Решение по делу № 2а-518/2020 от 25.02.2020

Дело № 2а-518/2020                            

10 июня 2020 года                                город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе     

председательствующего судьи Беляевой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Пановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сошневой Натальи Анатольевны о признании незаконным требования о сносе дома в части срока его исполнения, обязании изменить требование в части срока его исполнения,

установил:

Сошнева Н.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным требования администрации муниципального образования (далее – МО) «Город Архангельск» от 16.12.2019 № 16-29/2554 о сносе аварийного многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в части срока его исполнения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником 102/304 жилого помещения по адресу: <адрес>. В соответствии с распоряжением заместителя Главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству от 20.11.2019 № 4130р многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 16.12.2019 из Департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» в адрес административного истца направлено требование о сносе доме. Исходя из указанного требования, собственникам жилого <адрес> в <адрес> установлен срок для решения вопроса о его сносе до 15.10.2021. Полагая указанный в требовании срок неразумным, поскольку он является длительным, истец просил признать незаконным требование администрации МО «Город Архангельск» от 16.12.2019 №16-29/2554 о сносе аварийного многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в части срока его исполнения, обязать Администрацию МО «Город Архангельск» изменить данное требование, определив срок его исполнения не позднее 01.06.2020, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец Сошнева Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Сообщила, что 3.06.2020 в доме нарушилось основание печей, печи в настоящее время не работают. Накануне судебного заседания рядом с домом административного истца сошел со свай жилой дом по ул.<адрес>. Каждый день в доме осыпается штукатурка.

Представитель административного истца Сороченко Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что заключением эксперта подтверждается, что проживание в доме вообще и в квартире административного истца не безопасно. У административного истца больше не имеется жилья, в котором она могла бы жить. Просила исковое заявление удовлетворить.

Административный ответчик представителя в судебное заседание не направил, в письменных возражениях с исковыми требованиями не согласились, указав, что установленный в требовании срок является разумным, законодательно не установлено конкретных сроков, которые администрация должна устанавливать собственникам, данный срок не является пресекательным. Собственники к административному ответчику с требованием об установлении нового срока не обращались.

Заинтересованные лица Кузнецов Г.А., Галев С.В., Крупский А.М., ООО «УК Соломбальский округ» (до переименования ООО УК 9 «Наш дом») в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, возражений по иску в суд не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного производства РФ (далее-КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ Кодекса административного производства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1. ч.2. ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что Сошнева Н.А. является собственником 102/304 доли в праве общедолевой собственности на жилое помещение второго этажа по адресу: г. Архангельск, ул. Кедрова, д.29.

Согласно Заключению межведомственной комиссии № 427 от 29.10.2019 выявлены основания для признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от 20.11.2019 № 4130р многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В письме от 16.12.2019 № 16-29/2554 администрацией МО «Город Архангельск» Сошневой Н.А. предложено в срок до 15.10.2021 совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе указанного жилого дома.

Аналогичное требование направлено и другим собственникам квартир в указанном доме.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из п. 10 ст. 32 ЖК РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В рассматриваемом случае, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Администрация МО «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что конкретный срок законодательно не установлен. А установленный в требовании срок, необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом, в частности для организации проведения общего собрания по вопросу о сносе или реконструкции, для реализации решения о сносе доме за счет собственников или о новом строительстве, соответственно для получения разрешения на строительство и подготовку проектной документации и строительства.

Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании от 16.12.2019 №16-29/2554 срок до 15.10.2021 никак не связан с указанными ответчиком сроками для реализации принятых на общем собрании решений. Суд учитывает, что ни одно решение иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме без участия администрации города принять не могут. Административный истец обладает лишь незначительной долей в праве собственности в целом по дому, в связи инициировать общее собрание собственников не вправе.

Срок расселения жильцов, проживающих в муниципальных квартирах дома, определенный распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству, а также необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.

Также суд учитывает, что согласно Заключению межведомственной комиссии № 427 от 29.10.2019 в жилом <адрес> в <адрес> были выявлены следующие недостатки, позволившие признать дом аварийным и подлежащим сносу, а именно деревянный дом имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.

Согласно заключению эксперта № 5269 ООО «НордЭксперт» от 16.10.2019 в <адрес> в <адрес> выявлены повреждения, разрушения и деформации несущих конструкций дома, свидетельствуют о снижении до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и об исчерпании их несущей способности, что не позволяет обеспечить безопасность проживания граждан и угрожает жизни и здоровью людей, в связи с чем можно сделать вывод, что имеются основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Физический износ жилого дома на момент осмотра составлял 71%. Фотографии в экспертном заключении, на которых зафиксировано текущее состояние дома, подтверждают деформацию фундамента, повреждение элементов деревянных конструкций.

Также в заключении указано, что имеется повсеместное повреждение венцов стен гнилью, надломы и разрушения элементов конструкции стен, глубокие трещины в кладке печи, опасность обрушения штукатурного слоя стен.

Таким образом, установленный в требовании срок его исполнения - до 15.10.2021 не учитывает конкретных обстоятельств дела, что нарушает права административного истца, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

При этом установленный в требовании срок нельзя признать разумным, как на это указано в законе, поскольку для решения собственниками помещений в аварийном доме очевидно достаточно более короткого срока для решения спорного вопроса, не более шести месяцев.

Иное нарушило бы жилищные права проживающих в доме граждан, которые не смогут реализовать свои права на получение денежной компенсации своевременно, и вынуждены проживать в аварийном жилье длительное время. Вопрос о крайней степени аварийности в данном случае имеет место быть, поскольку жилой дом в целом уже признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу 20.11.2019, в связи с чем права граждан, проживающих в таком доме, должны быть восстановлены своевременно, а не в произвольно определенный администрацией муниципального образования срок, не поставленный в зависимость от каких-либо объективных обстоятельств.

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу, что исковое требование о признании незаконным требования 16.12.2019 №16-29/2554 о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения подлежит удовлетворению.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также того, что рассмотрение административного дела было приостановлено 01.04.2020 в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), полагает, что разумным сроком исполнения оспариваемого требования с учетом даты рассмотрения дела по существу, даты признания дома аварийным и даты выставления требования, текущего состояния дома необходимого срока для решения вопроса о сносе дома собственниками будет являться срок, сокращенный до даты 10.10.2020.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд,

решил:

административное исковое заявление Сошневой Натальи Анатольевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе дома в части срока его исполнения, обязании изменить требование в части срока его исполнения удовлетворить.

Признать незаконным требование администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 16.12.2019 № 16-29/2554 о сносе аварийного многоквартирного жилого дома 29 по ул. Кедрова в г.Архангельск в части срока его исполнения.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» изменить требование от 16.12.2019 № 16-29/2554 о сносе аварийного многоквартирного жилого дома 29 по ул. Кедрова, направленного Сошневой Н.А., определив срок его исполнения не позднее 10 октября 2020 года.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Сошневой Натальи Анатольевны государственная пошлина в размере 300 рублей.

Сообщить об исполнении настоящего решения в суд и Сошневой Н.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Судья                                     Н.С.Беляева

Мотивированное решение составлено 17 июня 2020 года.

2а-518/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сошнева Наталья Анатольевна
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Кузнецов Григорий Альбертович
Сороченко Наталья Сергеевна
ООО "УК Соломбальский округ"
Крупский Александр Михайлович
Голев Сергей Владимирович
ООО УК 9 "Наш Дом"
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Судья
Беляева Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
solombsud.arh.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
26.02.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2020Предварительное судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
03.06.2020Производство по делу возобновлено
03.06.2020Судебное заседание
20.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее