Решение по делу № 33-5996/2024 от 24.04.2024

Дело № 33-5996/2024 (2-70/2024)

УИД 59RS0028-01-2023-002441-17

Судья Носкова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.

и судей Гладковой О.В., Заривчацкой Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обориной Натальи Викторовны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», администрации Лысьвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гладковой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Оборина Н.В. обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Фонд капитального ремонта) о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, возложении обязанности на администрацию Лысьвенского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту в составе комиссии, созданной НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование заявленных требований указано, что Оборина Н.В. является собственником жилого помещения – квартиры № ** в доме № ** по ул.**** в г.Лысьва Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Данной региональной Программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г.Лысьва, ул.Гайдара, д.26, в период с 2021 года по 2023 год работ по капитальному ремонту общего имущества: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента. В целях формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт перечисляются на счет регионального оператора. В нарушение указанных норм ответчиком вышеуказанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту данного дома в 2021-2023 годах исполнены не были, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено. Указанные факты нарушают ее жилищные права на гарантированное федеральным законодательством проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.

Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от 06.12.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ООО «Управляющая компания СервисПлюс № 1», Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края (л.д. 1 том 1).

Протокольным определением от 01.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ администрации Лысьвенского городского округа Пермского края (л.д. 211 том 1).

Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 производство по делу по иску Обориной Натальи Викторовны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении участия в приемнике выполненных работ в составе созданных комиссий, в части требований к администрации Лысьвенского городского округа – прекращено.

Истец Оборина Н.В. в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживала в полном объеме по доводам иска.

Представитель истца Огородова Е.Е. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации Лысьвенского городского округа Пермского края в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания СервисПлюс №1» в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 исковые требования Обориной Натальи Викторовны (ИНН **) к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ОГРН **) о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме – удовлетворены.

Возложена обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****.

В апелляционной жалобе Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Обориной Н.В.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта. Сроки реализации региональной программы 2024-2072 годы. Согласно новой региональной программе, сроки проведения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома: 2027-2029 – ремонт крыши, электроснабжение; 2039-2041 – ремонт фундамента; 2054-2056 – фасад, теплоснабжение, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение. Из содержания Программы № 328-п следует, что с 01.09.2023 проведение капитального ремонта многоквартирных домов возможно в рамках именно этой программы с учетом выполненных работ в рамках Программы № 288-п.

Судом первой инстанции не учтено, что согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» № 60 на 2018 год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу ****, техническое состояние крыши – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 60%; фундамента – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 50%; фасада – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 45%. Срок проведения работ по ремонту крыши в соответствии с региональной программой установлен в период 2027-2029 года, что позволяет осуществлять функционирование указанного конструктивного элемента в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде. Техническое состояние хвс/гвс – удовлетворительное, фактический износ составляет 55%. Техническое состояние водоотведения, электроснабжения – неудовлетворительное, фактический износ составляет 55%. Срок проведения работ по ремонту теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведения в соответствии с региональной программой установлен в период 2027-2029, что позволяет осуществлять функционирование указанного конструктивного элемента в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде. Техническое состояние сетей отопления оценивается как неудовлетворительное, фактический износ составляет 55 %. Однако при визуальном обследовании инженерных сетей, оценить систему отопления не представилось возможным, так как не был обеспечен безопасный доступ, техническое состояние сетей отопления оценивалось по косвенным признакам и году постройки здания многоквартирного дома соответственно вывод заключения не является полным и достоверным.

При наличии оснований собственники многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций. Отмечает, что имеется объективная невозможность исполнения региональной программы в полном объеме на момент вынесения решения. Фонд не осуществляет строительную деятельность, не обладает необходимыми критериями для ее осуществления, не является поставщиком подрядных работ, поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду, а следовательно – удовлетворены. Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин, одна из которых – дефицит денежных средств в Пермском крае. Кроме того, с 18.09.2023 вступили в действие изменения, внесенные в Закон № 304-ПК, в настоящий момент на территории Пермского края имеется дефицит денежных средств. Проведение работ по данному многоквартирному дому возможно при условии субсидирования и (или) за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Истцом Обориной Н.В. поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», согласно которым решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

От третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда по административному делу № **/2024 о признании недействительным со дня принятия Постановления Правительства Пермского края от 28.04.2023 №327-п «Об отмене региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы».

Разрешая ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу в соответствии со статьей 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в административном производстве, заявленного при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия таких оснований не усматривает, поскольку отсутствует объективная невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения иного спора. Оценка доводам апелляционной жалобы может быть дана по имеющимся в деле доказательствам.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. Сведения о месте и времени судебного заседания заблаговременно размещены на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа № 288-п).

Указанной Программой № 288-п предусмотрено выполнение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, в период с 2018 года по 2020 год работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и ремонту внутридомовых инженерных систем.

Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, от 09.02.2021 года в связи с невозможностью проведения в 2018-2020 годах запланированных мероприятий по капитальному ремонту, принято решение перенести срок выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем на 2021-2023 годы.

Согласно приложению 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада и фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: **** предусмотрено в период 2021-2023 годы.

Ответчиком проведение работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, не организовано.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь статьями 2, 12, 13, 166, 168, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 21, 22, 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку с учетом технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома имеется необходимость проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. **** в г. Лысьве Пермского края.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.

В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно признал требования Обориной Н.В. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обоснованными, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, краткосрочных планов 2021-2023 годов, что влечет нарушение прав граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта, в связи с чем срок исполнения обязанности по проведению капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: **** не наступил, не являются основанием для отмены постановленного судебного акта в силу следующего.

При оценке правомерности заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством при разрешении гражданско-правового спора является установление технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, в данном случае внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, крыши, фасада, фундамента.

Согласно техническому отчету № 60, составленному ООО «Пермэнерго-Аудит» и принятому по акту от 15.04.2019 комиссией, сформированной Фондом, по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ****, установлено:

-техническое состояние фундаментов – ограниченно-работоспособное, отмостки и цоколя – неудовлетворительное: выгорание окрасочного слоя цоколя, отслаивание и разрушение штукатурного слоя цоколя, замачивание цоколя, биокоррозия на поверхности цоколя, трещины по штукатурному слою цоколя с переходом в шов кладки стены, биокоррозия на поверхности отмостки, растрескивание и сколы отмостки, трещины в сопряжении стены и отмостки, скопление строительного бытового мусора в техническом подполье;

-техническое состояние стенового ограждения – ограниченно-работоспособное: следы замачивания стен под оконными проемами, отслаивание и разрушение штукатурного слоя стен, выветривание раствора между стеновыми блоками, трещины в швах между стеновыми блоками, замачивание и увлажнение стен, выгорание окрасочного слоя стен, локальные сколы бетона стеновых блоков, следы местных ремонтов отделки фасадов, замачивание карнизной части стены;

-техническое состояние внутренних стен – работоспособное: отслаивание и шелушение окрасочного слоя стен, следы замачивания стен спуска в подполье, разрушение штукатурного слоя в подполье;

-техническое состояние перекрытий – работоспособное: дефектов и повреждений не обнаружено;

-техническое состояние крыши – ограниченно-работоспособное; кровли, утеплителя чердачного перекрытия, карнизных плит –неудовлетворительное: следы увлажнения и повреждения гнилью конструкции стропильной системы, повреждение утеплителя на чердаке, просветы со стороны чердака, ослабление крепления шифера к деревянной обрешетке, замачивание карнизных плит, выкрашивание раствора из швов между карнизными плитами, локальные разрушения бетона карнизных плит, следы местных ремонтов швов карнизных плит, отсутствие оконных блоков-решеток на слуховых окнах;

-техническое состояние оконных блоков, крылец, козырьков, балконов – неудовлетворительное: оконные деревянные переплеты и коробки рассохлись, покоробились, разрушение и шелушение окрасочного слоя деревянных оконных переплетов, стертость окрасочного слоя ступеней в местах прохода, разрушение и сколы бетона крылец, следы замачивания бетонных козырьков снизу, замачивание балконных плит, растрескивание бетона балконных плит, сколы балконных плит с оголением и коррозией арматуры;

-техническое состояние вентиляции – неудовлетворительное: частичное разрушение штукатурного слоя вытяжных труб;

-техническое состояние инженерных сетей водоотведения –неудовлетворительное: повреждения отдельных мест трубопроводов, повреждение трубопроводов ржавчиной;

-техническое состояние инженерных сетей электроснабжения – неудовлетворительное: общее моральное устаревание элементов системы электроснабжения, ненадежные скрутки электрических проводов;

-техническое состояние перекрытий здания, сетей холодного водоснабжения – удовлетворительное.

Фактический износ здания на момент обследования составляет 43%. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета по капитальному ремонту. По результатам обследования рекомендовано проведение следующих работ: ремонт отмостки (2020-2022), ремонт цоколя (2021-2022), ремонт фасадов (2019-2021), ремонт крыши (2021-2023), ремонт внутридомовых инженерных систем: вентиляции, электронабжения, теплоснабжения, водоотведения (2020-2021).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что установленные нормативные сроки эксплуатации конструктивных элементов до капитального ремонта, утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (ВСН 58-88 (р)), с момента постройки многоквартирного жилого дома (1963 год) по ул. **** в г. Лысьва Пермского края истекли, работы по капитальному ремонту не проводились.

Неисполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в первоначально установленный региональной программой срок проведения капитального ремонта нарушает права собственников многоквартирного дома на безопасные и комфортные условия проживания.

Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Доказательств, опровергающих заключение ООО «Промэнерго-Аудит», стороной ответчика не представлено.

Ссылка апеллянта на возможность дальнейшего безопасного функционирования инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, фундамента, фасада, крыши многоквартирного дома до даты, установленной в новой региональной программе (2027-2029 – ремонт крыши, электроснабжение; 2039-2041 – ремонт фундамента; 2054-2056 – теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведения, фасад), утвержденной Постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, также допустимыми доказательствами не подтверждена. Перенесение срока проведения работ по капитальному ремонту не основано на объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, учитывая невыполнение ответчиком в установленный срок обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, истечение нормативных сроков эксплуатации конструктивных элементов до капитального ремонта с момента постройки дома, нахождение систем водоотведения, электроснабжения, фасада в неудовлетворительном техническом состоянии, фундамента, крыши в ограниченно-работоспособном состоянии, что подтверждается заключением специализированной организации, принятие новой региональной программы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, не может являться основанием для освобождения некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от исполнения обязанности по проведению ранее предусмотренных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

При этом, несмотря на нахождение системы водоснабжения многоквартирного дома согласно заключению ООО «Промэнерго-Аудит» в удовлетворительном техническом состоянии, оснований для исключения данного вида работ не имеется, поскольку нормативный срок эксплуатации указанного конструктивного элемента до капитального ремонта с момента постройки дома истек (1963 (год постройки дома) + 25 лет (нормативный срок эксплуатации системы водоснабжения) = 1988 год).

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Судебная коллегия учитывает, что изменение срока проведения работ по капитальному ремонту на периоды 2027-2029, 2054-2056, 2069-2071 годов в региональную программу внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переносе установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок, что противоречит требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доказательств принятия решения общего собрания о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок материалы дела не содержат.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Лысьвенского городского округа, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку недостаточность взносов на капитальный ремонт не является обстоятельством, освобождающим НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от выполнения работ. При этом, многоквартирный дом, являющийся предметом исковых требований, был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, исковые требования предъявлены только в части работ, подлежащих выполнению в период с 2021 по 2023 годы.

Ссылка ответчика о принятии Закона Пермского края от 06.09.2023 №222-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» от 11.03.2014 №304-ПК, согласно которому использование средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, допускается на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, при условии, если многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования, несмотря на наличие доводов о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Лысьвенского городского округа, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как указанные изменения в региональное законодательство вступили в законную силу с 18.09.2023, тогда как многоквартирный дом, являющийся предметом иска, включен в региональную программу до указанной даты, работы по капитальному ремонту подлежали выполнению в период с 2021 по 2023 годы и на их производство в программе был учтен соответствующий бюджет.

Кроме того, с учетом положений статей 166, 168, 182, 190.1, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что взносы на капитальный ремонт спорного многоквартирного дома перечисляются собственниками на счет регионального оператора, которым является ответчик, необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома подтверждена документально, ответчиком не опровергнута, при этом надлежащих доказательств подготовки и выполнения капитального ремонта Фондом в материалы дела не представлено, учитывая, что установленные ранее действовавшей региональной программой сроки проведения капитального ремонта истекли, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, определив срок для проведения ремонтных работ в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования не могли быть предъявлены к Фонду, поскольку ответчик не осуществляет строительную деятельность, не обладает необходимыми критериями для ее осуществления, не является поставщиком подрядных работ, отклоняются судебной коллегией, так как на основании вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик в силу возложенных на него обязанностей по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, обязан осуществить их путем привлечения подрядных организаций и заключения с ними от своего имени соответствующих договоров, контроля качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации, осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ. Ссылка апеллянта об обратном основана на неверном толковании норм жилищного законодательства.

По существу доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства и на правильность решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки указанных доказательств не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

ходатайство третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о приостановлении производства по апелляционной жалобе на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда по административному делу № **/2024 о признании недействительным со дня принятия Постановления Правительства Пермского края от 28.04.2023 №327-п «Об отмене региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы» - оставить без удовлетворения.

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.06.2024.

Дело № 33-5996/2024 (2-70/2024)

УИД 59RS0028-01-2023-002441-17

Судья Носкова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 04.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.

и судей Гладковой О.В., Заривчацкой Т.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обориной Натальи Викторовны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», администрации Лысьвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гладковой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Оборина Н.В. обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Фонд капитального ремонта) о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, возложении обязанности на администрацию Лысьвенского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту в составе комиссии, созданной НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование заявленных требований указано, что Оборина Н.В. является собственником жилого помещения – квартиры № ** в доме № ** по ул.**** в г.Лысьва Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Данной региональной Программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г.Лысьва, ул.Гайдара, д.26, в период с 2021 года по 2023 год работ по капитальному ремонту общего имущества: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента. В целях формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт перечисляются на счет регионального оператора. В нарушение указанных норм ответчиком вышеуказанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту данного дома в 2021-2023 годах исполнены не были, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено. Указанные факты нарушают ее жилищные права на гарантированное федеральным законодательством проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.

Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от 06.12.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ООО «Управляющая компания СервисПлюс № 1», Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края (л.д. 1 том 1).

Протокольным определением от 01.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ администрации Лысьвенского городского округа Пермского края (л.д. 211 том 1).

Определением Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 производство по делу по иску Обориной Натальи Викторовны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении участия в приемнике выполненных работ в составе созданных комиссий, в части требований к администрации Лысьвенского городского округа – прекращено.

Истец Оборина Н.В. в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживала в полном объеме по доводам иска.

Представитель истца Огородова Е.Е. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации Лысьвенского городского округа Пермского края в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания СервисПлюс №1» в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 исковые требования Обориной Натальи Викторовны (ИНН **) к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ОГРН **) о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме – удовлетворены.

Возложена обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****.

В апелляционной жалобе Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Обориной Н.В.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта. Сроки реализации региональной программы 2024-2072 годы. Согласно новой региональной программе, сроки проведения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома: 2027-2029 – ремонт крыши, электроснабжение; 2039-2041 – ремонт фундамента; 2054-2056 – фасад, теплоснабжение, водоотведение, холодное и горячее водоснабжение. Из содержания Программы № 328-п следует, что с 01.09.2023 проведение капитального ремонта многоквартирных домов возможно в рамках именно этой программы с учетом выполненных работ в рамках Программы № 288-п.

Судом первой инстанции не учтено, что согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» № 60 на 2018 год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу ****, техническое состояние крыши – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 60%; фундамента – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 50%; фасада – ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 45%. Срок проведения работ по ремонту крыши в соответствии с региональной программой установлен в период 2027-2029 года, что позволяет осуществлять функционирование указанного конструктивного элемента в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде. Техническое состояние хвс/гвс – удовлетворительное, фактический износ составляет 55%. Техническое состояние водоотведения, электроснабжения – неудовлетворительное, фактический износ составляет 55%. Срок проведения работ по ремонту теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведения в соответствии с региональной программой установлен в период 2027-2029, что позволяет осуществлять функционирование указанного конструктивного элемента в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде. Техническое состояние сетей отопления оценивается как неудовлетворительное, фактический износ составляет 55 %. Однако при визуальном обследовании инженерных сетей, оценить систему отопления не представилось возможным, так как не был обеспечен безопасный доступ, техническое состояние сетей отопления оценивалось по косвенным признакам и году постройки здания многоквартирного дома соответственно вывод заключения не является полным и достоверным.

При наличии оснований собственники многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций. Отмечает, что имеется объективная невозможность исполнения региональной программы в полном объеме на момент вынесения решения. Фонд не осуществляет строительную деятельность, не обладает необходимыми критериями для ее осуществления, не является поставщиком подрядных работ, поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду, а следовательно – удовлетворены. Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин, одна из которых – дефицит денежных средств в Пермском крае. Кроме того, с 18.09.2023 вступили в действие изменения, внесенные в Закон № 304-ПК, в настоящий момент на территории Пермского края имеется дефицит денежных средств. Проведение работ по данному многоквартирному дому возможно при условии субсидирования и (или) за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Истцом Обориной Н.В. поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», согласно которым решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

От третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда по административному делу № **/2024 о признании недействительным со дня принятия Постановления Правительства Пермского края от 28.04.2023 №327-п «Об отмене региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы».

Разрешая ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу в соответствии со статьей 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в административном производстве, заявленного при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия таких оснований не усматривает, поскольку отсутствует объективная невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения иного спора. Оценка доводам апелляционной жалобы может быть дана по имеющимся в деле доказательствам.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. Сведения о месте и времени судебного заседания заблаговременно размещены на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru. В связи с этим на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа № 288-п).

Указанной Программой № 288-п предусмотрено выполнение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, в период с 2018 года по 2020 год работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и ремонту внутридомовых инженерных систем.

Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, от 09.02.2021 года в связи с невозможностью проведения в 2018-2020 годах запланированных мероприятий по капитальному ремонту, принято решение перенести срок выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем на 2021-2023 годы.

Согласно приложению 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, фасада и фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: **** предусмотрено в период 2021-2023 годы.

Ответчиком проведение работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, не организовано.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь статьями 2, 12, 13, 166, 168, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 21, 22, 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку с учетом технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома имеется необходимость проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. **** в г. Лысьве Пермского края.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.

В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно признал требования Обориной Н.В. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обоснованными, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, краткосрочных планов 2021-2023 годов, что влечет нарушение прав граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта, в связи с чем срок исполнения обязанности по проведению капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: **** не наступил, не являются основанием для отмены постановленного судебного акта в силу следующего.

При оценке правомерности заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством при разрешении гражданско-правового спора является установление технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, в данном случае внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, крыши, фасада, фундамента.

Согласно техническому отчету № 60, составленному ООО «Пермэнерго-Аудит» и принятому по акту от 15.04.2019 комиссией, сформированной Фондом, по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ****, установлено:

-техническое состояние фундаментов – ограниченно-работоспособное, отмостки и цоколя – неудовлетворительное: выгорание окрасочного слоя цоколя, отслаивание и разрушение штукатурного слоя цоколя, замачивание цоколя, биокоррозия на поверхности цоколя, трещины по штукатурному слою цоколя с переходом в шов кладки стены, биокоррозия на поверхности отмостки, растрескивание и сколы отмостки, трещины в сопряжении стены и отмостки, скопление строительного бытового мусора в техническом подполье;

-техническое состояние стенового ограждения – ограниченно-работоспособное: следы замачивания стен под оконными проемами, отслаивание и разрушение штукатурного слоя стен, выветривание раствора между стеновыми блоками, трещины в швах между стеновыми блоками, замачивание и увлажнение стен, выгорание окрасочного слоя стен, локальные сколы бетона стеновых блоков, следы местных ремонтов отделки фасадов, замачивание карнизной части стены;

-техническое состояние внутренних стен – работоспособное: отслаивание и шелушение окрасочного слоя стен, следы замачивания стен спуска в подполье, разрушение штукатурного слоя в подполье;

-техническое состояние перекрытий – работоспособное: дефектов и повреждений не обнаружено;

-техническое состояние крыши – ограниченно-работоспособное; кровли, утеплителя чердачного перекрытия, карнизных плит –неудовлетворительное: следы увлажнения и повреждения гнилью конструкции стропильной системы, повреждение утеплителя на чердаке, просветы со стороны чердака, ослабление крепления шифера к деревянной обрешетке, замачивание карнизных плит, выкрашивание раствора из швов между карнизными плитами, локальные разрушения бетона карнизных плит, следы местных ремонтов швов карнизных плит, отсутствие оконных блоков-решеток на слуховых окнах;

-техническое состояние оконных блоков, крылец, козырьков, балконов – неудовлетворительное: оконные деревянные переплеты и коробки рассохлись, покоробились, разрушение и шелушение окрасочного слоя деревянных оконных переплетов, стертость окрасочного слоя ступеней в местах прохода, разрушение и сколы бетона крылец, следы замачивания бетонных козырьков снизу, замачивание балконных плит, растрескивание бетона балконных плит, сколы балконных плит с оголением и коррозией арматуры;

-техническое состояние вентиляции – неудовлетворительное: частичное разрушение штукатурного слоя вытяжных труб;

-техническое состояние инженерных сетей водоотведения –неудовлетворительное: повреждения отдельных мест трубопроводов, повреждение трубопроводов ржавчиной;

-техническое состояние инженерных сетей электроснабжения – неудовлетворительное: общее моральное устаревание элементов системы электроснабжения, ненадежные скрутки электрических проводов;

-техническое состояние перекрытий здания, сетей холодного водоснабжения – удовлетворительное.

Фактический износ здания на момент обследования составляет 43%. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета по капитальному ремонту. По результатам обследования рекомендовано проведение следующих работ: ремонт отмостки (2020-2022), ремонт цоколя (2021-2022), ремонт фасадов (2019-2021), ремонт крыши (2021-2023), ремонт внутридомовых инженерных систем: вентиляции, электронабжения, теплоснабжения, водоотведения (2020-2021).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что установленные нормативные сроки эксплуатации конструктивных элементов до капитального ремонта, утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (ВСН 58-88 (р)), с момента постройки многоквартирного жилого дома (1963 год) по ул. **** в г. Лысьва Пермского края истекли, работы по капитальному ремонту не проводились.

Неисполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в первоначально установленный региональной программой срок проведения капитального ремонта нарушает права собственников многоквартирного дома на безопасные и комфортные условия проживания.

Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Доказательств, опровергающих заключение ООО «Промэнерго-Аудит», стороной ответчика не представлено.

Ссылка апеллянта на возможность дальнейшего безопасного функционирования инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, фундамента, фасада, крыши многоквартирного дома до даты, установленной в новой региональной программе (2027-2029 – ремонт крыши, электроснабжение; 2039-2041 – ремонт фундамента; 2054-2056 – теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведения, фасад), утвержденной Постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, также допустимыми доказательствами не подтверждена. Перенесение срока проведения работ по капитальному ремонту не основано на объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, учитывая невыполнение ответчиком в установленный срок обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, истечение нормативных сроков эксплуатации конструктивных элементов до капитального ремонта с момента постройки дома, нахождение систем водоотведения, электроснабжения, фасада в неудовлетворительном техническом состоянии, фундамента, крыши в ограниченно-работоспособном состоянии, что подтверждается заключением специализированной организации, принятие новой региональной программы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, не может являться основанием для освобождения некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от исполнения обязанности по проведению ранее предусмотренных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

При этом, несмотря на нахождение системы водоснабжения многоквартирного дома согласно заключению ООО «Промэнерго-Аудит» в удовлетворительном техническом состоянии, оснований для исключения данного вида работ не имеется, поскольку нормативный срок эксплуатации указанного конструктивного элемента до капитального ремонта с момента постройки дома истек (1963 (год постройки дома) + 25 лет (нормативный срок эксплуатации системы водоснабжения) = 1988 год).

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Судебная коллегия учитывает, что изменение срока проведения работ по капитальному ремонту на периоды 2027-2029, 2054-2056, 2069-2071 годов в региональную программу внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переносе установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок, что противоречит требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доказательств принятия решения общего собрания о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на более поздний срок материалы дела не содержат.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Лысьвенского городского округа, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку недостаточность взносов на капитальный ремонт не является обстоятельством, освобождающим НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от выполнения работ. При этом, многоквартирный дом, являющийся предметом исковых требований, был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, исковые требования предъявлены только в части работ, подлежащих выполнению в период с 2021 по 2023 годы.

Ссылка ответчика о принятии Закона Пермского края от 06.09.2023 №222-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» от 11.03.2014 №304-ПК, согласно которому использование средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, допускается на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, при условии, если многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования, несмотря на наличие доводов о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Лысьвенского городского округа, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как указанные изменения в региональное законодательство вступили в законную силу с 18.09.2023, тогда как многоквартирный дом, являющийся предметом иска, включен в региональную программу до указанной даты, работы по капитальному ремонту подлежали выполнению в период с 2021 по 2023 годы и на их производство в программе был учтен соответствующий бюджет.

Кроме того, с учетом положений статей 166, 168, 182, 190.1, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что взносы на капитальный ремонт спорного многоквартирного дома перечисляются собственниками на счет регионального оператора, которым является ответчик, необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома подтверждена документально, ответчиком не опровергнута, при этом надлежащих доказательств подготовки и выполнения капитального ремонта Фондом в материалы дела не представлено, учитывая, что установленные ранее действовавшей региональной программой сроки проведения капитального ремонта истекли, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, определив срок для проведения ремонтных работ в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования не могли быть предъявлены к Фонду, поскольку ответчик не осуществляет строительную деятельность, не обладает необходимыми критериями для ее осуществления, не является поставщиком подрядных работ, отклоняются судебной коллегией, так как на основании вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик в силу возложенных на него обязанностей по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, обязан осуществить их путем привлечения подрядных организаций и заключения с ними от своего имени соответствующих договоров, контроля качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации, осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ. Ссылка апеллянта об обратном основана на неверном толковании норм жилищного законодательства.

По существу доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства и на правильность решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки указанных доказательств не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

ходатайство третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о приостановлении производства по апелляционной жалобе на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 до вступления в законную силу решения Пермского краевого суда по административному делу № **/2024 о признании недействительным со дня принятия Постановления Правительства Пермского края от 28.04.2023 №327-п «Об отмене региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы» - оставить без удовлетворения.

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 29.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.06.2024.

33-5996/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Оборина Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация Лысьвенского городского округа Пермского края
НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае"
Другие
ООО "Управляющая компания "СервисПлюс №1"
Управление ЖКХ Администрации Лысьвенского городского округа Пермского края
Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Гладкова Оксана Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.04.2024Передача дела судье
04.06.2024Судебное заседание
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Передано в экспедицию
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее