Решение по делу № 8а-10331/2020 от 13.05.2020

ФИО10 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

а-10526/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                           7 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                        Кулешовой Е.А.,

судей                                                     Жидковой О.В., Широковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ховард Хаус» (далее ООО Ховард Хаус) и общества с ограниченной ответственностью «Парадный особняк» (далее ООО «Парадный особняк») и на решение Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2019 года по административному делу № 2а-346/2019 по административным искам Капитоновой Анны Игоревны (далее Капитонова А.И.), Кононова Александра Александровича (далее Кононов А.А.) к Службе государственного и строительного надзора Санкт-Петербурга (далее Госстройнадзор Санкт-Петербурга) об оспаривании разрешения на строительство от 28 февраля 2018 года № 78-018-064.1-2017; Борисовой Татьяны Васильевны (далее Борисова Т.В.), Капитоновой А.И., Кононова А.А., Тимофеева Романа Михайловича (далее Тимофеев Р.М.) к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее ГУП ГУИОН) о признании незаконным действий ГУП ГУИОН; Борисовой Т.В., Капитоновой А.И., Кононова А.А., Тимофеева Р.М. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) о признании действий незаконными; Егуповой Марии Львовны (далее Егупова М.Л.), Козловой Анны Сергеевны (далее Козлова А.С.), Комиссаровой Риммы Ивановны (далее Комиссарова Р.И.), Королева Валентина Дмитриевича (далее Королева В.Д.), Сивохиной Натальи Павловны (далее Сивохина Н.П.) к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее КГИОП Правительства Санкт-Петербурга) о признании незаконным заключения                                  № 01-27-2411/17-0-1.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителей административных ответчиков ООО Ховард Хаус – адвоката Яковлева С.В., ООО «Парадный особняк» - Тришина П.В., КГИОП Правительства Санкт-Петербурга – Третьяковой Д.П., поддержавших доводы кассационных жалоб, административных истцов Козловой А.С., Кононова А.А. и Капитоновой, действовавшей также в интересах Королева В.Д. и Сивохиной Н.П., возражавших против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия

установила:

25 сентября 2018 года Борисова Т.В., Капитонова А.И., Кононов А.А., Тимофеев Р.М. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к СПБ ГУП ГУИОН о признании незаконными действий последнего по внесению изменений в сведения технического учета о дате постройки здания по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера А, а также технических паспортов зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литеры Б и Д, выданных филиалом ГУП «ГУИОН» - ПИБ Центрального района 21 декабря 2012 года в части указания года постройки этих зданий (дело № 2а-346/2019).

В обоснование исковых требований указали, что из письма Санкт-Петербургского ГУП ГУИОН от 19 июня 2018 года № 38925-исх, адресованного депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ковалеву Л.А. им стало известно, что до 2010 года включительно строения с современными адресами 9-я Советская ул., д. 17 строения 1, 2, 3 (до изменения в апреле 2017 года адресации имевшие адрес: 8-я Советская, д.20-22 литеры Б, Д, Ж) ( учитывались во всех документах технического и кадастрового учета как единое здание с адресом 8-я Советская улица дом 20-22 литера А с датой постройки - до 1917 года, однако, в ходе рассмотрения административного дела № 2а-737/2018 представителем ООО «Парадный Особняк» был представлен технический паспорт, составленный в 2012 году, в котором ранее единое строение дома 20-22 по улице Советской указывалось в качестве трёх разных строений под литерами Б, Д, Ж и датой постройки 1919 год, что как полагали истцы, позволяет прийти к выводу о необоснованном изменении филиалом ГУП ГУИОН - ПИБ Центрального района учётных данных этого строения и утрате их охранного статуса как исторических зданий.

28 сентября 2018 года Капитонова А.И. и Кононов А.А. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Госстройнадзору Санкт-Петербурга об оспаривании разрешения № 78-018-0164.1-2017, выданного 28 июня 2018 года на строительство премиального клубного дома по адресу: город Санкт- Петербург, улица 9-я Советская, дом 17 (дело № 2а-348/2019).

В обоснование исковых требований указали, что земельный участок, где ранее располагались исторические корпуса медно-котельного завода М.Г.Оуфа, снесенные в июле 2017 года по заказу застройщика, и где в настоящее время предполагается строительство в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (далее - Закон о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга) расположен в зоне ОЗРЗ-1, в границах которой запрещён снос исторических зданий, а в случае разборки отдельных аварийных конструкций исторических зданий правообладатель земельного участка обязан восстановить их внешний облик, в результате чего оспариваемое разрешение, не содержащее положений, обязывающих застройщика восстановить снесенные здания исторической постройки, нарушает права административных истцов на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде.

20 ноября 2018 года Егупова М. Л.. Козлова А.С., Комиссарова Р. И., Королев В. Д., Сивохина Н.П. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к КГИОП Санкт-Петербурга о признании незаконным заключения № 01-27-2411/17-0-1 от 24 ноября 2017 года в отношении эскизного проекта строительства на участке по адресу: Санкт-Петербург, ул.9-я Советская, д.17 (дело № 2а-626/2019).

В обоснование исковых требований указали, что поскольку, согласно представленного Эскизного проекта строительства многоквартирного жилого дома, предполагается полный снос корпусов исторической постройки, которые формировали уличный фронт вдоль 8-й Советской улицы, при этом в нарушение статей 8.1.2 Раздела 8 Части 3 Приложения 2 к Закону о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, проектом строительства многоквартирного жилого дома на данном участке не предполагается восстановление внешнего облика этих исторических корпусов, постольку указываемая ответчиками в заключении дата постройки корпусов - 1919, выводит эти постройки из под действия названного выше Закона Санкт-Петербурга. По мнению истцов, в нарушение принципов установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года №1264 Порядка подготовки КГИОП заключений, названным профильным Комитетом без каких-либо доказательств выдано оспариваемое заключение, в котором Комитет признает данные здания неисторическими.

Истцами указывалось, что высота планируемого к постройке здания превышает отметку конька крыши лицевых корпусов исторического здания на 8-й Советской ул. дом 22, формирующего уличный фронт, что нарушает требования режима ОЗРЗ-1. Оспариваемое заключение, как полагали истцы, нарушает их право на сохранность объектов культурного наследия и доступ к культурным ценностям.

8 февраля 2019 года Борисова Т.В., Капитонова А.И., Кононов А.А., Тимофеев Р.М. обратились в тот же суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу, Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу, в котором просили признать внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о дате постройки зданий по адресу: 8-я Советская ул., дом 22 литеры Б и Д, 9-я Советская ул., д.17 строение 2, 3 в части указания года постройки зданий «1919» незаконным (дело № 2а-1181/2019).

В обоснование административного иска ссылались на то обстоятельство, что при рассмотрении административного дела № 2а-346/19 им стало известно о факте передачи 27 ноября 2012 года государственным унитарным предприятием «ГУИОН» в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» для включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о здании по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская, ул., дом 20-22 литера А, сведений о годе достройки указанных зданий как 1916 год, однако позднее в период между 2012 и 2017 годами на учет в государственный кадастр недвижимости в качестве самостоятельных объектов были поставлены части ранее единого здания по 8-й Советской ул., д.20-22 литера, литеры Б и Д с указанием другого года их постройки – «1919 год». Полагая, что, указание года постройки «1919 год» зданий по адресу 8-я Советская ул., дом 20-22 литеры Б и Д в сведениях государственного кадастра недвижимости не основано на подтверждённых фактах, истцы посчитали такие действия незаконными и нарушающими их право на достоверность информации и на доступ к информации, право на сохранение исторической и культурной среды у объектов культурного наследия.

В качестве основного довода незаконности оспариваемых действий и решений по всем четырем административным искам истцы указывают на нарушение их прав на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде, вытекающих из положений Федерального закона №73-Ф3 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 № 820-7 (ред. от 7 июля 2016 года, с изм. от 13 сентября 2017 года) «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон».

Возбуждённые по указанным выше искам административные дела определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2019 года объединены в одно производство с присвоением делу номера 2а-346/2019.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены ООО «Парадный особняк», ООО «Ховард Хаус» - собственник зданий и застройщик участка соответственно, ООО «Управление Н» - владелец здания по адресу: 8-я Советская ул., дом 20-22 литера А.

18 апреля 2019 года Куйбышевским районным судом города Санкт-Петербурга по административному делу № 2а-346/2019 постановлено решение, которым:

- признаны незаконными действия Санкт-Петербургского ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» по изменению года постройки зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б. Д;

- признаны незаконными действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б, Д в виде установления даты постройки зданий «1919 год»;

- на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность отменить внесение сведений о дате постройки зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б, Д «1919 год»;

- признано незаконным заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года №01-27-2411/17-0-1 о соответствии требованиям режиму использования земель в границах объединенных зон охраны, установленным Законом Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»», эскизного проекта - Архитектурно-градостроительное обоснование «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подзаглубленным паркингом» по адресу; Санкт-Петербург, ул.9-я Советская, д. 17;

На Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга возложена обязанность отменить указанное заключение;

Признано незаконным разрешение на строительство № 78-018-0164.1-2017, выданное 28 июня 2018 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на строительство объекта капитального строительства — многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и встроено-пристроенной автостоянкой;

- на Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга возложена обязанность отменить данное разрешение на строительство.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконными и не влекущими правовых последствий с момента выдачи технических паспортов, выданных Санкт-Петербургским ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» в части указания года постройки Кононову А.А., Капитоновой А.И., Борисовой Т. В., Тимофееву Р. М. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2019 года решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Санкт-Петербургского ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости», общества с ограниченной ответственностью «парадный особняк», общества с ограниченной ответственностью «Ховард-Хаус» без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной через Куйбышевский районный суд 23 апреля 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 мая 2020 года, ООО «Ховард Хаус» со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части удовлетворения заявленных требований и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Указывает, что для разрешения вопроса о дате постройки спорных зданий требуются специальные познания в области строительства и архитектуры, которыми суд не обладает. Однако при рассмотрении дела, вопрос о назначении экспертизы судом первой инстанции не ставился, а судом апелляционной инстанции в назначении экспертизы было отказано. В качестве обоснования своих доводов суды сослались на консультацию допрошенного в ходе судебного разбирательства специалиста, выводы которого основаны не на специальных знаниях, а на общих сведениях об истории города, сделаны без непосредственного осмотра зданий. Полагает также, что судами необоснованно положена в основу проверки законности действий ответчика ГУИОН по проведению инвентаризации объекта капитального строения и составления технического паспорта объекта Инструкция о проведении учета жилого фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года № 37, поскольку спорные строения относятся к нежилым объектам капитального строительства. Считает, что суд первой инстанции необоснованно объединил в одно производство несколько административных исков по оспариванию различных решений, действий     (бездействия) различных органов, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, поскольку позволило суду уклониться от мотивированных видов о незаконности оспариваемых актов ссылками на нормативные правовые акты, которым эти решения не соответствуют, и ограничиться установлением связи оспариваемых актов между собой. Полагает также, что судами сделан необоснованный вывод о том, что срок административными истцами на обращение в суд не пропущен.

В кассационной жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции в электронном виде 5 июня 2020 года, ООО «Парадный особняк» также со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части удовлетворения заявленных требований и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Указывает, что судами приняты решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле – участников долевого строительства жилого дома на земельном участке по адресу: ул.8-я Советская, дом 20-22, кадастровый номер 78:31:001427:2427, чьи права затронуты оспариваемыми решениями; в нарушение норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам ООО «Ховард Хаус» об отсутствии спорных объектов в 1941 году на земельном участке; судами не применена исковая давность, несмотря на заявления об этом административных ответчиков и заинтересованных лиц. Считает, что на незаконность решения суда указывает отсутствие в нем указания на место его принятия.

В возражения на кассационные жалобы административные истца Кононов А.А., Капитонова А.И., Борисова Т.В. указывают на отсутствие оснований для их удовлетворения, просят оставить судебные акты без изменения.

Определениями судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2020 года и 25 июня 2020 года кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.17 (ранее имел адрес: ул.8-я Советская, дом 20-22), кадастровый номер 78:31:0001427:2427 располагается в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Земельный участок образовался путем выделения в марте 2017 года земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.8-я Советская, дом 20-22 литера А (кадастровый номер 78:31:0011427:2428). Впоследствии выделенный земельный участок и расположенное на нем здание по адресу: Санкт-Петербург, ул. 8-я Советская, дом 20-22 литера А были приобретены ООО «Управление Недвижимостью» (ООО «Управление Н».

Указанный земельный участок, согласно Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга №524 от 21 июня 2016 года, располагается в пределах территориальной зоны ТЗЖДЗ (зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт- Петербурга (за исключением исторических пригородов), с включением объектов инженерной инфраструктуры).

В соответствии с Законом о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт- Петербурга, участок находится в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-1(31).

На земельном участке располагались здания корпусов медно-котельного завода М.Г.Оуфа, которые учитывались по адресу: Санкт-Петербург, 9-я Советская ул., строение 1, строение 2, строение 3 (ранее имели адрес: Санкт- Петербург, улица 8-я Советская, дом 20-22 литера А).

Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга 29 ноября 2017 года подготовлен и утверждён градостроительный план земельного участка по адресу Санкт-Петербург, 9-я Советская, предусматривающий строительство на данном участке многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной автостоянкой, с одновременным указанием на запрет в пределах территории ОЗРЗ-1 сноса (демонтажа) исторических зданий (за исключением случаев разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации при условии восстановления внешнего облика объектов, формирующих уличный фронт застройки).

Собственником земельного участка с располагавшимися на нем зданиями являлось ООО «Парадный особняк», с 23 октября 2017 года право собственности на земельный участок приобрело ООО «Ховард Хаус». На момент приобретения земельного участка, располагавшиеся на нем здания были снесены и сняты с кадастрового учёта и регистрационного учета в ЕГРН.

Из материалов инвентарного дела объекта расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 8-я Советская, дом 20-22, оформленного филиалом ГУП «ГУИОН» - ПИБ Центрального района, следует, что по состоянию на 1983 год были учтены следующие строения: литера А, в составе которого, в свою очередь учитывались части здания - А1-А8, Ба, Вв, Ва, Ва, Гв, И, литера Д, литера Е, литера Ж, литера З.

В дальнейшем при проведении обследования в 2004 году зафиксирован снос частей здания литеры А (Ва, Га, И) и литер Е и 3; литеры здания А1-А8, Ба. Вв, Д, Ж были объединены в единое строение - литера А.

Год постройки здания - литера А:

-    согласно техническим паспортам на здание по состоянию на 1983, 2004 годы - до 1917 года,

- согласно кадастровому паспорту, составленному на 14 октября 2008 года - 1917 год,

- согласно техническому паспорту на здание по состоянию на 2010 год и кадастровому паспорту здания от 20 сентября 2010 года - 1916 год.

Кроме того, в филиале ГУП «ГУИОН» - ПИБ Центрального района по состоянию на 27 ноября 2012 года имелись сведения о здании по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская, дом 20-22 литера А, годом постройки 1916.

27 ноября 2012 года ГУП ГУИОН в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 27.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» передал в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» учётные данные для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о нежилом здании по адресу: Санкт-Петербург, ул.8~я Советская, дом 20-22 литера А общей площадью 3847,5 кв.м., с годом постройки 1916.

27 февраля 2017 года в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» из ГУП ГУИОН поступило обращение за № 1977-исх о технической ошибке, допущенной ранее при передаче сведений об объектах по адресу: Санкт- Петербург, 8-я Советская ул., дом 20-22, со ссылкой на то, что по состоянию на 21 декабря 2012 года по указанному адресу учитывались строения со следующими характеристиками:

-    литера А общая площадь - 809,4 кв.м, этажность 2, цокольный,

-    литера Б общая площадь - 56,1 кв.м, этажность 1, подвал,

-    литера Д общая площадь - 46 кв.м, этажность 1,

-    литера Ж общая площадь - 2936 кв.м, этажность - 3, подвал цокольный,

Данное обращение также содержало просьбу о внесении сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Для внесения изменений и исправления технической ошибки государственным унитарным предприятием ГУИОН были направлены электронные образы планов, технических паспортов и ведомости помещений и их площадей, на основании которых в Государственный кадастр недвижимости были внесены изменения (л.д. 57-108 том 3).

Из направленных ПИБ Центрального района в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» технических паспортов на указанные объекты недвижимости следует, что корпуса здания - литера Б и литера Д имеют год постройки - «1919».

02 марта 2017 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу на основании уточнённых сведений переданных филиалом ГУП ГУИОН - ПИБ Центрального района (письмо от 21.02.2017 года №1977-исх) об объектах по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., дом 20-22, в кадастровый реестр внесены следующие изменения:

здание литера А с кадастровым номером 78:31:0001427:2011, площадью 809,4 кв.м, год завершения строительства- 1916,

-     здание литера Б с кадастровым номером 78:31:0001427:2424, площадью 56,1 кв.м, год завершения строительства -1919,

-     здание литера Ж с кадастровым номером 78:31:0001427:2425, площадью 2936 кв.м, год завершения строительства - 1916,

здание литера Д с кадастровым номером 78:31:0001427:2426, площадью 46 кв.м, год завершения строительства – 1919.

03 мая 2017 года в отношении объектов литера Б и Ж и 02 мая 2017 года в отношении литеры Д был осуществлен кадастровый учет изменений в связи с изменением адреса:

-    зданию с кадастровым номером 78:31:0001427:2424 присвоен адрес: город Санкт-Петербург, муниципальный округ Смольнинское, 9-я Советская улица, дом 17 строение 3 (ранее литера Б по адресу: ул.8-я Советская, д.20- 22);

-    зданию с кадастровым номером 78:31:0001427:2425 присвоен адрес: город Санкт-Петербург, муниципальный округ Смольнинское, 9-я Советская улица, дом 17 строение 1 (ранее литера Ж по адресу: ул.8-я Советская, д.20- 22);

-    зданию с кадастровым номером 78:31:0001427:2426 присвоен адрес: город Санкт-Петербург, муниципатьный округ Смольнинское, 9-я Советская улица, дом 17 строение 2 (ранее литера Д по адресу: ул.8-я Советская, д.20- 22).

31 июля 2017 года перечисленные выше строения сняты с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования (снос строений) по заявлению собственника - ООО «Парадный особняк».

По заданию ООО Парадный особняк» обществом с ограниченной ответственностью «Ингмар «АСБ» разработано Архитектурно-градостроительное обоснование №2/2017-ЭП «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и полузаглубленным паркингом на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.17». Указанное Архитектурно-градостроительное обоснование было представлено на согласование в КГИОП Санкт-Петербурга 27 апреля 2017 года.

Согласно заключению КГИОП Санкт-Петербурга от 23.06.2017 Ха 01- 27-169/17-0-2, по результатам рассмотрения представленных документов принято решение о соответствии проекта режиму использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия. При этом, в Заключении указано, что на земельном участке расположены историческое здание 9-я Советская ул., дом 17 строение 1 (построено до 1917 года) и неисторические здания 9-я Советская ул., дом 17 строения 2 и 3 (построены после 1917 года).

В связи с изменением объёмно-пространственных характеристик здания, произошедших в процессе согласования архитектурно-градостроительного обоснования в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, также выявленной технической ошибки в части высоты карниза, обращенного в сторону 8-й Советской улицы ближайшего рядом стоящего здания 02 ноября 2017 года Архитектурно-градостроительное обоснование № 2/2017-ЭП «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и полузаглубленным паркингом на земельном участке по адресу:    Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, дом 17», разработанное ООО «Ингмар «АСБ», повторно представлено в КГИОП для внесения изменений в ранее выданное заключение.

Заключением КГИОП Санкт-Петербурга № 01-27-2411/17-0-1 от 28 ноября 2017 года по результатам рассмотрения представленных документов принято решение о соответствии проекта режиму использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия. В Заключении указано, что на земельном участке расположены историческое здание 9-я Советская ул., дом 17 строение 1 (построено до 1917 года) и неисторические здания 9-я Советская ул., дом 17 строения 2 и 3 (построены после 1917 года) (л.д.119- 121 том 2).

По заданию застройщика обществом с ограниченной ответственностью «АБ НЕОКЛАССИКА» разработана проектная документация предполагаемого к строительству здания (шифр 3/2017-1 2018 год), которая представлена для проведения негосударственной строительной экспертизы (л.д.31 том 3).

19 июня 201.8 года утверждено Положительное заключение негосударственной строительной экспертизы №78-2-1-3-0034-18, выполненное     ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» по заданию застройщика земельного участка на основании договора о проведении негосударственной экспертизы от 23 апреля 2018 года. Из Положительного заключения следует, что проектом предусматривается строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроенно- пристроенной автостоянкой на 48 машиномест, размещением открытой автостоянки на 1 машиноместо и мест для хранения велосипедов в количестве 27 штук.

28 июня 2018 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение на строительство № 78-018-0164.1-2017 объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроенно- пристроенной автостоянкой по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир Санкт-Петербург, улица 9-я Советская.

Данное разрешение на строительство, основанное, в том числе и на заключении КГИОП Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года № 01-27- 2411/17-0-1 3-12222, предполагало строительство восьмиэтажного здания, с высотой карниза и конька по фасадной линии 9-й Советской улицы до карниза 19,34 м, до конька- 22,13 м, высота внутриквартальной застройки до конька- 24 м, высота карниза корпуса обращенного в строну 8-й Советской улицы 16,70 м и конька 19,93 м.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 года № 1828 «О совершенствовании системы технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Санкт- Петербурга», Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённой Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года № 37, Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 о соответствии либо несоответствии режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия исторической среде, утвержденного распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 6 августа 2015 года № 10-336, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года № 1264 «О Порядке подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя из того, что правовых оснований у ГУП ГУИОН Санкт-Петербурга для изменения даты постройки здания в отношении корпусов (строений), образующих уличный фронт застройки по адресу: Санкт-Петербург, ул. 8-я Советская дом 20-22 - литера Б и литера Д, в технической документации не имелось, пришел к выводам о том, что внесение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в кадастровый учёт изменений в дате постройки этих строений незаконно, а также, что корпуса строений литера Б и литера Д имели статус исторических зданий и не могли быть демонтированы без обязательства их последующего восстановления в прежнем виде, в связи с чем отсутствовали правовые основания для выдачи КГИОП Санкт-Петербурга оспариваемого заключения о соответствии проектной документации режиму охранной исторической зоны ОЗРЗ-1, а у Службы государственного строительного надзора - правовые основания для выдачи разрешения на строительство объекта с параметрами, не предусматривающими восстановление утраченного исторического здания (строений под литерами Б и Д).

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), которым до 01 января 2017 года регулировались отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе недвижимом имуществе.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).

Кадастровый учет в силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,9. 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости согласно пункту 23 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона вносятся сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Согласно Закону Санкт-Петербурга № 820-7 определение года постройки здания с целью установления его принадлежности к историческим зданиям (к которым относятся здания, построенные до 1917 года включительно) осуществляется на основании учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации.

В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передавали в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года №1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В пункте 5 приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» указано, что источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются в том числе: технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

До 01 декабря 2010 года кадастровый учет объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, в том числе объектов капитального строительства, осуществлялся Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, на который Указом Президента Российской Федерации «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 года № 2130 были возложены функции по организации ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.

Начиная с 01 декабря 2010 года и до 01 января 2013 года, в соответствии с Приказом Росреестра от 01 марта 2010 года № П/93 полномочия органа кадастрового учета, в том числе объектов капитального строительства, принадлежали ФГУ «Земельная кадастровая палата по Санкт-Петербургу», правопреемником которого является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу.

До вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга ведение реестра прав на недвижимость было отнесено с 1 января 2017 года к полномочиям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (СПб ГУП «ГУИОН»), осуществляло технический учет в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2006 года № 32-р «Об утверждении Устава ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости и закреплении имущества» (далее - Устав), Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела судами изучена и приобщена к материалам дела документация об объекте государственного технического учета и технической инвентаризации – здании по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б, Д, в том числе, сведения о годе его постройки.

Данная документация содержит информацию о том, что годом постройки здания является 1916 год, что подтверждает в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 820-7 его принадлежность к историческим зданиям.

О справедливости данных выводов свидетельствует и то обстоятельство, что государственный кадастровый учет исторического здания корпусов бывшего медно-котельного завода М.Г. Оуфа, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 8-я Советская дом 20-22 литера А, общей площадью 3847,5 кв.м., был осуществлён 27 ноября 2012 года на основании данных (в частности, технической документации), переданных СПб ГУП «ГУИОН»» в ФГБУ «ФКП Росреестра», согласно которым, годом ввода здания в эксплуатацию признавался 1916 год.

И только впоследствии указанное здание, ранее учитывавшееся единым строением, стало учитываться раздельно с изменением адреса и изменением дат строительства его отдельных частей с дореволюционной постройки на 1919 год: 9-я Советская ул., дом 17 строение 2, строение 3 (ранее имели адрес: Санкт-Петербург, ул.8-я Советская, д.20-22 литеры Б, Д,).

Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого же Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

Частью 3 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости, предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Этой же нормой Закона о государственном кадастре недвижимости, устанавливалось, что в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций но государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

С учетом изложенного, и исходя из завершения с 01 января 2013 года переходного периода применения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,     суды пришли к обоснованному выводу о том, что после передачи 27 ноября 2012 года ГУП ГУИОН в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» данных для включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о здании № 20-22 литера А по улице 8-я Советская, данное строение следовало оценивать как ранее учтенное с теми техническими характеристиками которые были установлены на указанную дату, включая год постройки здания «1916», так как первоначальное внесение сведений (о годе постройки здания в 1916 году) производилось регистрирующим органом на основании действительной информации, переданной в порядке межведомственного взаимодействия органом первичного технического учёта - филиала ГУП ГУИОН - ПИБ Центрального района, эти сведения являлись актуальными и подтверждались технической документацией, что соответствовало требованиям части 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости и пункта 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года № 403. в соответствии с которыми, внесение сведений о здании производится на основании технического паспорта здания, изготовленного до 1 января 2013 года.

Поскольку административным ответчиком ГУП ГУИОН в ходе судебного разбирательства не представлено и материалы дела не содержат доказательств изменения данных технического учета указанного здания - его деления на составляющие литеры и изменения года постройки строений под литерами Б и Д с 1916 года на 1919 год, материалами инвентарного дела, сведениями из книги регистрации данного объекта или последующими инвентаризационно-техническими работами должностным лицами ПИБ Центрального района указанные изменения также не подтверждены, оснований полагать ошибочными выводы судов о том, что действия Санкт-Петербургского ГУП ГУИОН по изменению года постройки здания по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., дом 20-22 литера Б, Д не основаны на объективных обстоятельствах технического учёта и являются произвольными, не имеется.

Поскольку в результате необоснованного изменения даты постройки зданий под литерами Б и Д, а также последующей передачи искаженных сведений в уполномоченный орган кадастрового учета, указанные строения перестали относиться к историческим зданиям, снос которых запрещен Законом Санкт-Петербурга о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, обоснованными являются и выводы судов о незаконности заключения КГИОП Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года № 01-27-2411/17-0-1 и разрешения на строительство № 78-018-0164.1-2017, выданного 28 июня 2018 года, как основанных на неправомерных действиях Санкт-Петербургского ГУП ГУИОН по изменению года постройки зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б. Д и действиях по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении зданий по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д.20-22 литера Б, Д в виде установления даты постройки зданий «1919 год».

Доводы кассационной жалобы об обратном, равно как и о пропуске административными истцами срока для обращения в суд, о несогласии с произведенной судами оценкой доказательств по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Не влияют на правильность выводов судов и доводы кассационной жалобы ООО «Парадный особняк» о незаконности судебных актов ввиду принятия решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле – участников долевого строительства жилого дома на земельном участке по адресу: ул.8-я Советская, дом 20-22, кадастровый номер 78:31:001427:2427, чьи права, по его мнению, затронуты оспариваемыми решениями, поскольку из обжалуемых судебных постановлений с очевидностью не следует, что ими разрешен вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, о чем, в частности, свидетельствует определение судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года о возвращении без рассмотрения по существу Авраменко С.Н. и Блинову Е.В. поданной ими кассационной жалобы на оспариваемые в данном деле судебные акты.

Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

    решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы ООО «Парадный особняк» и ООО «Ховард Хаус» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-10331/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Комиссарова Римма Ивановна
Сивохина Наталья Павловна
Кононов Александр Александрович
Королев Валентин Дмитриевич
Егупова Мария Львовна
Козлова Анна Сергеевна
Капитонова Анна Игоревна
Борисова Татьяна Васильевна
Тимофеев Роман Михайлович
Ответчики
Санкт-петербургское государственное унитарное предприятие " Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"
Филиал федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Санкт-Петербургу
служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга
Другие
ООО "Управление Н"
ООО "Парадный особняк"
ООО "Ховард ХАУС"
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жидкова Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
17.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее