РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Котельнич Кировской области 01 ноября 2023 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Ежовой С.В.,
с участием истца Некрасовой С.Н.,
ответчиков Ванеевой Н.В., Смирновой Н.В.,
представителей ответчиков - Наговицыной Т.В., Победимовой Н.Г., Иванова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-663/2023 (УИД 43RS0018-01-2023-000849-97) по исковому заявлению Некрасовой С. Н. к главному специалисту-эксперту ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Ванеевой Н. В., главному специалисту-эксперту ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Смирновой Н. В., КОГКУ «Информационно-аналитический центр», ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр», Министерству социального развития <адрес>, главе администрации <адрес> Исмаилову О. В., администрации городского округа <адрес>, КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» о включении социальных услуг в индивидуальную программу, о предоставлении жилого помещения в центре <адрес>, об отмене решения КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» об отказе в предоставлении социальных услуг, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Некрасова С.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском. В обосновании своих требований указала, что находится на обслуживании в КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>». Решением специалистов ей был присвоен нулевой уровень нуждаемости в помощи, необходимые услуги не были включены в индивидуальную программу и не предоставлялись, что сказалось на ее уровне жизни. С <дд.мм.гггг> вместо 3 раз доставки в неделю продуктов питания, промышленных товаров будет производиться 1 раз в неделю. Также не предоставляется льгота за проезд на пассажирском теплоходе через реку в левобережную часть <адрес> как инвалиду <...>. На обращения о предоставлении квартиры в центральной части города по состоянию здоровья она получила отказ. Сейчас, когда ей отказано в социальных услугах в необходимом объеме и ущемлены ее права как инвалида <...>, проживание в <адрес> невозможно. В период времени с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ее обслуживала социальный работник Барышникова С.А., которая приносила продукты питания, промышленные товары, санитарно-гигиенические принадлежности 3 раза в неделю, в сопровождении в больницу ей было отказано. С <дд.мм.гггг> ее обслуживает другой социальный работник- Свидетель №1 Ю.А. О смене социального работника ее не уведомляли. Свидетель №1 Ю.А. приходила в разное время без предупреждения. Истцу приходилось самой ходить в город за продуктами, так как она не знала в какое время придет социальный работник. Информировать исполнителя об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг по телефону она не могла, так как старый телефон сломался, а новым она пользоваться не умеет. Считает, что договор обслуживания расторгнут несправедливо.
С учетом уточнения просит включить в индивидуальную программу социальные услуги: доставку продуктов питания, горячих обедов, получателю социальных услуг 3 раза в неделю, доставку санитарно-гигиенических средств 3 раза в неделю, доставку промышленных товаров 3 раза в неделю, сопровождение в медицинскую организацию по месту жительства и обратно по мере необходимости, социальное сопровождение по мере необходимости, оказание содействия в ремонте 2 раза в месяц, оказание услуг почты по мере необходимости, оказание услуг в оформлении документов по мере необходимости, оказание помощи услуг с банковскими картами, покупку корма для животных, домашнего туалета по мере необходимости, уборка придомовой территории от снега, льда и другого по мере необходимости; предоставить льготу на проезд на теплоходе ПС-450, предоставить квартиру в центре <адрес>, взыскать компенсацию морального вреда со Смирновой Н.В., Ванеевой Н.В. в размере 150000,00 рублей с каждой; с администрации <адрес> 50000 рублей, администрации компенсировать проезд на пассажирском теплоходе, отменить решение директора КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» о расторжении договора в одностороннем порядке, восстановить в праве на предоставление услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставить для выполнения услуг социального работника Барышникову С.А., предоставить право на социальное сопровождение по условиям договора, отменить решение об оказании услуг: доставка продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров, средств гигиены с 1 раза в неделю на 3 раза в неделю, предоставить помощь в ремонте стиральной машины, сантехники в ванной комнате, помощь в обустройстве спального места (разложить диван), взыскать компенсацию морального вреда с Наговицыной Т.В в размере 50000,00 руб.
Определение суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: КОГКУ «Информационно-аналитический центр», ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно аналитический центр», администрация городского округа <адрес>, министерство социального развития <адрес>.
В судебном заседании истец Некрасова С.Н. на исковых требованиях настаивала, подтвердила изложенное в исковом заявлении, считает, что ей неправомерно присвоили 0 уровень нуждаемости, при обращении к ответчикам с ней разговаривают недоброжелательно, могут выгнать из кабинета. Все услуги, которые она просит включить в индивидуальную программу, являются для неё жизненно необходимыми. Также просит обязать администрацию <адрес> предоставить ей жилое помещение для проживания в центре <адрес>. Считает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является не пригодным для проживания, транспортное сообщение, которое удобно ей как инвалиду 2 группы, отсутствует, льгота на проезд на пассажирском теплоходе отсуствует. Настаивает на удовлетворении требования о признании незаконным решения о расторжении договора на социальное обслуживание. Просит взыскать с экспертов Смирновой Н.В. и Ванеевой Н.В. компенсацию морального вреда по 150000,00 руб. с каждой, с администрации <адрес> компенсацию морального вреда 50000,00 руб. и расходы на проезд на пассажирском теплоходе, с Наговицыной Т.В. компенсацию морального вреда в размере 50000,00 рублей.
Ответчики Смирнова Н.В. и Ванеева Н.В. в судебном заседании исковые требованиями не признали в полном объеме, дополнительно пояснили, что истец Некрасова С.Н. получала все услуги, предусмотренные индивидуальной программой, для 0 уровня, с Некрасовой С.Н. общение всегда происходило в доброжелательной форме. В соответствии со шкалой реабилитационной маршрутизации Некрасова С.Н. может самостоятельно проживать и себя обслуживать.
Представитель ответчика КОГКУ «Информационно-аналитический центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном возражении на исковое заявление директор Степанян В.Х. просил о рассмотрении дела без участия представителя, указал, что доводы истца Некрасовой С.Н. являются несостоятельными и подлежат оставлению без удовлетворения. ТКЦ КОГКУ «Информационно аналитический центр» не может быть ответчиком, так как не является самостоятельным юридическим лицом (филиалом), а является структурным подразделением КОГКУ «Информационно аналитический центр», которое подведомственно министерству социального развития <адрес>, наделен полномочиями на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территории <адрес> в соответствии с постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-П «Об определение организации, уполномоченной на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территории <адрес>, и о внесении изменений в постановление <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «Об утверждении Положения о министерстве социального развития <адрес>». <дд.мм.гггг> Некрасовой С.Н. было подано заявление о предоставлении социальных услуг в ТКЦ в <адрес>, в связи с чем <дд.мм.гггг> экспертами ТКЦ Смирновой Н.В. и Ванеевой Н.В. проведена оценка нуждаемости в уходе, по результатам которой ей определен 0 уровень. В этот же день она была признана нуждающейся в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, а <дд.мм.гггг> разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг <№>, в которой рекомендованы социальные услуги в пределах перечня и объема предусмотренного стандартами социальных услуг, утвержденными постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-П для граждан с 0 уровнем нуждаемости в уходе. Некрасова С.Н. требует включить в ИППСУ услуги, которые не предусмотрены для 0 уровня нуждаемости, либо установлена другая периодичность. Доводы Некрасовой С.Н. об обязанности сопровождения инвалидов исключительно специалистами организаций социального обслуживания (социальными работниками) не соответствуют обязательным требований, установленным федеральным законодательством. Помимо оказания социальных услуг организации социального обслуживания при наличии возможности могут оказывать платные услуги. В текущем году истец как инвалид, имеющая ограничения способности к передвижению, воспользовалась в полном объеме (9 раз) правом бесплатной доставки в медицинскую организацию и обратно на специализированном автотранспорте КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>». Доводы истца являются несостоятельными, противоречащими требованиям законодательства и удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика - ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно аналитический центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Ответчик глава администрации <адрес> Исмаилов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования городской округ <адрес>, в судебном заседании по доверенности Ложеницына Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, заявлений от истца не поступало. <дд.мм.гггг> истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору найма <№>. Данное жилое помещение находится на территории <адрес>, является благоустроенным, общая площадь составляет 42,4 кв.м., непригодным для проживания оно не признавалось. По вопросу предоставления жилого помещения истцу неоднократно предоставлялись разъяснения. Оснований для предоставления другого жилого помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством не имеется. По поводу транспортного сообщения пояснила, что оно осуществляется 2 видами транспорта: железнодорожным транспортом, где предоставляется льгота инвалидам, а также в период навигации на пассажирском теплоходе «ПС-450», где льгота на проезд не предоставляется, в зимний период действует ледовая переправа. Просит в удовлетворении исковых требований истца к администрации <адрес> и главе города Исмаилову О.В. отказать в полном объеме.
Представитель ответчика министерства социального развития <адрес> по доверенности Иванов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что доводы изложенные истцом в исковом заявлении являются несостоятельными и противоречащими требованиям действующего законодательства. Истец Некрасова С.Н., которой экспертами был определен 0 уровень нуждаемости в уходе, получает социальные услуги в полном объеме, которые предусмотрены действующим законодательством.
Представители ответчика КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» Наговицына Т.В. и Победимова Н.Г. с исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, согласно которым, <дд.мм.гггг> истцом в ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» было подано заявление о предоставлении социальных услуг. В связи с этим <дд.мм.гггг> экспертами по оценке нуждаемости ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Смирновой Н.В. и Ванеевой Н.В. была проведена оценка нуждаемости Некрасовой С.Н. в уходе, по результатам которой заявителю был определен 0 уровень нуждаемости в уходе. В этот же день Некрасова С.Н. была признана нуждающейся в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, и <дд.мм.гггг> ей была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг <№>. В ИППСУ <№> Некрасовой С.Н. в переделах перечня и объема предусмотренного стандартами социальных услуг, утвержденными постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-П «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в <адрес>», рекомендованы социальные услуги для граждан с 0 уровнем нуждаемости в уходе. Требование Истца о включении в ИППСУ <№> социально-бытовых, социально-медицинских услуг не подлежит удовлетворению в связи с тем, что в соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг периодичность предоставления социально-бытовой услуги, предоставляемой в форме социального обслуживания на дому «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов» для граждан с 0 уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в неделю. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги три раза в неделю; «покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги также три раза в неделю; «покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом средств санитарии и гигиены, средств ухода» для граждан с 0-1 уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Некрасова С.Н. требует предоставлять данную услугу три раза в неделю; «содействие в организации ремонта жилых помещений» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет раз в год. Предоставление данной социально-бытовой услуги предусматривает поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ (услуг), в том числе контроль выполнения ремонтных работ (услуг), а не оказание данной услуги лично социальным работником. Несмотря на разъяснения по порядку предоставления данной услуги, истец требует данную услугу предоставлять ей два раза в месяц; «содействие в предоставлении услуг почтовой связи за счет средств получателя социальных услуг» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет 2 раза в год. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги по мере необходимости; «сопровождение получателя социальных услуг в медицинскую организацию, расположенную по месту жительства получателя социальных услуг, и обратно» предусмотрена только для граждан с 1-III уровнем нуждаемости в уходе и составляет 3 раза в месяц. Предоставление указанной социально-медицинской услуги в форме социального обслуживания на дому гражданам с 0 уровнем нуждаемости в уходе не предусмотрено. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги также по мере необходимости; «оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателя социальных услуг» для граждан с 0- III уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Требование истца – предоставлять данную услугу по мере необходимости. Некрасова С.Н. требует включить в ИППСУ <№> такие социальные услуги, как «оказание помощи услуг с банковскими картами», «покупка корма для животных, домашнего туалета» (по мере необходимости), «уборка придомовой территории от листвы, снега и др.» (по мере необходимости»). Однако предоставление данных услуг не предусмотрено Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, по видам социальных услуг, утвержденным <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «О социальном обслуживании граждан в <адрес>». В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ под социальным сопровождением понимается оказание при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. Истец, ошибочно считая под данной услугой сопровождение её в медицинскую организацию, на прогулки, в магазин и другие объекты, настаивает на её включении в ИППСУ <№> с периодичностью «по мере необходимости». Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от <дд.мм.гггг> <№>н, а также постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-<адрес> предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому определяет правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Ни условиями договора, ни положениями каких-либо нормативных актов не предусмотрено закрепление получателей социальных услуг за конкретным социальным работником. Следовательно, приказы «о назначении Свидетель №1 Ю.А. социальным работником Некрасовой С.Н.», «о том, что Барышникова С.А. не является социальным работником Некрасовой С.Н.» не издавались. Истец ошибочно полагает, что социальные работники назначаются получателям социальных услуг по их личному выбору. Целью социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому является предоставление социальных услуг, направленных на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания. После заключения договоров с истцом о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому от <дд.мм.гггг> <№> и о предоставлении платных услуг от <дд.мм.гггг> <№> с целью предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому по месту проживания Некрасовой С.Н. была направлена социальный работник Свидетель №1 Ю.А. Однако истец стала препятствовать исполнению обязанностей социальным работником (отказывалась от предоставления социальных услуг, не открывала двери социальному работнику, требовала заменить социального работника без обоснования своего требования). Из-за несоблюдения условий договоров и в интересах иных получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании в форме социального обслуживания граждан на дому у социального работника Свидетель №1 Ю.А., были вынуждены направить <дд.мм.гггг> в адрес истца уведомление о расторжении договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому от <дд.мм.гггг> <№> в одностороннем порядке. Данное уведомление Некрасовой С.Н. было получено <дд.мм.гггг>. <дд.мм.гггг> был издан приказ <№> «О снятии с социального обслуживания на дому», согласно которому бесплатное социальное обслуживание на дому Некрасовой С.Н. было приостановлено с <дд.мм.гггг>. Дополнительно пояснили, что перечень услуг, фактически предоставляемых Некрасовой С.Н., является более расширенным, чем ей необходимо и предусмотрено для 0 уровня нуждаемости. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Некрасова С.Н. является инвалидом II группы инвалидности по общему заболеванию с <дд.мм.гггг> сроком до <дд.мм.гггг>.
<дд.мм.гггг> главными специалистами-экспертами по оценке нуждаемости ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Ванеевой Н.В. и Смироновой Н.В. была проведена оценка нуждаемости Некрасовой С.Н. в социальном обслуживании, Некрасова С.Н. была признана нуждающейся в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и ей был определен 0 уровень нуждаемости в уходе.
<дд.мм.гггг> разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг <№>, в которую включены услуги: «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, покупка в ближайших торговых точках от места жительства получателя социальных услуг за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов массой до 7 килограммов» 1 раз в неделю; «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, покупка в ближайших торговых точках от места жительства получателя социальных услуг за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости до 7 килограммов» 1 раз в месяц; «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом средств санитарии и гигиены, средств ухода, покупка в ближайших торговых точках от места жительства получателя социальных услуг за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом средств санитарии и гигиены, средств ухода до 7 килограммов» 1 раз в месяц; «Содействие в организации ремонта жилых помещений, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ (услуг); контроль за выполнением ремонтных работ (услуг)» 1 раз в год; «Уборка жилых помещений, влажная уборка полов жилых комнат получателя социальных услуг до 40 кв. метров» 1 раз в неделю: «Содействие в оплате за счет средств получателя социальных услуг жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи, заполнение платежных документов, снятие показаний счетчиков, оплата услуг за счет средств получателя социальных услуг через ближайшие кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры, товарищества собственников жилья, расположенные вблизи места жительства получателя социальных услуг» 1 раз в месяц; «Содействие в предоставлении услуг почтовой связи за счет средств получателя социальных услуг, заполнение документов на подписку на периодические издания; оплата в ближайших от места жительства получателя социальных услуг почтовых отделениях услуг почтовой связи за счет средств получателя социальных услуг» 2 раза в год; «Оказание помощи в помывке в ванне, душе, бане, подготовка необходимого количества воды и (или) нагрев ее до нужной температуры (при необходимости); оказание помощи в раздевании; оказание помощи в перемещении в ванну, в душ, в баню, проведение помывочных процедур; наблюдение за состоянием получателя социальных услуг с целью ограничения времени процедуры при жалобах на ухудшение самочувствия; оказание помощи при выходе из ванны, душа, бани; оказание помощи в обтирании сухим полотенцем; оказание помощи в одевании; вынос использованной воды (при необходимости)» 1 раз в неделю; «Запись на прием к врачу, запись получателя социальных услуг (по телефону, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо лично при посещении медицинской организации) на прием к врачу (узкому специалисту) медицинской организации» 3 раза в месяц; «Посещение получателя социальных услуг в медицинской организации в случае его госпитализации, посещение получателя социальных услуг в стационарной медицинской организации; оказание морально-психологической поддержки» 1 раз в неделю; «Доставка в медицинскую организацию образца биологического материала для лабораторного исследования по назначению врача, доставка образца биологического материала (мочи, кала) в чистом контейнере для лабораторного исследования в медицинскую организацию» 2 раза в год; «Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, запись на прием к врачу, вызов врача на дом; сопровождение получателя социальной услуги в медицинские организации для прохождения обследования и обратно; сопровождение получателя социальной услуги к месту проведения медико-социальной экспертизы и обратно» 1 раз в год; «Наблюдение за состоянием здоровья получателя социальных услуг, измерение температуры тела; занесение показателей в лист динамического наблюдения за состоянием здоровья получателя социальных услуг, измерение артериального давления тонометром получателя социальных услуг; занесение показателей в лист динамического наблюдения за состоянием здоровья получателя социальных услуг» 1 раз в день; «Содействие в выписке рецепта (льготного рецепта) у врача на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания для получателей социальных услуг, запись получателя социальных услуг на прием к врачу с целью выписки рецепта (льготного рецепта) на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания; сопровождение получателя социальных услуг на прием к врачу в медицинскую организацию с целью выписки рецепта (льготного рецепта) на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания» 1 раз в месяц; «Приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания за счет средств получателя социальных услуг либо по рецепту (льготному рецепту) и доставка их на дом, составление списка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания, необходимых получателю социальных услуг, получение и (или) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания» 1 раз в неделю; «Проведение бесед по формированию здорового образа жизни, проведение бесед по соблюдению гигиены и санитарии, о пользе здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, негативных результатов, к которым они приводят» 1 раз в неделю; «Проведение бесед, направленных на формирование у получателя социальных услуг позитивного психологического состояния, поддержание активного образа жизни, проведение бесед, направленных на формирование у получателя социальных услуг позитивного психологического состояния; поддержание активного образа жизни» 1 раз в неделю; «Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателя социальных услуг, оказание помощи в оформлении и восстановлении необходимых документов для получения социальных услуг получателем социальных услуг, пенсии, пособий, мер социальной поддержки, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством, включающей подготовку и направление в соответствующие организации указанных документов; обеспечение контроля за их прохождением; предоставление разъяснения получателю социальных услуг содержания необходимых документов; выполнение необходимых действий для восстановления утраченных получателем социальных услуг документов» 1 раз в месяц; «Содействие в проведении социально-реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, содействие в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)» 1 раз в день; «Содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, направление заявления получателя социальных услуг и необходимых документов в организации, осуществляющие обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, доставка технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий домой получателю социальных услуг, направление заявления получателя социальных услуг в учреждение медико-социальной экспертизы для внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), касающихся уточнения антропометрических данных гражданина для изменения технических характеристик рекомендуемых технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий» 1 раз в месяц.
<дд.мм.гггг> между КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» и Некрасовой С.Н. заключен договор <№> о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому. Согласно п.1.1 договора исполнитель обязуется предоставлять социальные услуги Получателю в срок и на условиях, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг бесплатно. Место оказания услуг: <адрес>.
Также <дд.мм.гггг> между КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» и Некрасовой С.Н. заключен договор <№> о предоставлении платных услуг, согласно приложению <№>.
Указанные договоры содержат подписи обеих сторон.
В соответствии с комплексным планом наблюдения КОГБУЗ «<...>» от <дд.мм.гггг>, Некрасовой С.Н., <дд.мм.гггг> г.р., установлен основной диагноз: <...>
В соответствии со ст.ст. 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать то обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 ГПК РФ непредставление доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 постановления <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-П «Об определении организации, уполномоченной на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территории <адрес>, и о внесении изменений в постановление <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «Об утверждении Положения о министерстве социального развития <адрес>» организацией, уполномоченной на признание граждан, нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территории <адрес>, определено Кировское областное государственное казенное учреждение «Информационно-аналитический центр», подведомственное министерству социального развития <адрес>.
Согласно статье 15 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Признание граждан, нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется в соответствии с Порядком организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составлению и пересмотру индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденным распоряжением министерства социального развития <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании» (далее - Порядок).
Указанный Порядок разработан в целях организации работы по признанию граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в том числе социальных услуг, включенных в социальный пакет долговременного ухода, полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, составлению и пересмотру индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к ней.
Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ, а также с учетом положений приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дд.мм.гггг> <№> «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе» (далее - приказ Минтруда России от <дд.мм.гггг> <№>) (в части проведения оценки нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу). Действие Порядка распространяется на граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, а также на главных специалистов-экспертов по оценке нуждаемости, специалистов-экспертов по оценке нуждаемости КОГКУ «Информационно-аналитический центр», ответственных специалистов за признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании (далее - эксперты по оценке нуждаемости). Определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе осуществляют эксперты по оценке нуждаемости по результатам анкетирования гражданина по анкете-опроснику по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании (далее - анкета-опросник). Анкета-опросник является основным документом, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем в соответствии со статьей 14 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ. Анкета-опросник содержит вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг. Оценочная шкала анкеты-опросника (Блок В), которую заполняют эксперты по оценке нуждаемости, включает в себя 21 критерий. Подсчет суммарного количества баллов осуществляется на основании результатов заполнения оценочной шкалы. При признании нуждающимся в социальном обслуживании гражданину, исходя из его индивидуальной потребности, устанавливается нулевой, первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе. Сведения о гражданине вносят в анкету-опросник с его устного согласия и при его непосредственном участии посредством проведения по месту его жительства или месту пребывания беседы, опроса, изучения его отдельных документов, осуществления наблюдения за способностью гражданина самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни. Анкета-опросник для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утверждена распоряжением министерства социального развития <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании» (Приложение <№> к Порядку). Заполнение анкеты-опросника осуществляется экспертами по оценке нуждаемости, являющимися работниками территориального координационного центра (далее - ТКЦ). Истец Некрасова С.Н. заявила требования о включении в индивидуальную программу предоставления социальных услуг следующих услуг: доставку продуктов питания, горячих обедов, получателю социальных услуг 3 раза в неделю, доставку санитарно-гигиенических средств 3 раза в неделю, доставку промышленных товаров 3 раза в неделю, сопровождение в медицинскую организацию по месту жительства и обратно по мере необходимости, социальное сопровождение по мере необходимости, оказание содействия в ремонте 2 раза в месяц, оказание услуг почты по мере необходимости, оказание услуг в оформлении документов по мере необходимости, оказание помощи услуг с банковскими картами, покупку корма для животных, домашнего туалета по мере необходимости, уборка придомовой территории от снега, льда и другого по мере необходимости. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от <дд.мм.гггг> <№>н, а также постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-<адрес> предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому определяет правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Требование Истца о включении в ИППСУ <№> социально-бытовых, социально-медицинских услуг (либо полностью, либо в том количестве, котором заявлено истцом) не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт 1.1.1 пункта 1.1) периодичность предоставления социально-бытовой услуги, предоставляемой в форме социального обслуживания на дому «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов» для граждан с 0 уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в неделю. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги три раза в неделю. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт 1.1.2 пункта 1.1) периодичность предоставления социально-бытовой услуги в форме социального обслуживания на дому «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги также три раза в неделю. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт 1.1.3 пункта 1.1) периодичность предоставления социально-бытовой услуги в форме социального обслуживания на дому «Покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом средств санитарии и гигиены, средств ухода» для граждан с 0-1 уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Некрасова С.Н. требует предоставлять данную услугу три раза в неделю. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт <дд.мм.гггг> пункта 1.1) периодичность предоставления социально-бытовой услуги в форме социального обслуживания на дому «Содействие в организации ремонта жилых помещений» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет раз в год. Предоставление данной социально-бытовой услуги предусматривает поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ (услуг), в том числе контроль выполнения ремонтных работ (услуг), а не оказание данной услуги лично социальным работником. Несмотря на разъяснения по порядку предоставления данной услуги, Истец требует данную услугу предоставлять ей два раза в месяц. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт <дд.мм.гггг> пункта 1.1) периодичность предоставления социально-бытовой услуги в форме социального обслуживания на дому «Содействие в предоставлении услуг почтовой связи за счет средств получателя социальных услуг» для граждан с 0-III уровнем нуждаемости в уходе составляет 2 раза в год. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги по мере необходимости. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт 1.2.1.2 пункта 1.2) периодичность предоставления социально-медицинской услуги в форме социального обслуживания на дому «Сопровождение получателя социальных услуг в медицинскую организацию, расположенную по месту жительства получателя социальных услуг, и обратно» предусмотрена только для граждан с 1-III уровнем нуждаемости в уходе и составляет 3 раза в месяц. Предоставление указанной социально-медицинской услуги в форме социального обслуживания на дому гражданам с 0 уровнем нуждаемости в уходе не предусмотрено. Истец же заявляет требование о предоставлении данной услуги также по мере необходимости. В соответствии с Приложением <№> к Порядку предоставления социальных услуг (подпункт 1.4.1 пункта 1.4) периодичность предоставления социально-правовой услуги в форме социального обслуживания на дому «Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателя социальных услуг» для граждан с 0- III уровнем нуждаемости в уходе составляет 1 раз в месяц. Требование истца – предоставлять данную услугу по мере необходимости. Некрасова С.Н. требует включить в ИППСУ <№> такие социальные услуги, как «оказание помощи услуг с банковскими картами», «покупка корма для животных, домашнего туалета» (по мере необходимости), «уборка придомовой территории от листвы, снега и др.» (по мере необходимости»). Однако предоставление данных услуг не предусмотрено Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, по видам социальных услуг, утвержденным <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «О социальном обслуживании граждан в <адрес>». В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ под социальным сопровождением понимается оказание при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 442-ФЗ. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.Необходимость включения в ИППСУ <№> дополнительных социальных услуг, в том числе социальной услуги «сопровождение получателя социальных услуг в медицинскую организацию по месту жительства получателя социальных услуг, и обратно», Некрасова С.Н. мотивирует тем, что в ее индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида указано о необходимости оказания помощи инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной
и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе
из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе
с использованием кресла-коляски. Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, в том числе включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие: организации), к местам отдыха, а также к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском,
пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через| транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой
помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минтранса России от <дд.мм.гггг> <№> «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка обеспечения
условий доступности в сфере перевозок владельцы инфраструктуры
на вокзалах и в поездах дальнего следования и перевозчики обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств; сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки), не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки; помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении
по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе
в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных
посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки
из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда.
Приказом Минздрава России от <дд.мм.гггг> № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» утвержден
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
инфраструктуры государственной, муниципальной| и частной систем
здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок
обеспечения условий доступности в сфере здравоохранения).
В соответствии с п. 4 Порядка обеспечения условий доступности в сфере здравоохранения органы и организации, предоставляющие услуги в данной сфере, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах.
При таких обстоятельствах, в соответствии с порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от <дд.мм.гггг> <№>н, а также постановлением <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в <адрес>» суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика включения в индивидуальную программу дополнительных социальных услуг.
Также истцом заявлено требование о предоставлении жилого помещения в центре <адрес>, взыскании расходов на проезд.
Согласно сведениям из ЕГРН от <дд.мм.гггг> недвижимого имущества на имя Некрасовой С.Н. не зарегистрировано.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Некрасова С.Н. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Некрасова С.Н. в 2022-2023 годах неоднократно обращалась за предоставлением жилого помещения в <адрес> в администрацию <адрес>.
<дд.мм.гггг> между ООО «Базис1» и Некрасовой С.Н. заключен договор найма жилого помещения <№>, согласно которому Некрасовой С.Н. передано во временное владение и пользование сроком до <дд.мм.гггг> изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 42,4 кв.м., в том числе жилой площадью 26,3 кв.м. по адресу: <адрес> для проживания в нем. Договор подписан истцом Некрасовой С.Н.
Акт приемки-передачи жилого помещения от <дд.мм.гггг> подписан наймодателем ООО «Базис1», не содержит подпись Некрасовой С.Н.
Представленными в материалы дела техническим паспортом и актом осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от <дд.мм.гггг>, подтверждено, что квартира в которой в настоящее время проживает истец, общей площадью 42,4 кв.м, расположена на 1 этаже в двухэтажном кирпичном многоквартирном доме, 1975 года постройки. Жилое помещение состоит из двух жилых комнат, коридора, кухни, туалета и ванной комнаты. В жилом помещении имеются: центральное отопление, канализация, газоснабжение центральное, водоснабжение центральное и электроснабжение. Загнивания пола в жилом помещении не выявлено, имеется износ смесителя для ванной и раковины в ванной комнате. Квартира находится в удовлетворительном состоянии, что также подтверждается представленными в материалы дела фотоснимками.
Согласно сведениям межведомственной комиссией администрации <адрес> от <дд.мм.гггг> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодным для проживания межведомственной комиссией администрации города не признавалось.
В соответствии с федеральным законом от <дд.мм.гггг> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
В главе 7 ЖК РФ регламентированы правовые основы предоставления жилого помещения, в том числе нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения, основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ….. отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и приложенных к нему в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ документов, уполномоченным на то органом в течение 30 рабочих дней.
Единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>, предусмотрен <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>».
Постановлением администрации <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма».
Истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, с соответствующими заявлениями к ответчику не обращалась.
В силу требований ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, который утвержден приказом Министерством здравоохранения РФ от <дд.мм.гггг> N 987н « Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Частью 1 ст. 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Жилое помещение признается аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дд.мм.гггг> <№> (далее – Положение <№>).
Из показаний представителя ответчика Ложеницыной Н.Г. следует, что согласно Уставу МО, постановления администрации <адрес> от <дд.мм.гггг> «Об утверждении степени благоустройства жилого фонда города», технического паспорта, квартира в которой в настоящий период времени проживает истец, является благоустроенной, в которой имеется газ, водопровод, канализация и центральное отопление, расположена на территории <адрес>, транспортное сообщение до <адрес> осуществляется двумя видами: железнодорожным - на электропоезде и в период навигации на пассажирском теплоходе, на котором льгота на проезд не предусмотрена, также в зимний период времени действует ледовая переправа. Данные факты также в судебном заседании подтвердил свидетель Свидетель №2
В ходе рассмотрения дела в суде истцом не представлено доказательств наличия у неё права на внеочередное предоставление жилья. Наличие у неё заболеваний (гипертоническая болезнь, неаллергическая астма, правосторонний коксартроз 3 ст., псориаз), с которыми она находится под наблюдением в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» не являются основанием для предоставлении другого жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с 8 абз 1 ст. 6.1 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от <дд.мм.гггг>) (далее ФЗ-178) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.6.2 ФЗ-178, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в стать 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг, включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пп. 1.3 п.1 постановления <адрес> от <дд.мм.гггг> <№> «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» право на льготный проезд в виде снижения стоимости проезда в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения на 5 рублей от установленного тарифа на перевозку пассажиров и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения устанавливается гражданам, в том числе инвалидам 2 и 3 группы, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для предоставления истцу Некрасовой С.Н. другого жилого помещения на территории <адрес>, а также компенсации расходов на проезд на пассажирском теплоходе, поскольку льготный проезд на данном виде транспорта не предусмотрен законодательством.
Истцом Некрасовой С.Н. также заявлено требование об отмене решения КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» об отказе в предоставлении социальных услуг.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей ответчиков, после заключения договоров с истцом о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому от <дд.мм.гггг> <№> и о предоставлении платных услуг от <дд.мм.гггг> <№> с целью предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (бесплатно и за плату) по месту проживания Некрасовой С.Н. была направлена социальный работник Свидетель №1 Ю.А. Однако истец стала препятствовать исполнению обязанностей социальным работником (отказывалась от предоставления социальных услуг, не открывала двери социальному работнику, требовала заменить социального работника без обоснования своего требования), из-за несоблюдения условий договоров и в интересах иных получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании в форме социального обслуживания граждан на дому у социального работника Свидетель №1 Ю.А., КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» <дд.мм.гггг> направлено в адрес истца уведомление о расторжении договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому от <дд.мм.гггг> <№> в одностороннем порядке, уведомление Некрасовой С.Н. было получено, фактически договор не расторгнут, действие его приостановлено с <дд.мм.гггг>.
Из показаний свидетелей Барышниковой С.А. и Свидетель №1 Ю.А. также следует, что с конца августа месяца 2023 года в связи с тем, что Барышникова С.А. была в ежегодном отпуске, а затем на больничном, к Некрасовой С.Н. социальным работником была прикреплена Свидетель №1 Ю.А., которая её неоднократно посещала, однако истец ей дверь не открывала, самостоятельно ездила за продуктами, в связи с чем социальное обслуживание Некрасовой С.Н. администрацией учреждения было приостановлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца об отмене решения директора КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» о расторжении договора в одностороннем порядке, восстановлении в праве на предоставление услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставлении для выполнения услуг социального работника Барышникову С.А., не имеется.
Также истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила свои требования, просила взыскать с экспертов-специалистов ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Смирновой Н.В., Ванеевой Н.В. компенсацию в размере 150000,00 рублей с каждой, с администрации <адрес> в лице главы Исмаилова О.В. 50000,00 рублей, с Наговицыной Т.В. в размере 50000,00 рублей.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Целью предоставления социальных гарантий органами местного самоуправления в области жилищного законодательства и социального обслуживания в форме социального обслуживания на дому является предоставление гарантий, направленных на улучшение жилищных условий граждан и предоставление социальных услуг на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
Доводы истца Некрасовой С.Н. о том, что в силу неправомерных действий ответчиков она приобрела, указанные ею заболевания, до настоящего времени испытывает нравственные страдания и дискомфорт, суд не принимает во внимание и считает их не состоятельными, поскольку они полностью опровергаются представленными в дело доказательствами, а также показаниями свидетелей Барышниковой С.А. и Свидетель №1 Ю.А.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Анализируя все собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание требования вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что бесспорных, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что ответчиками нарушены права истца Некрасовой С.Н., в суд не представлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований последней не имеется.
Поскольку истцу в удовлетворении заявленных требований отказано, то судебные издержки, в соответствии со ст.ст.94,98 ГПК РФ, взысканию в ответчиков не подлежат.
В соответствии со ст.ст.194-198, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Некрасовой С. Н. к главному специалисту-эксперту ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Ванеевой Н. В., главному специалисту-эксперту ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно-аналитический центр» Смирновой Н. В., КОГКУ «Информационно-аналитический центр», ТКЦ «<адрес>» КОГКУ «Информационно аналитический центр», Министерству социального развития <адрес>, главе администрации <адрес> Исмаилову О. В., администрации городского округа <адрес>, КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» о включении социальных услуг в индивидуальную программу, о предоставлении жилого помещения в центре <адрес>, об отмене решения КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в <адрес>» об отказе в предоставлении социальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с <дд.мм.гггг>.
Судья Н.Н. Эсаулова
Мотивированное решение изготовлено <дд.мм.гггг>