дело № 2 – 11 – 398/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Окуловка Новгородской области 13 июля 2020 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Федоровой В.Б., с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Цыбы Р.В., представителя ответчика ГОКУ «Окуловское лесничество» Шеренкова И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к ГОКУ «Окуловское лесничество» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к ГОКУ «Окуловское лесничество» об обязании совершить определенные действия, в обоснование чего указал, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области в ходе проверки было установлено, что на участке лесного фонда в квартале 246 Боровенковского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в точке географических координат широта 58,470245, долгота 33,091150 (58°28'12.822 N, 33°5'28.140 Е) в границах кадастрового квартала № на общей площади около 2000 кв.м. обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, одной из причин образования которой является невыполнение отделом Боровенковского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» обязанности по охране и защите лесов соответствующей категории. Изложенные обстоятельства, по мнению прокурора Окуловского района Новгородской области, позволяют просить суд обязать ГОКУ «Окуловское лесничество» обеспечить очистку лесного участка от отходов.
Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Цыба Р.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОКУ «Окуловское лесничество» Шеренков И.Г. исковые требования не признал, показал, что поддерживает позицию Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, изложенную в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие последнего.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Из положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 4 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 50.7 ЛК РФ).
Согласно ст. 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В силу ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности леса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии со ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
В силу п.п. 2.2.10 Положения о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 466, министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, то есть министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно п. 2.1 Устава ГОКУ «Окуловское лесничество», утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 24 сентября 2015 года № 822, целью деятельности Лесничества является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в сфере лесных отношений на подведомственной территории.
В силу п.п. 2.2.1, 2.2.1.34 Устава ГОКУ «Окуловское лесничество», утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 24 сентября 2015 года № 822, для достижения указанных целей Лесничество осуществляет в пределах установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Новгородской области и настоящим Уставом на подведомственной территории мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; а также обеспечивает проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите лесов от вредных организмов.
Согласно обращению ФИО5 и рапорту помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Цыбы Р.В. на участке лесного фонда в квартале 246 Боровенковского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в точке географических координат широта 58,470245, долгота 33,091150 (58°28'12.822 N, 33°5'28.140 Е) в границах кадастрового квартала № на общей площади около 2000 кв.м. обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Ответчик не отрицал наличие указанной свалки.
Выявленная свалка отходов производства и потребления находится на землях лесного фонда, мероприятия по охране которых возложены на ГОКУ «Окуловское лесничество».
Причиной образования вышеуказанной свалки, по мнению суда, явилось ненадлежащее исполнение ГОКУ «Окуловское лесничество» установленных Лесным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ обязанностей по охране и защите лесов соответствующих категорий.
Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд не находит оснований согласиться с доводами представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и представитель ответчика ГОКУ «Окуловское лесничество» Шеренкова И.Г. о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на спорном участке у органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Однако, общие положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не подлежат применению, поскольку обязанность собственников участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального вышеприведенного законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов. Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из ч. 1 ст. 84 ЛК РФ, они ограничены владением, пользованием, распоряжением и иными полномочиями, но только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления последнего не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, полагает, что срок для выполнения требований прокурора Окуловского района Новгородской области необходимо определить как месяц со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок будет являться разумным и реальным для исполнения.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ст. 103 ГПК РФ), в связи с чем с ответчика ГОКУ «Окуловское лесничество» в бюджет согласно нормативу отчислений, установленному бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец прокурор Окуловского района Новгородской области в силу ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ГОКУ «Окуловское лесничество» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку лесного участка, расположенного в квартале 246 Боровенковского участкового лесничества ГОКУ «Окуловское лесничество» в точке географических координат широта 58,470245, долгота 33,091150 (58°28'12.822 N, 33°5'28.140 Е) в границах кадастрового квартала № на общей площади около 2000 кв.м., от отходов.
Взыскать с ГОКУ «Окуловское лесничество» в бюджет Окуловского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Гусева
Решение изготовлено в окончательной форме 17 июля 2020 года.
Судья А.С. Гусева