Докладчик Евлогиева Т.Н Апел. дело № 33- 2076-2013 г.
Судья Крылова В.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ26 июня 2013 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В., при секретаре Кистер О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Васильева Ю.С. к <данные изъяты> об отмене решения жилищно-бытовой комиссии и восстановлении в списке сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе истца Васильева Ю.С. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Васильева Ю.С. к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> об отмене решения жилищно-бытовой комиссии от 18 июня 2009 года об исключении его из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списке сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения Васильева Ю.С. и представителя <данные изъяты> Сидоровой О.С., судебная коллегия
установила:
Васильев Ю.С. обратился в суд с иском к <данные изъяты> - в настоящее время <данные изъяты>, об отмене решения жилищно-бытовой комиссии и восстановлении в списке сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивировал тем, что с 1981 года по 1997 год проходил службу в системе <данные изъяты>, а именно - в <данные изъяты>. На основании протокола №2 совместного заседания руководства, профгруппы и жилищной комиссии учреждения <данные изъяты> от 23 марта 1988 года он, как сотрудник <данные изъяты>, был поставлен на учет для улучшения жилищных условий. Согласно приказу по личному составу <данные изъяты> от 30 декабря 1997 года уволен из рядов сотрудников <данные изъяты> в связи с достижением срока службы, дающего право на пенсию. Считает, что после выхода на пенсию имел право сохранять очередность в списке сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 2012 года узнал, что на основании протокола №5 заседания жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от 18 июня 2009 года он исключен из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий. Основанием для исключения из списка очередников послужила недостаточность документов, подтверждающих право состоять в списке на улучшение жилищных условий. Данное решение считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку своего жилья он не имеет, вправе получить жилое помещение на основании Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054. Просил восстановить его в списке на получение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054.
В судебном заседании истец Васильев Ю.С. исковые требования поддержал в полном объеме и просил отменить решение жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от 18 июня 2009 года об исключении его из списка очередников по улучшению жилищных условий и восстановить его в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представители ответчика <данные изъяты> Сидорова О.С. и Родионова Л.А. исковые требования Васильева Ю.С. не признали, указывая, что обжалованное заявителем решение является законным и обоснованным. Также пояснили, что заявитель не подпадает под категорию сотрудников, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников учреждений и органов <данные изъяты>, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые обеспечиваются жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата. Полагают, что истец пропустил срок исковой давности за обращением в суд за защитой нарушенного права. Васильев Ю.С. был извещен о снятии с учета путем направления заказного письма по месту регистрации.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Васильевым Ю.С. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Васильева Ю.С., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя <данные изъяты> Сидоровой О.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Васильев Ю.С. проходил службу в <данные изъяты> с 25 декабря 1981 года по 30 декабря 1997 года. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дня, в льготном исчислении <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
На основании решения совместного заседания руководства, профгруппы и жилищной комиссии учреждения <данные изъяты> от 23 марта 1998 года Васильев Ю.С., как сотрудник <данные изъяты>, был поставлен на учет для улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Васильев Ю.С. уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> (в настоящее время <данные изъяты>) от 18 июня 2009 года Васильев Ю.С. исключен из очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с п.п. 19,20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике от 26.07.2000 года №142, и указания <данные изъяты> от 12.11.2008 года №10/41/5-2915.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Васильева Ю.С.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Васильева Ю.С. послужил и пропуск им срока обращения в суд, о котором было заявлено представителем <данные изъяты>.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Васильева Ю.С. по следующим основаниям.
Основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и в случае, когда у гражданина отпали основания для предоставления жилого помещения, определены статьей 56 ЖК РФ.
Статьей 52 того же кодекса определено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент увольнения Васильева Ю.С. со службы (1997 год), было определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В то время действовали Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №335 от 31 июля 1984 года. Кроме того, на территории Чувашской Республики до 26 августа 2000 года действовали и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЧАССР, утвержденные постановлением Совета Министров ЧАССР и Президиума областного Совета профсоюзов от 7 мая 1985 года № 254, а после указанной даты - до 2 июля 2005 года действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года №142.
Всеми названными Правилами, без исключения, предусматривалась ежегодная, в период с 1 января по 1 апреля, перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе которой проверялись жилищные условия очередников. Для проведения перерегистрации граждане должны являться в орган местного самоуправления или на предприятие, учреждение, где состоят на учете, нуждающихся в жилье, для проведения перерегистрации, и в случае изменения жилищных условий, состава семьи, либо постановки в другой список по другим основаниям представлять соответствующие документы. Однако для перерегистрации в <данные изъяты> Васильев Ю.С. не являлся, документы об изменении своих жилищных условий не представлял. Вместе с тем, как установила комиссия, разыскивая его для проведения перерегистрации, он с прежнего места жительства, по которому был поставлен на жилищный учет (<адрес>), выехал, и зарегистрировался в другом населенном пункте – <адрес>). Как следует из материалов дела, 30 мая 2008 года жилищно-бытовая комиссия, рассматривая вопросы об исключении, учете, снятии с учета в качестве нуждающихся в жилье сотрудников поставила на обсуждение вопрос и в отношении Васильева Ю.С., и, указала в своем решении, что с июня 2007 года в адрес Васильева Ю.С. направляются заказные письма с просьбой представить документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилье и право состоять на учете сотрудников на получение жилых помещений, однако по известным комиссии адресам Васильев Ю.С. не проживает, вся заказная почтовая корреспонденция возвращается, и место жительства и место регистрации Васильева Ю.С. не известно. В связи с этими обстоятельствами жилищно-бытовая комиссия приняла решение об установлении места жительства и регистрации Васильева Ю.С. в очередной раз, сделав соответствующие запросы в компетентные органы. При этом комиссия вынесла решение об отложении рассмотрения вопроса в отношении Васильева Ю.С. после уточнения дополнительно истребуемых комиссией документов, по получении которых 18 июня 2009 года вынесла обжалуемое Васильевым Ю.С. решение об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилье. Указанное решение комиссия направила по месту жительства и регистрации Васильева Ю.С.
Как пояснил в суде первой инстанции Васильев Ю.С., указанное решение получил его брат, т.к. он в это время находился на заработках, однако его своевременно не обжаловал, в том числе и по причине того, что в определенное время находился в местах лишения свободы (протокол судебного заседания л.д.34).
Таким образом, об обжалуемом решении Васильев Ю.С. узнал своевременно.
Часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия по снятию его или постановке на учет нуждающихся в жилье.
Исходя из изложенного, вне зависимости от формы обращения в суд, решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Как указано выше, Васильев Ю.С. был исключен из очереди на получение жилья решением жилищно-бытовой комиссии учреждения от 18 июня 2009 года, а, с настоящим заявлением в суд обратился лишь 28 февраля 2013 года, т.е. более чем через три года 8 месяцев со дня принятия обжалованного решения.
В связи с чем Васильеву Ю.С. обоснованно отказано в удовлетворении заявления по мотиву пропуска установленного законом срока обжалования названного решения. Кроме того, Васильевым Ю.С. пропущен и общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года. Доказательств уважительности причин пропуска этого срока Васильев Ю.С. не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции. Оснований считать причины пропуска заявителем данного срока уважительными у суда первой инстанции не имелось, как не имеется таких оснований и у суда апелляционной инстанции.
Единственный довод апелляционной жалобы сводится к тому, заявитель подпадает по действие Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054. Однако этот довод не влечет отмену решения суда по изложенным выше основаниям, а также в связи с тем, что заявитель был поставлен на учет и уволен со службы ранее принятия указанных Правил. Материалы настоящего гражданского дела и учетного дела заявителя свидетельствуют о том, что о постановке на учет, нуждающихся в жилье в соответствии с положениями указанных Правил заявитель документов не подавал, и на таком учете не стоял. Вместе с тем, «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г.№1054, устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, и являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Пунктами 13 и 17 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и заявление на имя главы муниципального образования с приложением соответствующих документов, перечень которых изложен в данных пунктах. На основании данного заявления, рапорта и приложенных к ним соответствующих документов принимается решение о правильности постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с указанными Правилами либо об исключении его из списков очередников (пункт 21 Правил).
Таким образом, принятие на учет, нуждающихся в жилье в соответствии с названными Правилами носит заявительный характер. Однако такого заявления Васильев Ю.С. не подавал, соответствующий пакет документов, указанный в названных Правилах не представлял, и на учете на получение жилья, предусмотренного названными Правилами, не состоял. В связи с чем отказ в восстановлении его на таком учете также является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу Васильева Ю.С. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: