Дело №...
УИД №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ ...
... в составе:
председательствующего судьи Лисиной Е.В.,
при секретаре Каймышевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по ... к Филиппову Юрию Сергеевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №... по ... обратилась в суд с административным иском к Филиппову Ю.С. и просили взыскать задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 8205,00 руб., за 2017 год – в размере 39790,00 руб., пени по земельному налогу – 689,13 руб., пени по налогу на имущество физических лиц – 25,85 руб., а всего – 48709,98 руб., восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления.
В обоснование заявленных требований указали, что Филиппов Ю.С. является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу.
Административным истцом в соответствии с действующим законодательством в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2017 год.
В связи с тем, что обязательства по уплате налогов в установленный законом срок административным ответчиком не были исполнены надлежащим образом, налоговым органом в соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, пени.
МИФНС России №... по ... обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
В установленный законом срок от налогоплательщика поступили возражения на вынесенный судебный приказ. Определением мирового судьи 5 судебного участка ... от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены обязательства по уплате налогов и пени, административный истец вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили рассматривать дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик – Филиппов Ю.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
По правилам пункта 1 статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования, в том числе жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 НК РФ).
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Филиппов Ю.С. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №... по ... в качестве налогоплательщика земельного и имущественного налога.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Филиппову Ю.С. в налоговый период 2017 года на праве собственности принадлежали земельный участки, имеющие следующие кадастровые номера: №...; а также объекты недвижимого имущества: квартира по адресу: <адрес> кадастровый №..., помещение по адресу: <адрес>, кадастровый №..., помещение по адресу: <адрес>, кадастровый №..., квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №..., иные строения, помещения по адресу: <адрес>, кадастровый №....
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
По правилам пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Как следует из материалов дела, Филиппову Ю.С. налоговым органом было направлено налоговое уведомление №... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались сведения об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год.
В связи с тем, что налог на имущество физических лиц административным ответчиком не был уплачен в установленный законом срок, налоговым органом в соответствии со статьями 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 1 статьи 48 НК РФ).
Определением и.о. мирового судьи 5 судебного участка ... мировым судьёй 2 судебного участка ... ... от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ мирового судьи 5 судебного участка ... от ДД.ММ.ГГГГ, которым с Филиппова Ю.С. взыскана сумма задолженности за 2017 год по налогу на имущество физических лиц – 1800,00 руб. и пени в размере 25,85 руб., по земельному налогу – 47995,00 руб. и пени в размере 689,13 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Как установлено судом, судебный приказ был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, после чего административный истец обратился в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, направив его по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №... и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №... от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса, сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...-О-О).
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, административный истец ранее обращался в суд с настоящим иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено на основании пп.4 ч. 1 ст. 159 КАС РФ, поскольку административное исковое заявление не подписано представителем истца.
Вместе с тем, данная причина пропуска срока на обращение в суд с административным иском не может быть признана уважительной, поскольку в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции ... через ... в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) Е.В. Лисина