Дело № 2-209/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2014 года Нижнесалдинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Новосадовой О.А.,
с участием прокурора ФИО3,
истца ФИО1,
при секретаре Якимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нижняя Салда в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ Свердловской области Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Салда о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Нижняя Салда обратился в суд в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства, Управлению социальной политики по г. Нижняя Салда о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и заключении договора социального найма.
В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержал полностью и в их обоснование пояснил, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как родители истца были по решению суда лишены родительских прав. С 2009 года ФИО1 находилась под опекой ФИО4 С марта 2014 года ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, однако, жилье ей до сих пор не предоставлено. ФИО1 другой жилой площади не имеет, проживает на съемной квартире. В связи с этим прокурор просит обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение для истца не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления ГО Нижняя Салда, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение ФИО1, а Управление социальной политики по г. Нижняя Салда обеспечить подписание договора социального найма ФИО1
Истец ФИО1 в судебном заседании требования прокурора полностью поддержала, суду пояснила, что учится и живет в г.Н.Тагил, снимает квартиру. По регистрации по адресу: г.Н.Салда <адрес> дом не жилой, в доме отсутствуют двери и окна, отсутствует отопление и свет, в доме никто не живет. Иного жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управления социальной политики по г. Нижняя Салда в судебное заседание не явились, представив письменные отзывы и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из отзыва представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области усматривается, что заявленные требования ответчик не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком, так как к его функции, согласно установленному порядку, относится лишь функция по учету жилых помещений для детей-сирот.
Из отзыва представителя ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» следует, что с заявленными требованиями прокурора ответчик не согласен, так как считает себя ненадлежащим ответчиком. По его мнению, приобретение специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013, согласно п. 3 которого источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. В связи с тем, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов РФ, полагает, что иски надлежит предъявлять к субъекту РФ Свердловской области. По мнению ответчика права истца не нарушаются, так как законодательство не предусматривает обеспечение жилыми помещениями детей-сирот во внеочередном порядке.
Из отзыва представителя ТОИОГВ Свердловской области Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Салда (Управления социальной политики по г. Нижняя Салда) следует, что с заявленными требованиями он не согласен, так как считает себя ненадлежащим ответчиком. Действительно ФИО1 должна быть обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законом. Однако в связи с тем, что Управление социальной политики не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, они не могут являться надлежащими ответчиками. Кроме того, Порядком предоставления жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от ДД.ММ.ГГГГ на Управление социальной политики не возлагается обязанность по обеспечению подписания договора найма.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, отзыв не направил.
С согласия прокурора суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав мнение прокурора, истца ФИО1, исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального Кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ, семья и детство находятся под защитой государства.
На основании ст.16, 27 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе в связи с лишением их родительских прав, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, заочным решением Нижнесалдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО1 были лишены в отношении последней родительских прав. Приказом начальника УСЗН по г.Н.Салда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена попечителем ФИО4, проживающая в г.Н.Салда <адрес>. Этим же приказом за ФИО1 сохранялось право пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Салда <адрес>, в связи с обучением ФИО1 в ГОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» и проживанием в общежитии данного учебного заведения, последней было разрешено раздельное проживание с попечителем. Из паспортных данных истца следует, что она зарегистрирована в <адрес>, по этому же адресу зарегистрированы родители ФИО1, сестра и племянница истца. Так же из материалов дела следует, что ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания в общежитии, расположенном в г.Н.Тагиле <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по 31.07.2014, не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя по договору социального найма. Сведения о регистрации прав ФИО1 на какое –либо недвижимое имущество в УФРС по <адрес> в Верхнесалдинском отделе, а так же в отделе СОГУП «Областной центр недвижимости»-«Нижнесалдинское БТИ и РН» отсутствуют. В соответствии с постановлением главы администрации ГФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете в списке граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории ГФИО5. В общем списке очередников под № с пометкой в примечании о том, что ей будет предоставлено жилое помещение вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Приказом начальника ТОИОГВ Свердловской области - управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Салда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имела закрепленного жилого помещения, не является нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения.
Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что во исполнение положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 жилым помещением не обеспечена.
Доводы представителей ответчиков судом во внимание не приняты, так как постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» (далее по тексту Фонд).
В силу п.5 Порядка средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовом году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Фонд в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Таким образом, суд считает, что Фонд обязан приобрести жилое помещение.
В соответствии с вышеуказанным Порядком жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Следовательно, приобретенное жилое помещение должно быть зачислено в государственный специализированный жилищный фонд.
Лишь после осуществления указанных действий МУГИСО, возможно решение вопроса о предоставлении такого жилья детям-сиротам и заключение с ними договора найма на данное жилье специализированного жилого фонда, что прямо следует из положений п.п.2,3 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 527-ПП.
Согласно п.9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Таким образом, из положения п.9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прямо следует, что управление социальной политики обеспечивает подписание договора найма специализированного жилого помещения.
Обязанность управления социальной политики по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения является составной частью процедуры приобретения и предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий ответчиком является необходимой и обязательной стадией решения вопроса приобретения и предоставления жилья детям-сиротам. Даже несмотря на то, что органом, уполномоченным на заключение договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, управление социальной политики участвует в разработанной процедуре заключения договора найма, принимая меры по подписанию направленных к ним Фондом договоров с детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Без возложения на ТОИОГВ Свердловской области Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Салда такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении ФИО1 жильем будет затруднено.
Доводы представителя ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о нарушении прав других лиц, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели, судом отклоняются, разрешение требований о предоставлении детям, оставшимся без попечения родителей, и приравненной к ним категории граждан, жилой площадью не ставится законом в зависимость от наличия ли отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При вынесении решения по делу суд обязан разрешить вопрос о взыскании госпошлины, однако, государственные органы, органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты госпошлины освобождены (пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 Гражданско-процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Нижняя Салда в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение для ФИО1 не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления городского округа Нижняя Салда.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение ФИО1.
Обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление социальной политики по городу Нижняя Салда.
Обязать ТОИОГВ Свердловской области Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижняя Салда обеспечить подписание договора ФИО1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесалдинский городской суд.
Судья Новосадова О.А.