№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бузулук 17 июля 2023 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Бобылевой Н.В.,
с участием истцов Морозовой И.Ю., Кандаурова Е.Ф., Леушкина В.В.,
представителя истца Воропаева А.В. – адвоката Бугайковой А.В., действующей на основании ордера № от ** ** ****,
ответчиков Полотнянщикова М.С., Филонова В.Д., также являющимся представителем ответчика Белонучкиной В.В., действующего на основании доверенности от ** ** ****,
представителей ответчиков: Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области Воронова И.Н., действующего на основании доверенности от ** ** ****, и Безбородовой С.Н., действующей на основании доверенности от ** ** ****; Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Рассохиной Е.В., действующей на основании доверенности от ** ** **** и Котуновой А.Н., действующей на основании доверенности от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова И.Ю., Воропаев А.В., Леушкин В.В., Кандауров Е.Ф., Сороквых И.Ю. к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, Белонучкина В.В., Филонов В.Д., Труфанов М.А., Полотнянщиков М.С., Пионкова Л.В., Лопатина Л.Н., Азизов И.Ф.о Фатулла оглы, Гранкина А.И., Махмудов Г.Р., Юртаев И.О., Федоров И.Н., Гостев М.И., с участием третьих лиц Управления Росреестра по Оренбургской области, ППК Роскадастр Оренбургской области, Правительства Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки подъездными путями (дорогами),
УСТАНОВИЛ:
Морозова И.Ю., Воропаев А.В., Леушкин В.В., Кандауров Е.Ф., Сороковых С.Л. обратились к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области требованиями признать незаконным бездействие ответчиков по изъятию земельных участков для муниципальных нужд и обязать ответчиков изъять земельные участки с кадастровыми номерами, указанными в исковом заявлении, для муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>. Согласно генеральному плану и проекта планировки застройки территории земельные участки с кадастровыми номерами: № являются участками, через которые осуществляется доступ к другим земельным участкам, предназначенным для дорог в целях развития инфраструктуры и обеспечения свободного проезда. Хотя эти земельные участки отведены под автомобильные дороги, фактически не являются дорогами, имеют вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с этим не стоят на балансе сельсовета, в результате не обслуживаются, в зимнее время снег не убирается, в распутицу к жилым домам не могут подъехать машины экстренных служб. Собственники этих земельных участков согласны на изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства дорог. При таких обстоятельствах бездействие ответчиков нарушают конституционные права истцов, органами местного самоуправления не исполняются должным образом возложенные на них обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ходе рассмотрения дела истцами в порядке ст.39 ГПК РФ был изменен предмет исковых требований и просили обязать Администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области, Администрацию МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в течение календарного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить подъездными путями (дорогами) к жилым домам, земельные участки, принадлежащие гражданам, расположенных в земельном квартале с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, земельные участки расположены в северо-восточной части кадастрового квартала №. Протокольным определением суда от ** ** **** к участию в дело в качестве соответчиков привлечены Белонучкина В.В., Филонов В.Д., Труфанов М.А., Полотнянщиков М.С., Пионкова Л.В., Лопатина Л.Н., Азизов И.Ф. оглы, Гранкина А.И., Махмудов Г.Р., Юртаев И.О., Федоров И.Н., Гостев М.И. Протокольными определениями суда от ** ** ****, ** ** **** и от ** ** **** к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, ППК Роскадастр Оренбургской области, Правительство Оренбургской области. В судебном заседании истцы Морозова И.Ю., Кандауров Е.Ф., Леушкин В.В., представитель истца Бугайкова А.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их исковые требования, ввиду социальной значимости вопроса, который до настоящего времени не разрешен, несмотря на неоднократные обращения в различные органы власти. Для того, чтобы подъезжать к их земельным участкам, на которых расположены жилые дома, за свой счет жильцы, как смогли, обеспечили проезд, ответчики отказываются обеспечить их дорогами и обслуживать, хотя они расположены на территории сельсовета, ссылаясь на то, что эти земельные участки находятся в собственности физических лиц. Представители ответчиков Администрации МО Бузулукский район и Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района исковые требования не представили, предоставив мотивированные отзывы. Ответчики Полотнянщиков М.С. и Филонов В.Д. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований к органам местной власти, однако в иске к ним просили отказать, надлежащими ответчиками не являются. Также пояснили, что ранее спорные земельные участки являлись землями сельскохозяйственного назначения, в дальнейшем Правительством Оренбургской области вид разрешенного использования был изменен для ведения личного подсобного хозяйства либо под ИЖС, и реализо
являются участками, через которые осуществляется доступ к другим земельным участкам, предназначенным для дорог в целях развития инфраструктуры и обеспечения свободного проезда. Хотя эти земельные участки отведены под автомобильные дороги, фактически не являются дорогами, имеют вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с этим не стоят на балансе сельсовета, в результате не обслуживаются, в зимнее время снег не убирается, в распутицу к жилым домам не могут подъехать машины экстренных служб. Собственники этих земельных участков согласны на изъятие земельных участков для муниципальных нужд для строительства дорог. При таких обстоятельствах бездействие ответчиков нарушают конституционные права истцов, органами местного самоуправления не исполняются должным образом возложенные на них обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В ходе рассмотрения дела истцами в порядке ст.39 ГПК РФ был изменен предмет исковых требований и просили обязать Администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области, Администрацию МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в течение календарного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить подъездными путями (дорогами) к жилым домам, земельные участки, принадлежащие гражданам, расположенных в земельном квартале с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Протокольным определением суда от ** ** **** к участию в дело в качестве соответчиков привлечены Белонучкина В.В., Филонов В.Д., Труфанов М.А., Полотнянщиков М.С., Пионкова Л.В., Лопатина Л.Н., Азизов И.Ф. оглы, Гранкина А.И., Махмудов Г.Р., Юртаев И.О., Федоров И.Н., Гостев М.И.
Протокольными определениями суда от ** ** ****, ** ** **** и от ** ** **** к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, ППК Роскадастр Оренбургской области, Правительство Оренбургской области.
В судебном заседании истцы Морозова И.Ю., Кандауров Е.Ф., Леушкин В.В., представитель истца Бугайкова А.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их исковые требования, ввиду социальной значимости вопроса, который до настоящего времени не разрешен, несмотря на неоднократные обращения в различные органы власти. Для того, чтобы подъезжать к их земельным участкам, на которых расположены жилые дома, за свой счет жильцы, как смогли, обеспечили проезд, ответчики отказываются обеспечить их дорогами и обслуживать, хотя они расположены на территории сельсовета, ссылаясь на то, что эти земельные участки находятся в собственности физических лиц.
Представители ответчиков Администрации МО Бузулукский район и Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района исковые требования не представили, предоставив мотивированные отзывы.
Ответчики Полотнянщиков М.С. и Филонов В.Д. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований к органам местной власти, однако в иске к ним просили отказать, надлежащими ответчиками не являются. Также пояснили, что ранее спорные земельные участки являлись землями сельскохозяйственного назначения, в дальнейшем Правительством Оренбургской области вид разрешенного использования был изменен для ведения личного подсобного хозяйства либо под ИЖС, и реализованы физическим лицам.
Истец Сороковых С.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Иные ответчики и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Оренбургской области представил письменный отзыв с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
По смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом выбранный способ защиты должен быть соразмерным установленному нарушению.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения (статья 12 указанного Закона).
Этим же Законом определено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.14).
К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.15).
В силу п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Судом установлено, что истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в <адрес>, расположенные в северо-восточной части кадастрового квартала №, категории земель: земли населенных пунктов, а именно: Морозовой И.Ю. земельный участок кадастровый №, для ведения личного подсобного хозяйства; Кандаурову Е.Ф. земельный участок кадастровый №, с видом разрешенного использования – объекты индивидуального жилищного строительства, с придомовыми участками для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства; Леушкину В.В. земельный участок кадастровый №, с видом разрешенного использования – объекты индивидуального жилищного строительства, с придомовыми участками для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства; Воропаеву А.В. земельные участки кадастровые номера № (для ведения личного подсобного хозяйства), на котором расположен жилой дом кадастровый №; земельные участки кадастровые номера №, для обслуживания автотранспорта, в части размещения постоянных или временных гаражей, стоянок; Сороковых С.Л. принадлежит жилой дом кадастровый №, расположенный в пределах земельного участка №.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными по запросу суда Выписками из ЕГРН, в которых также в графе «особые отметки» указано, для каких земельных участков обеспечен доступ посредством иных земельных участков, с указанием кадастровых номеров.
Судом также установлено и Выписками из ЕГРН подтверждается, что ответчикам (физическим лицам) на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные в том же земельном квартале, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства:
-Труфанову М.А. земельные участки с кадастровыми номерами:
№. земельные участки с кадастровыми номерами: №
№
№
№ земельный участок с кадастровым номером №; - Федорову И.Н. земельный участок с кадастровым номером №; - Юртаеву И.О. земельный участок с кадастровым номером №; - Полотнянщикову М.С. земельные участки с кадастровыми номерами №; - Пионковой Л.В. земельный участок кадастровый №; - Лопатиной Л.Н. земельный участок с кадастровым номером №; - Азизову И.Ф. огла земельный участок с кадастровым номером №; - Гранкиной А.И. земельный участок с кадастровым номером №; - Махмудову Г.Р. земельные участки с кадастровыми номерами №. Стороны не оспаривали тот факт, что именно по этим земельным участкам осуществляется проезд (доступ) к земельным участкам и жилым домам истцов и других жителей, т.е. собственников иных земельных участков и жилых домов, без надлежащего оборудования и содержания подъездных путей (дорог). Постановлением Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района от ** ** **** № утвержден проект планировки территории под комплексное строительство площадью <данные изъяты> га. в <адрес> в составе материалов согласно Приложению, которое состоит их двух томов, где во втором томе п.2.4 разработана схема организации тра
- №
- Федорову И.Н. земельный участок с кадастровым номером №
- Юртаеву И.О. земельный участок с кадастровым номером №;
- Полотнянщикову М.С. земельные участки с кадастровыми номерами №;
- Пионковой Л.В. земельный участок кадастровый №;
- Лопатиной Л.Н. земельный участок с кадастровым номером №;
- Азизову И.Ф. огла земельный участок с кадастровым номером №;
- Гранкиной А.И. земельный участок с кадастровым номером №;
- Махмудову Г.Р. земельные участки с кадастровыми номерами №.
Стороны не оспаривали тот факт, что именно по этим земельным участкам осуществляется проезд (доступ) к земельным участкам и жилым домам истцов и других жителей, т.е. собственников иных земельных участков и жилых домов, без надлежащего оборудования и содержания подъездных путей (дорог).
Постановлением Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района от ** ** **** № утвержден проект планировки территории под комплексное строительство площадью <данные изъяты> га. в <адрес> в составе материалов согласно Приложению, которое состоит их двух томов, где во втором томе п.2.4 разработана схема организации транспорта и улично-дорожной сети.
Решением Совета депутатов Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района от ** ** **** № внесены изменения в Генеральный план данного муниципального образования.
Постановлением Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района от ** ** **** № утверждены «Правила землепользования и застройки».
Из анализа указанных документов усматривается, что спорные земельные участки с находящимися на них жилыми домами расположены в границах территории Новоалександровского сельсовета, внесены в Генеральный план, присвоены почтовые адреса.
Бузулукской межрайонной прокуратурой в ходе проверки по обращениям граждан, со ссылкой на ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, было установлено, что земельные участки в <адрес>, расположенные в северо-восточной части кадастрового квартала №, находятся в собственности физических лиц. Земельные участки вблизи улиц Сиреневая, Абрикосовая, Виноградная, Апельсиновая, Рябиновая и др., используемые в качестве автомобильных дорог, в муниципальной собственности не находятся, соответствующие земельные участки общего пользования не выделены. Данные земельные участки также находятся в собственности физических лиц. Исходя из анализа ответов администрации сельского поселения заявителям, информаций, направляемых органом местного самоуправления в органы государственной власти Оренбургской области, данный вопрос по содержанию дорог неоднократно рассматривался, находится на контроле. Однако, какие-либо меры по решению вопросов местного значения в указанной части не предприняты. Так, заявителям разъяснялось, что данный вопрос будет рассмотрен при очередном планировании местного бюджета или разъяснялись нормы законодательства о том, что администрацией сельского поселения меры не принимаются по причине того, что указанные дороги не находятся в муниципальной собственности. Между тем, учитывая социальную значимость решения вопроса подъезда граждан к земельным участкам, а также неоднократное информирование администрацией сельского поселения о рассмотрении вариантов решения данного вопроса, действенных мер, направленных на устранение нарушения прав заявителей, не предпринято. Таким образом, межрайонной прокуратурой в действиях администрации МО Новоалександровский сельсовет выявлены нарушения требований законодательства о дорожной деятельности.
В связи с чем, ** ** **** в адрес Главы МО Новоалександровский сельсовет было внесено представление о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.
Из ответа Главы МО Новоалександровского сельсовета от ** ** **** следует, что ** ** **** на заседании Совета депутатов МО Новоалександровский сельсовет был рассмотрен вопрос о возможности финансирования и принятия мер по изъятию земельных участок для муниципальных нужд с целью размещения дорог местного значения в кадастровом квартале 56:08:1709002. Депутатами было принято решение рекомендовать собственникам земельного массива провести кадастровые работы по выделению и оформлению земельных участков, предназначенных, согласно проекта планировки, под автомобильные дороги, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и передать в муниципальную собственность на безвозмездной основе.
Однако суд приходит к выводу, что указанный способ не является единственным для решения вопроса по обеспечению заявителей подъездными путями, конкретных действенных мер в рамках своих полномочий в области дорожной деятельности сельсоветом так и не предпринято, возложенные на него Законом полномочия в указанной сфере должным образом не исполняются.
В силу статьи 3 Федерального закона от ** ** **** N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ** ** **** N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.4 Закона Оренбургской области от ** ** **** «Об организации местного самоуправления» перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от ** ** **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от ** ** **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от ** ** **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 14, подпункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от ** ** **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от ** ** **** N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от ** ** **** N 257-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона от ** ** **** N 257-ФЗ и Закона Оренбургской области от ** ** **** "Об организации местного самоуправления" деятельность по строительству автомобильной дороги местного значения в границах населенного пункта поселения отнесена к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего сельского поселения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов, сельских поселений и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является администрация Новоалександровского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области, как орган местного самоуправления, которому согласно положениям Федерального закона от ** ** **** N 131-ФЗ, нормативным правовым актам Оренбургской области вверены полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В связи с чем в удовлетворении исковых требований к Администрации Бузулукского района, Белонучкиной В.В., Филонову В.Д., Труфанову М.А., Полотнянщикову М.С., Пионковой Л.В., Лопатиной Л.Н., Азизову И.Ф. оглы, Гранкиной А.И., Махмудову Г.Р., Юртаеву И.О., Федорову И.Н., Гостеву М.И. следует отказать.
Довод стороны ответчика о том, что на момент приобретение земельных участков в собственность истцы знали об отсутствии на них инженерной инфраструктуры, отклоняется. Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Вопреки доводам ответчика, обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования обеспечения жителей транспортной инфраструктурой установлена законом, при этом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенной на них обязанности по осуществлению дорожной деятельности, поскольку вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом приведенных обстоятельств, объема, вида и характера обязательств, подлежащих исполнению в натуре, принимая во внимание принципы разумности и соразмерности, устанавливает годичный срок исполнения с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозова И.Ю., Воропаев А.В., Леушкин В.В., Кандауров Е.Ф., Сороквых И.Ю. к Администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки подъездными путями (дорогами) - удовлетворить.
Обязать Администрацию МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить подъездными путями (дорогами) к жилым домам земельные участки, принадлежащие гражданам, расположенные в земельном квартале с кадастровым номером 56:08:1709002, расположенные в <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Морозова И.Ю., Воропаев А.В., Леушкин В.В., Кандауров Е.Ф., Сороквых И.Ю. к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Белонучкина В.В., Филонов В.Д., Труфанов М.А., Полотнянщиков М.С., Пионкова Л.В., Лопатина Л.Н., Азизов И.Ф.о Фатулла оглы, Гранкина А.И., Махмудов Г.Р., Юртаев И.О., Федоров И.Н., Гостев М.И. о возложении обязанности обеспечить земельные участки подъездными путями (дорогами) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Решение в окончательной форме принято 25.07.2023 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-296/2022, УИД 56RS0008-01-2022-003377-74, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.