґР° работает РІ Управлении специальной СЃРІСЏР·Рё РїРѕ <адрес> Рё <адрес>.
Однако Рѕ данном обстоятельстве истец уведомлен РЅРµ был, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, образовалась переплата региональной социальной доплаты Р¤РРћ1 Рє пенсии Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере согласно расчету истца - 412643 рубля 16 копеек.
Обращаясь в УСЗН ВАО <адрес> за назначением данной региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, им было подписано обязательство сообщать обо всех обстоятельствах, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты в течение 3 дней (л.д.15).
Разрешая заявленный СЃРїРѕСЂ, СЃСѓРґ первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», РџРѕСЂСЏРґРєР° назначения Рё выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты Рє пенсии, утвержденного постановлением Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РџРџ «О региональной социальной доплате Рє пенсии», пришел Рє выводу (СЃ которым согласился СЃСѓРґ апелляционной инстанции) РѕР± удовлетворении исковых требований РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ1 излишне полученной СЃСѓРјРјС‹ региональной социальной доплаты Рє пенсии Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 412643 рубля 16 копеек, поскольку РїСЂРё рассмотрении дела было установлено безосновательное получение ответчиком СЃСѓРјРјС‹ региональной социальной доплаты РІ данный период, так как РѕРЅ осуществлял трудовую деятельность, что РІ силу Рї. «з» Рї. 33 Постановления Правительства <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РџРџ «О региональной социальной доплате Рє пенсии» является основанием для приостановления выплаты социальной доплаты. Также СЃСѓРґС‹ указали РЅР° то, что СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности истцом РЅРµ пропущен РІРІРёРґСѓ того, что Рѕ безосновательном получении региональной доплаты истцу стало известно РІ РёСЋРЅРµ 2018 РіРѕРґР° посредством внутриведомственного контроля, проведение которого было связано СЃ обращением ответчика РѕР± изменении учетных данных.
Суд кассационной инстанции полагает, что указанные выводы судов нельзя признать законными и обоснованными, поскольку судами допущены существенные нарушениям норм материального и процессуального права.
Как следует РёР· материалов дела, Р¤РРћ5 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты Рє социальной пенсии РїРѕ инвалидности как неработающий пенсионер РЅР° основании постановления Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О состоянии Рё путях решения проблем пенсионного обеспечения РІ <адрес>В», которым было утверждено Положение Рѕ начислении Рё выплате ежемесячных компенсационных выплат Рє пенсиям Рё единовременных выплат, осуществляемых Р·Р° счет средств РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета.
РЎ Р¤РРћ5 ДД.РњРњ.ГГГГ было взято обязательство РІ 10-дневный СЃСЂРѕРє известить отдел социальной защиты населения РїРѕ месту выплаты пенсии Рѕ поступлении РЅР° работу.
РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ5 взамен ежемесячной компенсационной выплаты Рє социальной пенсии РїРѕ инвалидности РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием постановления Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РџРџ «О региональной социальной доплате Рє пенсии» стала предоставляться мера социальной поддержки РІ РІРёРґРµ региональной социальной доплаты Рє пенсии как неработающему пенсионеру.
Ртим Р¶Рµ постановлением Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РџРџ утвержден РџРѕСЂСЏРґРѕРє назначения Рё выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты Рє пенсии (далее - РџРѕСЂСЏРґРѕРє назначения Рё выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения <адрес> по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения <адрес>, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт «г» пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения <адрес> вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения <адрес> приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения <адрес>, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения <адрес> об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения <адрес>);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведенных положений нормативного правового акта <адрес> (постановления Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-РџРџ «О региональной социальной доплате Рє пенсии») право РЅР° получение региональной социальной доплаты Рє пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РњРѕСЃРєРІРµ (независимо РѕС‚ РІРёРґР° получаемой пенсии Рё органа, которым РѕРЅР° выплачивается) Рё зарегистрированные РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РњРѕСЃРєРІРµ РїРѕ месту жительства или РїРѕ месту пребывания. Региональная социальная доплата Рє пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения <адрес> РїРѕ месту жительства (пребывания) пенсионера РЅР° основании его письменного заявления, необходимых документов Рё сведений РѕР± установлении пенсии. РќР° пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района <адрес> РѕР± обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты Рє пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Рзложенные выше нормативные положения, регулирующие спорные отношения, судебными инстанциями применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела Рё, соответственно, влияющие РЅР° его РёСЃС…РѕРґ, судами первой Рё апелляционной инстанций РЅРµ установлены.
РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> ДД.РњРњ.ГГГГ обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Р¤РРћ1 Рѕ взыскании задолженности РІ РІРёРґРµ излишне полученной РёРј региональной социальной доплаты Рє пенсии РїРѕ инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Согласно материалам дела Р¤РРћ1 РЅР° основании его заявления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ была назначена ежемесячная компенсационная выплата (доплата) Рє пенсии РїРѕ инвалидности как неработающему пенсионеру, ему были разъяснены условия назначения Рё прекращения ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) Рє пенсии. Р’ этом заявлении содержится обязательство Р¤РРћ1 сообщить управлению социальной защиты населения района <адрес> Рѕ поступлении РЅР° работу. РљРѕРїРёСЏ указанного заявления ответчика приложена истцом Рє РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению.
Документов, касающихся назначения Р¤РРћ1 региональной социальной доплаты Рє пенсии СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, истцом СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Между тем РїРѕ данному делу юридически значимым СЃ учетом исковых требований РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Рё РёС… обоснования, Р° также СЃ учетом регулирующих спорные отношения РЅРѕСЂРј материального права являлось установление СЃСѓРґРѕРј следующих обстоятельств: был ли Р¤РРћ1 проинформирован РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Рѕ замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) Рє пенсии РЅР° региональную социальную доплату Рє пенсии; разъяснены ли ему были РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё условия назначения Рё прекращения выплаты данной доплаты Рє пенсии; подавал ли Р¤РРћ1 заявление Рѕ переходе РЅР° региональную социальную доплату Рє пенсии; принимал ли Р¤РРћ1 письменное обязательство, установленное пунктом 13 РџРѕСЂСЏРґРєР° назначения Рё выплаты региональной социальной доплаты, то есть РѕР± информировании управления социальной защиты населения <адрес> Рѕ наступлении обстоятельств, влекущих Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 10 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ наступления указанных обстоятельств.
Суду первой инстанции в соответствии с положениями процессуального закона (статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) следовало возложить бремя доказывания данных имеющих значение для дела обстоятельств на орган социальной защиты населения, требующий возврата излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии, то есть на истца, а также истребовать от истца документы, обосновывающие его исковые требования.
Однако СЃСѓРґ первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения РЅРѕСЂРјС‹ материального права, указанные выше обстоятельства РІ качестве юридически значимых РЅРµ определил Рё РЅРµ установил, обязанность РЅР° истца представить дополнительные доказательства РЅРµ возложил, сославшись РІ обоснование вывода РѕР± удовлетворении исковых требований РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> лишь РЅР° несвоевременное сообщение Р¤РРћ1 органу социальной защиты населения сведений Рѕ факте своего трудоустройства, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем этот вывод РЅРµ может быть признан правомерным.
Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции также считает необоснованным вывод судебных инстанций Рѕ том, что РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ Рі РњРѕСЃРєРІС‹ РЅРµ пропустило СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ требованиям Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ1 задолженности РІ РІРёРґРµ излишне полученной региональной социальной доплаты Рє пенсии Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, обратившись РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј ДД.РњРњ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Рсковая давность применяется СЃСѓРґРѕРј только РїРѕ заявлению стороны РІ СЃРїРѕСЂРµ, сделанному РґРѕ вынесения СЃСѓРґРѕРј решения. Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, Рѕ применении которой заявлено стороной РІ СЃРїРѕСЂРµ, является основанием Рє вынесению СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± отказе РІ РёСЃРєРµ (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 199 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств <адрес>, главного администратора доходов бюджета <адрес> по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения <адрес>, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения <адрес> действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа <адрес>, пунктом 1.1 которого установлено, что УСЗН ВАО <адрес> (далее также - Управление) является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).
Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям <адрес> социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами <адрес> (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Управление осуществляет:
- работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в <адрес> с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОР«Соцзащита» Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти <адрес>, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей <адрес> (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Рсточниками формирования имущества Управления, РІ том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением РёР· бюджета <адрес> согласно утвержденной Департаментом смете расходов РЅР° содержание Управления (РїСѓРЅРєС‚ 4.3 Положения РѕР± Управлении социальной защиты населения).
РР· приведенных РЅРѕСЂРј Положения РѕР± Управлении социальной защиты населения Восточного административного РѕРєСЂСѓРіР° <адрес> следует, что Управление наделено полномочиями РІ том числе РїРѕ контролю Р·Р° правильным Рё рациональным расходованием средств, выделяемых РёР· бюджета <адрес> РЅР° реализацию функций РІ сфере социальной защиты граждан.
Нормативные положения, определяющие полномочия РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> РїРѕ контролю Р·Р° правильным Рё рациональным расходованием его бюджета, СЃСѓРґСѓ первой инстанции необходимо было учитывать РІРѕ взаимосвязи СЃ нормами Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ СЃСЂРѕРєРµ РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности (Рѕ применении которой было заявлено ответчиком Р¤РРћ1) РїСЂРё разрешении РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± исчислении СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ РёСЃРєСѓ РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> Рє гражданину, получавшему региональную социальную доплату Рє пенсии, Рѕ взыскании излишне полученной СЃСѓРјРјС‹ такой выплаты.
Суду следовало установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты населения узнал или должен был узнать исходя из его полномочий по контролю за расходованием средств из бюджета <адрес> о возможной утрате гражданином (пенсионером) права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты населения права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Приведенные выше нормативные положения, подлежащие применению Рє спорным отношениям, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции были применены неправильно, вследствие этого РЅРµ установлены обстоятельства, связанные СЃ определением начального момента возникновения Сѓ органа социальной защиты населения СЃ учетом имеющихся Сѓ него полномочий РїРѕ контролю Р·Р° расходованием его средств, РІ том числе РЅР° выплату региональной социальной доплаты, Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ1 СЃСѓРјРјС‹ излишне выплаченной региональной социальной доплаты Рє пенсии.
Не были предметом исследования суда первой инстанции и причины невыполнения возложенных на УСЗН ВАО <адрес> функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес>) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты.
Как усматривается РёР· материалов дела, СЃРѕ стороны РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> РЅРµ осуществлялся контроль РїСЂРё выплате региональной социальной доплаты Рє пенсии Р¤РРћ1 Р·Р° соблюдением РёРј как пенсионером условий для получения такой выплаты Рё Р·Р° целевым расходованием средств РЅР° осуществление Р¤РРћ1 региональной социальной доплаты Рє пенсии РЅР° протяжении длительного периода - СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Таким образом, СЃСѓРґ РЅРµ выяснил, РєРѕРіРґР° орган социальной защиты населения должен был узнать Рѕ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕР№ утрате гражданином (РІ данном случае Р¤РРћ1) права РЅР° получение региональной социальной доплаты Рє пенсии, принимая РІРѕ внимание его компетенцию Рё полномочия, РІ том числе РїРѕ обеспечению информационного взаимодействия РїСЂРё предоставлении государственных Рё муниципальных услуг Рё исполнении государственных Рё муниципальных функций.
Невыполнение РЈРЎР—Рќ Р’РђРћ <адрес> РІ период СЃ 2013 РіРѕРґР° РїРѕ 2018 РіРѕРґ возложенных РЅР° него полномочий межведомственного информационного взаимодействия СЃ соответствующими органами Рё организациями, РІ данном случае СЃ пенсионным органом, РїСЂРё выплате Р¤РРћ1 региональной социальной доплаты привело Рє возникновению задолженности РІ РІРёРґРµ излишне полученной Р¤РРћ1 региональной социальной доплаты Рє пенсии, РІ то время как именно РЅР° управления социальной защиты населения <адрес> возложена обязанность РЅРµ допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, РІ том числе РЅР° выплату региональной социальной доплаты Рє пенсии, путем проверки обоснованности РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ пенсионеру такой выплаты.
Р’РІРёРґСѓ изложенного выводы СЃСѓРґРѕРІ первой Рё апелляц░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░·░°░‰░░░‚░‹ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѓ░·░Ѕ░°░» ░ѕ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░µ ░¤░░ћ1 ░‚░ѕ░»░Њ░є░ѕ ░І ░░░Ћ░Ѕ░µ 2018 ░і░ѕ░ґ░° ░ї░ѕ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░░░І░µ░ґ░ѕ░ј░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░ѕ░»░Џ, ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░±░‹░»░ѕ ░Ѓ░І░Џ░·░°░Ѕ░ѕ ░Ѓ ░ѕ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ░± ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░░ ░ѓ░‡░µ░‚░Ѕ░‹░… ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░…, ░░ ░Ќ░‚░° ░ґ░°░‚░° ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѕ░°░‡░°░»░ѕ░ј ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░° ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░·░°░‰░░░‚░‹ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░є ░¤░░ћ1 ░ѕ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░░ ░·░°░ґ░ѕ░»░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І ░І░░░ґ░µ ░░░·░»░░░€░Ѕ░µ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ђ░µ░і░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░ґ░ѕ░ї░»░°░‚░‹ ░є ░ї░µ░Ѕ░Ѓ░░░░, ░І░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░µ ░‡░µ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░µ░†, ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░І░€░░░Ѓ░Њ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░░░Ѓ░є░ѕ░ј ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“, ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░‚░░░» ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░ј ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░± ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░‡░°░Ѓ░‚░░ 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 327 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ї░ѕ░І░‚░ѕ░Ђ░Ѕ░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░‚ ░ґ░µ░»░ѕ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░ј ░·░°░Ѓ░µ░ґ░°░Ѕ░░░░ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░°░І░░░»░°░ј ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░ѕ░Ѓ░ѕ░±░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░µ░№, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░і░»░°░І░ѕ░№ 39 ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░°. ░џ░ѕ░І░‚░ѕ░Ђ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░µ░»░° ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░ѓ ░░ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ґ░µ░»░° ░░ ░░░… ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѓ░Ћ ░є░І░°░»░░░„░░░є░°░†░░░Ћ (░ї░ѓ░Ѕ░є░‚ 21 ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░џ░»░µ░Ѕ░ѓ░ј░° ░’░µ░Ђ░…░ѕ░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ў░ѓ░ґ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░„– ░«░ћ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░Ђ░µ░і░»░°░ј░µ░Ѕ░‚░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░░░… ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѕ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░░»).
░ћ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░, ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░Џ░Џ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░µ ░░░Ѓ░‚░†░°, ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░░░».
░Ј░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░, ░±░µ░· ░░░… ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░° ░·░°░‰░░░‚░° ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░·░°░Џ░І░░░‚░µ░»░Џ ░¶░°░»░ѕ░±░‹, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ 379.7 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░ґ░µ░»░°.
░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Џ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░°░·░ѓ░ј░Ѕ░‹░… ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░ѕ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° (░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ 6.1 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░), ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░‹░ј ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░░ ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░░░‚░Њ ░ґ░µ░»░ѕ ░Ѕ░° ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░.
░џ░Ђ░░ ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░ј ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѓ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░ѓ░‡░µ░Ѓ░‚░Њ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ, ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░‚░Њ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░µ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░µ ░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░»░Џ ░µ░і░ѕ ░Ђ░°░·░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░·░°░є░ѕ░Ѕ, ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░№ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ, ░░ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░µ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 379.6, 390 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░
░ћ ░џ ░ ░• ░” ░• ░› ░ ░› ░ђ:
░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░░░‚░Њ, ░ґ░µ░»░ѕ ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░░░‚░Њ ░Ѕ░° ░Ѕ░ѕ░І░ѕ░µ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░