Дело № 2а-344/2020
33RS0010-01-2020-000385-78
Решение
именем Российской Федерации
24 июля 2020 года
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.,
при секретаре Самохиной Е.А.,
с участием административного истца Филатовой Л.Ю., представителя административного истца Гусевой Т.Ю., представителя административного ответчика Корогодиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киржаче административное дело по административному исковому заявлению Филатовой Людмилы Юрьевны к администрации городского поселения город Киржач, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании незаконным отказа, выраженного в ответе от 11.11.2019 года № 609-05-04 и постановлении от 08.11.2019 года № 1155 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», признании незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», аннулировании кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
установил:
Филатова Л.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения город Киржач о признании незаконным отказа, выраженного в ответе от 11.11.2019 года № 609-05-04 и постановлении от 08.11.2019 года № 1155 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», аннулировании кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
В обоснование требований указала, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, на котором расположен жилой дом и вспомогательные постройки. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности и принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, поскольку при проведении проверки выяснилось, что огороженная площадь превышает площадь земельного участка по документам. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сославшись на то, что схема расположения земельного участка выполнена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемому земельному участку. Считает отказ незаконным, поскольку в результате перераспределения вновь образуемый земельный участок по площади не превысил бы установленный законом максимум. Затем административному истцу стало известно о том, что административный ответчик поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> разрешенным использованием для общего пользования (уличная сеть). Полагает, что земельный участок был сформирован исключительно для создания проезда к земельному участку депутата ФИО7. Считает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет незаконно.
К участию в деле в качестве второго административного ответчика по требованию об аннулировании кадастрового учета земельного участка привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
В ходе рассмотрения дела административным истцом административные исковые требования были уточнены и заявлены требования к Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании незаконными действий по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> разрешенным использованием для общего пользования (уличная сеть), обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> разрешенным использованием для общего пользования (уличная сеть).
В судебном заседании административный истец, его представитель административные исковые требования поддержали и пояснили, что установленные законом основания для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности гражданина у административного ответчика отсутствовали. Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> разрешенным использованием для общего пользования (уличная сеть) поставлен на кадастровый учет с нарушением требований закона.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения город Киржач в судебном заседании административный иск не признала и пояснила, что Филатовой Л.Ю. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Представленная схема расположения земельного участка была разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемому земельному участку, а именно: пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Земельный участок, образование которого предусматривается в соответствии с представленной административным истцом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения имеет изломанность границ. Образование такого земельного участка приведет к невозможности рационального использования земель, невозможности использовать по назначению земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, к которому будет перекрыт доступ с земель населенных пунктов. 3.12.2019 года постановлением № 1263 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.
В судебное заседание представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области не явился, представил возражения, в которых указал, что административный иск удовлетворению не подлежит, так как кадастровый учет земельного участка не может быть аннулирован. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с требования закона, оснований для признания действий незаконными и снятии земельного участка с кадастрового учета нет.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровый номером № площадью <данные изъяты> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО8 1/8 доли, Филатовой Людмиле Юрьевне 7/8 доли (л.д. 11 -13).
ДД.ММ.ГГГГ Филатова Л.Ю. подала административному ответчику заявление о перераспределении земельных участков с приложением в том числе схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 45, 46, 47).
В заключении соглашения о перераспределении земельных участков Филатовой Л.Ю. отказано письмом от 11.11.2019 года № 609-05-04 и постановлением от 08.11.2019 года № 1155 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» (л.д. 9, 10).
Отказ мотивирован тем, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 -15).
Постановлением главы администрации № 1263 от 3.12.2019 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, (л.д. 53).
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч.9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п.1 ст.11.2Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.
В соответствии пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Статьей 39.29 ЗК РФ предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Как предусмотрено п.п. 1, 8 ст. 39.29Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения указанного соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.п. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если:
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с предписаниями ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный ответчик обязан обосновать законность оспариваемого решения.
Так, из представленной на утверждение схемы земельного участка следует, что его границы изломаны.
Образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, что подтверждается постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, оспариваемый отказ является законным и отмене не подлежит.
Принятие решений о понуждении органа местного самоуправления принято решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков не входит в компетенцию суда, который проверяет законность принятых им решений и не может подменять собой орган местного самоуправления.
По положениям ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Судом установлено, что постановка земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет произведена на основании заявления органа местного самоуправления, по предоставлении постановления об утверждении схемы земельного участка и межевого плана земельного участка.
Государственной кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен уполномоченным лицом.
Кроме того, постановка на кадастровый учет данного земельного участка не нарушает прав административного истца, который участником спорных правоотношений не является, спора о защите нарушенного права на принадлежащий ему земельный участок не заявил.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Филатовой Л.Ю. о признании незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата».
Аннулирование кадастрового учета земельного участка законом не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах требование об аннулировании кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 11.11.2019 ░░░░ № 609-05-04 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08.11.2019 ░░░░ № 1155 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░ 2020 ░░░░.