Решение по делу № 33-6457/2018 от 24.05.2018

Дело № 33-6457/2018

Судья Завьялова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 27 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Васева А.В., Мехоношиной Д.В.,

при секретаре Алиеве М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 29 марта 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Пермского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» оборудовать в системе звуковой информации на вокзале Пермь-2 отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, и облегчающими общение пассажира с кассиром; телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом и инвалидов колясочников, установив срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Васева А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности.

Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ОАО «РЖД» указывая, что решение суда вынесено по формальным основаниям, без учета фактической работы вокзала. ОАО «РЖД» принимаются меры по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 год на указанный объект выделены денежные средства для оборудования адаптированной билетной кассы переговорным устройством «пассажир-кассир». Возложение на ОАО «РЖД» обязанности по установке телефона-автомата является неправомерным, поскольку ответчик не является оператором связи и не имеет соответствующей лицензии.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Суд правильно определил характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при рассмотрении спора, на основании которого верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по поручению прокуратуры специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проведено обследование на железнодорожном вокзале станции Пермь-2. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о защите инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале станции Пермь-2: не в полном объеме обеспечен беспрепятственный доступ к объекту железнодорожного вокзала: в здании вокзала оборудована касса на высоте не выше 0,75 м., используемая посетителями на креслах-колясках, что не соответствует требованиям п.7.1.9 СП 59.13330.2012. В системе звуковой информации на вокзале Пермь-2 оснащение отдельных касс специальными звуковыми устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, не предусмотрено; телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом и инвалидов-колясочников не предусмотрены, что не соответствует п.3.1.19 СП 2.5.1198-03.

Согласно экспертному заключению от 15 февраля 2017 № 17.ОИ.3.10.5/1.Б. железнодорожный вокзал Пермь-2 Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (по месту фактического осуществления деятельности: г.Пермь, ул.Ленина, 89) в части доступности для маломобильных групп населения не соответствует требованиям нормативных документов: п.3.1.19 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», п.4.1.12, 7.1.8 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 - с 03 июня 2003 г. введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 03 марта 2003 г.

В соответствии с пунктом 3.1.19 Санитарных правил в системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.397 Конституции РФ, ст.15 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», 3.1.19 «Санитарных Правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», пунктом 7.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ОАО «РЖД» в нарушение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пункта 3.1.19 Санитарных правил не оборудовало в системе звуковой информации на вокзале Пермь-2 отдельные кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, и облегчающими общение пассажира с кассиром; телефоны-автоматы для людей с ослабленным слухом и инвалидов колясочников, чем нарушены конституционные права и свободы инвалидов, лишив их равных возможностей с другими гражданами.

Доказательств об отсутствии технической возможности исполнения заявленных требований прокурора, ответчиком ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что с общественной организацией инвалидов согласована проектная документация и в рамках инвестиционной программы на указанный объект выделены денежные средства для оборудования билетной системой кассы переговорным устройством «пассажир-кассир», судебная коллегия отклоняет как не состоятельный, поскольку данный довод не является основанием для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права и направленного на защиту интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Доказательств того, что указанное устройство было установлено, в связи с чем нарушение прав и свобод инвалидов прекращено, представлено не было.

Так же судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что судом на ответчика необоснованно возложена обязанность по установке телефона-автомата, в силу следующего.

В соответствии с абз.2 ст.80 Федерального закона от 10 января 2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе:

оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи.

В соответствии со ст.2 данного Устава перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю);

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.

Пунктами 1.1. и 2.1 «Санитарных Правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03»предусмотрено, что они распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

Таким образом, в силу прямого указания вышеуказанных нормативных актов, обязанность по оборудованию вокзалов низкорасположенными телефонами, правомерно возложена на ОАО «РЖД».

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергают выводов суда.

Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 29 марта 2018 года по доводам апелляционной жалобы Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6457/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Васев Александр Витальевич
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее