Дело N2 2а-843/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 20 ноября 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре ИЛ. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского
городского суда Республики Карелия административное дело по административному
исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 1 по
Республике Карелия к Силкину Игнату Викторовичу о взыскании страховых взносов и
пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
у с т а н о в и л:
05 октября 2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 1
по Республике Карелия (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N2 1 по РК)
обратилась в суд с административным иском к Силкину И.В. о взыскании страховых
взносов и пени за несвоевременную уплату страховых взносов, мотивируя требования
тем, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя. По сведениям Межрайонной ИФНС России N2 1 по
РК за Силкиным И.В. числится недоимка по страховым взносам и пени за
несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 144460 рублей 72 копеек.
Административному ответчику с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования
спора направлялись требования N2 № от 07 декабря 2016 года, N2
№ от 07 декабря 2016 года и NQ№ от 07 декабря 2016 года
об уплате обозначенной недоимки, но они оставлены без исполнения. Обратившись в СУд,
административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную
сумму задолженности. Одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении
пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
Определением суда от 07 октября 2017 года на основании СТ.47 КАС РФ к участию
в деле в качестве заинтересованного лица при влечено Государственное учреждение -
Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша Республики Карелия
(межрайонное).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России N2 1 по РК,
извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное
заседание не явился. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства
дела, не заявил.
В судебное заседание административный ответчик Силкин И.В., имея возможность
реализовать свои права, предусмотренные СТ. 45 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), не явился, о дате,
времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно в
соответствии с правилами главы 9 КАС РФ. Ходатайство об отложении разбирательства
дела не просил. Каких-либо возражений по делу, доказательств уважительности причин
неявки суду не представил.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК
(межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате,
времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении
разбирательства дела, не заявлено.
Руководствуясь СТ. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц,
участвующих в деле, и других участников судебного процесса, учитывая то
- 2 -
обстоятельство, что явка сторон не является обязательной и не признана судом
обязательной.
Изучив доводы административного иска, материалы административного дела,
материалы наблюдательного дела, оценив представленные доказательства в их
совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. NQ
167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному
пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать
страховые взносы.
В силу Ч.ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. NQ212-ФЗ (утратил
силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. NQ
250-ФЗ) (далее по тексту - Федеральный закон NQ212-ФЗ) страхователи, указанные в п. 2
ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в
фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным
законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования».
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды, а также возникающие в процессе осуществления
контроля за исчислением и уплатой страховых вносов, с О 1 января 2010 года по 31
декабря 2016 года регулировались Федеральным законом NQ212-ФЗ.
С О 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03 июля 2016 г. NQ243-ФЗ «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей
налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с О 1 января 2017 года
взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в
государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01 января 2017 года, а
также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда
РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных
мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до О 1 января 2017
года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности
(отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в
порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию,
следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда
социального страхования РФ.
Согласно п. 14 ч. 1 СТ. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе
предъявлять в суды общей юрисдикции, иски (заявления) о взыскании недоимки, пени и
штрафов за налоговые право нарушения в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
В соответствии со СТ. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения
налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов)
физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный
срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый
орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых
взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в
- 3 -
банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с
использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных
денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об
уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что Силкин И.В. ДД.ММ.ГГГГ был
зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ года административный ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в
территориальном органе Пенсионного фонда Рф.
ДД.ММ.ГГГГ Силкин И.В. прекратил осуществлять предпринимательскую
деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Рф за период
занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью административным
ответчиком в полном объеме не исполнена.
Так, согласно таблицам расчета по состоянию на 07 декабря 2016 года страховые
взносы в Пенсионный фонд Рф на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год
составляют 121299 рублей 36 копеек, пени за несвоевременное перечисление страховых
взносов в Пенсионный фонд Рф на обязательное пенсионное страхование составляют
23831 рубль 28 копеек, а всего в сумме 145130 рублей 64 копеек.
Согласно таблицам расчета по состоянию на 07 декабря 2016 года пени за
несвоевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Рф на
обязательное пенсионное страхование составляют: на страховую часть трудовой пенсии в
сумме 2061 рубля 54 копеек; на накопительную часть трудовой пенсии 459 рублей 78
копейки; на обязательное медицинское страхование в сумме 397 рублей 87 копеек, а всего
в сумме 2919 рублей 19 копеек.
27 декабря 2016 года ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное)
выставило Силкину И.Г.:
- требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пени
и штрафов за 2014 год по состоянию на 07 декабря 2016 года на сумму 145130 рублей 64
копеек. Срок уплаты установлен до 27 декабря 2016 года;
- требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пени
и штрафов по состоянию на 07 декабря 2016 года на сумму 954 рублей 86 копеек. Срок
уплаты установлен до 27 декабря 2016 года;
- требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пени
и штрафов по состоянию на 07 декабря 2016 года на сумму 1964 рублей 33 копеек. Срок
уплаты установлен до 27 декабря 2016 года.
Определением мирового судьи судебного участка N2 2 гор. Костомукша РК от 30
июня 2017 года Межрайонной ИФНС России N2 1 по РК отказано в выдаче судебного
приказа о взыскании с Силкина и.в. задолженности по уплате страховых взносов и пени
по страховым взносам по причине про пуска процессуального срока.
05 октября 2017 года Межрайонная ИФНС России N2 1 по РК обратилась в
Костомукшский городской суд РК с административным иском к Силкину И.В. о
взыскании страховых взносов и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в
сумме 144460 рублей 72 копеек.
В соответствии с ч. 2 СТ. 286 КАС РФ административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести
месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей
и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного
искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть
восстановлен судом.
Аналогичные положения закреплены в Ч. 2 СТ. 48 Налогового кодекса Рф.
Согласно ч. 3 СТ. 48 Налогового кодекса Рф требование о взыскании налога, сбора,
страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть
- 4 -
предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства
не позднее lllести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании
может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании
обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обраТИВlllегося с
требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок
обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным
нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы
задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного
расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из представленных суду материалов следует, что установленный нормами КАС РФ
и Налогового кодекса РФ lllестимесячный срок обращения в суд с настоящим
административным иском истек 27 июня 2017 года.
В суд Межрайонная ИФНС России NQ 1 по РК обратилась только 05 октября 2017
года, то есть с пропуском установленного срока на 03 месяца 08 дней.
В ходатайстве о восстановлении срока административный истец в качестве
уважительной причины его пропуска приводит единственный довод о том, что ГУ-УПФ
России в гор. KOCToMYKlllaРК (межрайонное) документы, подтверждающие основание
возникновения и наличия задолженности, а также соблюдения уполномоченным органом
досудебного порядка взыскания задолженности, необходимые для обращения в суд,
переданы административному истцу не в полном объеме, в связи с чем у Межрайонной
ИФНС России NQ 1 по РК отсутствовала объективная возможность взыскания
задолженности пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в
установленный законом срок.
Суд находит заявленные административным ИСТЦОМдоводы об уважительности
причины про пуска срока для обращения с административным иском в суд
несостоятельнь~и.
В своем определении от 08 февраля 2007 г. NQ 381-0-П Конституционный Суд РФ
указал на то, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока
уплаты налога (п. 1 СТ. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для
обеих сторон налогового праВООТНОlllения (публично-правового образования и
налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и
частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками
принудительного погаlllения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие
с конституционнь~и принципами, лежащими в основе правового регулирования
ОТНОlllений в области государственного принуждения и исполнения имущественных
обязанностей.
В Ч. 3 СТ. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 Г. NQ 243-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей
налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что в
случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами
Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по
страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и lllтрафам,
образоваВlllИХСЯ на О 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и
lllтрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального
страхования РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий,
проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истеКlllие до О 1 января 2017 года,
указанные недоимка и задолженность признаются безнадежнь~и к взысканию и
списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных СТ. 59
Налогового кодекса РФ.
Е.С. Бехтерев
- 5 -
Поскольку Межрайонная ИФНС России NQ 1 по РК и ГУ-УПФ России в гор.
Костомукша РК (межрайонное) являются профессиональнымиучастниками публичных
правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой страховых
взносов на пенсионное и медицинское страхование, то в силу предоставленных им
функций и полномочий они обязаны своевременно анализировать изменения, вносимые в
действующее законодательство, учитывать в своей деятельности актуальные правила
обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных
платежей и санкций.
Непринятие ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) во внимание
изменений, внесенных Федеральными законами от 03 июля 2016 г. NQ250-ФЗ, от 03 июля
2016 г. NQ243-ФЗ, приведшее к ненадлежащему осуществлению информационного обмена
пенсионного органа с налоговым органом, нельзя рассматривать в качестве уважительной
причины пропуска срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, административный истец не представил суду доказательств наличия
объективных причин отсутствия возможности обращения в суд с административным
иском в период с О1 января 2017 года по 27 июня 2017 года.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной
причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения
административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы NQ1 по Республике Карелия.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177,290 КАС РФ, суд
реш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы NQ 1 по Республике Карелия к Силкину
Игнату Викторовичу о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов
отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд
Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в
окончательной форме через Костомукшский городско ~ суд Республики Карелия.
Судья__