Решение по делу № 8Г-35217/2023 [88-39597/2023] от 24.10.2023

        Дело № 88-39597/2023

        № дела суда 1-й инстанции 2-401/2022

    92RS0002-01-2021-005824-89

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар     5 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Якубовской Е.В.,

    судей Жогина О.В., Макаровой Е.В.,

с участием прокурора Фроловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью «КБРСГ» о запрете строительства дома, обязании привести в первоначальное положение территорию, планируемую к строительству дома по кассационному представлению прокуратуры города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения представителя ответчика ООО «КБРСГ» по доверенности ФИО5, прокурора Фроловой Е.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора г. Севастополя обратился с иском к ООО «КБРСГ» о запрете строительства дома, обязании привести в первоначальное положение территорию, планируемую к строительству дома, просит запретить ООО «КБРСГ» строительство <адрес> комплексе , входящего в состав объекта капитального строительства «Реконструкция существующих объектов административно-служебной и жилой зоны по <адрес> с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением» на земельном участка с кадастровым номером , обязать ответчика привести в первоначальное состояние территорию, планируемую к строительству <адрес> комплексе , входящего в состав объекта капитального строительства «Реконструкция существующих объектов административно служебной и жилой зоны по <адрес>.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения.

В кассационном представлении прокурор города ФИО7 просил отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указывая в обоснование на неправильное применение судами норм материального права и приводя в обоснование доводы искового заявления.

В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представитель ответчика ООО «КБРСГ» по доверенности ФИО5, прокурор Фролова Е.В.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учётом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения прокурора Фроловой Е.В., поддержавшей кассационное представление, представителя ответчика ООО «КБРСГ» по доверенности ФИО5, возражавшей против удовлетворения представления, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

Судами установлено и усматривается из материалов дела, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность» земельный участок военного городка 456 бухта Казачья передан в федеральную собственность из собственности города Севастополя.

Земельный участок с кадастровым номером (бухта Казачья, участок 1) поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации как актуальный, ранее учтенный, с присвоением вида разрешенного использования «для обслуживания административно-служебной и жилой зоны», категория не установлена, впервые участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Право федеральной собственности на данные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и ООО «Стандарт-Строй» заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение -РДЗ о предоставлении Федеральному государственному казенному учреждению ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Министерства Обороны Российской Федерации ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России выдано разрешение на реконструкцию существующих объектов административно-служебной и жилой зоны по <адрес> с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением (строительство жилых домов по генеральному плану: Комплекс 1 (ЖД 1.1, 1.2, 1.3, 2, 3.1, 3.2.); комплекс 2 (ЖД 4.5.1. 5.2. 3.3); комплекс 3 (ЖД 6.Г, 6.2., 6.3., 6.4, 6.5,7.1, 7.2., 7.3., 7.4., 7.5); комплекс 6 (ЖД 10,11); комплекс 7 (ЖД 12, 13, 14., 15)) со встроенными нежилыми помещениями и паркингом».

Основанием для выдачи вышеуказанного разрешения явилось положительное заключение экспертизы землеустроительной документации от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-планировочное задание , утвержденное управлением градостроительства и архитектуры СГГА от ДД.ММ.ГГГГ, ранее выданное разрешение на выполнение строительных работ , выданное ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного архитектурного контроля в г. Киеве заказчику – государственном у космическому агентству Украины, национальный центр управления и испытаний космических средств, ЖБК «Скифия» и генеральному подрядчику - ООО «Стандарт-Строй».

Установлено, что ООО «КБРСГ» (ООО «Стандарт-Строй») во исполнение Инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ведет строительство объектов капитального строительства по вышеуказанному адресу.

При подготовке к проведению работ на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, был обнаружен объект культурного наследия: «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», который приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта регионального значения, ДД.ММ.ГГГГ приказом утвержден предмет охраны данного объекта.

Из ответа и пояснений Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос следует, что ООО «КБРСГ» (ООО «Стандарт-строй»), в рамках соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия разработан и в установленном порядке согласован акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающий меры по сохранности объекта, а также указано о том, что согласно Приказу МК РФ спорный земельный участок относится к категории В-6-6, в границах которого разрешается в том числе строительство новых зданий и сооружений на существующих участках жилого, общественного и специального назначения в соответствии с видом разрешенного использования.

Судами отмечено, что в соответствии со статьями 34, 34.1 Федерального закона № 73-Ф3 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разработка зон охраны в границах достопримечательного места не обязательна, однако управлением разработан проект его зон охраны, который в настоящее время проходит процедуру согласования. Таким образом, границы зон охраны объекта: памятника «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», в настоящее время не определены и на Генплане города отсутствуют.

Согласно выводам комплексной судебной землеустроительной экспертизы конфигурация охранной зоны памятника «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», с учетом решения исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, на кадастровом плане территории должна быть определена как окружность радиусом 25 м, диаметром 50 м от центра памятника. После чего, было установлено, что фундамент жилого <адрес> объекте капитального строительства – жилая и административно-служебная зона по <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , в конфигурации охранной зоны не находится.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статьи 46 Конституции РФ, статьи 1 Гражданского кодекса РФ, статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с учетом выводов заключения комплексной судебной землеустроительной экспертизы, а также установив, что границы зон охраны объекта: памятника «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», в настоящее время не определены и на Генплане города отсутствуют, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Севастопольский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, выводы являются правильными и мотивированными, нарушений норм права не допущено.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены верно.

В соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана. Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23).

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законам от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно части 1 статьи 34 которого защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (часть 2).

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника (часть 3).

В статье 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (пункт 1). Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 10 м от внешних границ территории.

Постановлением Правительства Севастополя от 31 августа 2015 года №840-ПП утверждено Положение об Управлении охраны объектов культурного наследия города Севастополя, пунктом 1 которого определено, что Управление является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета.

Одной из основных задач деятельности Управления является государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

На основании статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности), лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия независимо от форм собственности, расположенных на территории города Севастополя регулируются Законом города Севастополя от 25 ноября 2015 года № 206-ЗС «Об объектах культурного наследия города Севастополя».

Реализуя свои полномочия, предусмотренные статьями 6.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 8 Закона города Севастополя от 25 ноября 2015 года № 206-ЗС «Об объектах культурного наследия города Севастополя», в целях обеспечения сохранности и государственной охраны объекта культурного наследия, Правительство г. Севастополя, Приказом № 1295 от 8 ноября 2019 года включило в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия «Братская могила 9 советских воинов», с наименованием «Надгробие над братским захоронением 9 советских воинов».

Приказом № 33 от 17 января 2020 года Правительство г. Севастополя утвердило границы территории объекта культурного наследия «Надгробие над братским захоронением 9 советских воинов».

Приказом № 34 от 17 января 2020 года Правительство г. Севастополя утвердило предмет охраны объекта культурного наследия «Надгробие над братским захоронением 9 советских воинов», подлежащим обязательному сохранению архитектурно-ландшафтная композиция объекта: прямая подъездная дорожка обсаженная двумя рядами деревьев – туей и сосной, и квадратная в плане площадка с надгробием, окруженная посадками туи; архитектурно-художественное решение надгробия: монолитная плита черно-красного гранита установлена под наклоном на основании того же материала; на плите изображение звезды и лавровой ветви, а так же надпись в технике гравировки: «Советским вонам, павшим в Великой Отечественной войне 1941 1945г.г.»; на торцевой части основания надпись в технике гравировки: «Здесь покоятся останки 9-ти советских воинов, павших при обороне Севастополя».

Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 5).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 14 декабря 2016 года № 1357 «Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на основании заключения государственной историко- культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе» предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, объектом которой является документация, обосновывающая границы защитной зоны, разрабатываемая с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения объекта культурного наследия, принимает решение, предусматривающее установление границ защитной зоны на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в форме нормативного правового акта, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ устанавливаемой защитной зоны с перечнем координат характерных точек ее границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Документация, обосновывающая границы защитной зоны, включает в себя проект границ защитной зоны в текстовой форме и в виде карт (схем) и подготавливается физическими или юридическими лицами, привлекаемыми региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по заданию регионального органа охраны объектов культурного наследия и по установленной им форме. Управление является уполномоченным органом, осуществляющим согласование строительных работ, способных оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия. В то же время, в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия Управление уполномочено принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Из ответа и пояснений Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «КБРСГ» (ООО «Стандарт-строй»), в рамках соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия разработан и в установленном порядке согласован акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающий меры по сохранности объекта, а также указано о том, что согласно Приказа МК РФ спорный земельный участок относится к категории В-6-6, в границах которого разрешается в том числе строительство новых зданий и сооружений на существующих участках жилого, общественного и специального назначения в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии со статьями 34, 34.1 Федерального закона № 73-Ф3 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разработка зон охраны в границах достопримечательного места не обязательна, однако управлением разработан проект его зон охраны, который в настоящее время проходит процедуру согласования.

Установив приведенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что границы зон охраны объекта: памятника «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», в настоящее время не определены и на Генплане города отсутствуют.

Отклоняя аналогичные заявленным в кассационном представлении доводы прокурора, суд апелляционной инстанции указал, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность» земельный участок военного городка 456 бухта Казачья передан в федеральную собственность из собственности города Севастополя.

Земельный участок с кадастровым номером (<адрес>) поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации как актуальный, ранее учтенный, с присвоением вида разрешенного использования для обслуживания административно-служебной и жилой зоны», категория не установлена, впервые участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Право федеральной собственности на данные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Крымское территориальное управление существенных отношений» Минобороны России и ООО «Стандарт-Строй» включен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта, в том числе и на спорном земельном участке с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ департаментом по имущественным и земельным сношениям города Севастополя издано распоряжение -РДЗ о предоставлении Федеральному государственному казенному учреждению ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Министерства Обороны России ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России выдано разрешение на реконструкцию существующих объектов административно-служебной и жилой зоны по <адрес> с элементами нового строительства в рамках реконструкции с расширением (строительство жилых домов по генеральному плану: Комплекс 1 (ЖД 1.1, 1.2, 1.3, 2, 3.1, 3.2.); комплекс 2 (ЖД 4,5.1, 5.2, 3.3); комплекс 3 (ЖД 6.1., 6.2., 6.3., 6.4, 6.5,7.1, 7.2., 7.3., 7.4., 7.5); комплекс 6 (ЖД 10,11); комплекс 7 (ЖД 12, 13, 14., 15)) со встроенными нежилыми помещениями и паркингом».

Основанием для выдачи вышеуказанного разрешения явилось положительное заключение экспертизы землеустроительной документации от ДД.ММ.ГГГГ, архитектурно-планировочное задание , утвержденное управлением градостроительства и архитектуры СГГА от ДД.ММ.ГГГГ, ранее выданное разрешение на выполнение строительных работ , выданное ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного архитектурного контроля в г. Киеве заказчику – государственному космическому агентству Украины, национальный центр управления и испытаний космических средств, ЖБК «Скифия» и генеральному подрядчику – ООО «Стандарт-Строй».

Как обоснованно отмечено судами в оспариваемых постановлениях, данные документы признаются действующими в Российской Федерации в соответствии со статьями 12.1, 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь», а также в соответствии с Положением об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 года № 339-ПП.

Вопреки позиции прокурора, в ходе рассмотрения дела по существу судами первой и апелляционной инстанций достоверно установлено, что объект культурного наследия «Братская могила 9 советских воинов», с наименованием «Надгробие над братским захоронением 9 советских воинов» в настоящее время включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации по нормам российского законодательства. При этом разработка зон охраны в границах указанного выше достопримечательного места, по нормам российского законодательства, не обязательна, границы зон охраны объекта: памятника «Надгробие над братским захоронением 9-ти советских воинов», в настоящее время не определены и на Генплане города отсутствуют, в связи с чем запрета на осуществление строительства в 50 метровой зоне, о которой заявляет прокурор, законом не установлено.

При этом материалами дела подтверждено, что строительство ООО «КБРСГ» в том числе спорного <адрес>, входящего в комплекс , осуществляется в соответствии с согласованным проектом работ, направленных на сохранность объекта культурного наследия.

Доводы кассационного представления в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, были предметом рассмотрения судов, обоснованно отклонены, а потому не могут рассматриваться как несостоятельные.

Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.

Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационного представления и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры города Севастополя – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-35217/2023 [88-39597/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Севастополя
Ответчики
ООО "КБРСГ"
Другие
Министерство Обороны РФ
ЖСК "СКИФИЯ"
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
ООО "Югспецмонтаж"
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие)
Правительство г. Севастополя
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
05.12.2023Судебное заседание
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее