Дело № 2а-961/2020 КОПИЯ
24RS0056-01-2019-007013-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 20 февраля 2020 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Ступень М.В.,
с участием административного ответчика Лагуто М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Лагуто МА о взыскании обязательных платежей, пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Центральному району г. Красноярска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лагуто М.А. о взыскании обязательных платежей, пени. Мотивируют свои требования тем, что ответчик состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Центральному району г. Красноярска. В соответствии с главой 28 НК РФ и Законом Красноярского края от 08.11.2007 N3-676 "О транспортном налоге" (далее Закон) Лагуто М.А. является налогоплательщиком транспортного налога. Согласно п.1, п.5 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В силу п. 11 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Инспекцией произведен расчет транспортного налога за 2017 год на автомобиль «ToyotaWindom» регистрационный знак «№» в сумме 10 965 рублей, на автомобиль «ToyotaRactis» регистрационный знак «№» в сумме 1523 рубля. Определением мирового судьи судебного участка № 92 в Центральном районе г. Красноярска от 07.06.2019 отменен судебный приказ от 21.05.2019 о взыскании с ответчика транспортного налога за 2017 год. На основании изложенного, истец просит взыскать с Лагуто М.А. задолженность перед бюджетом 12535 рубля 04 копеек, из них: по транспортному налогу за 2017 год – 12488 рублей, пени – 47 рублей 04 копейки.
Представитель административного истца ИФНС по Центральному району г. Красноярска в судебное заседание не явилась, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании административный ответчик Лагуто М.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорный транспортный налог за 2017 в сумме 12488 рублей уплатила, что подтверждается чеком от 02.03.2018. Налог был оплачен заранее, поскольку Лагуто М.А. готовилась к рождению ребенка, задолженности по транспортному налогу ранее не имела. При оплате реквизиты платежи (счет, БИК, КБК) были ею проверены, и соответствовали реквизитам транспортного налога ИФНС России по Центральному району г. Красноярска.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, отказе от иных процессуальных прав.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ч.ч.1,2 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ, объектом налогообложения транспортного налога признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение мощности ТС и налоговой ставки, с учетом количества месяцев владения данным ТС.
Согласно п.3 ст.363 НК, налогоплательщики уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления направляемого налоговым органом. Направление, которого допускается не более чем на три налоговых периода предшествующих календарному году его направления.
На территории Красноярского края транспортный налог установлен Законом Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге". (В редакции Закона Красноярского края от 21.11.2019 г.)
Налог исчисляется на основании сведений представленных в налоговый орган на основании п.4 ст.85 НК РФ, органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств. Указанные сведения на основании п.11 ст.85 НК РФ представляются в налоговые органы в электронной форме.
Исходя из положений ст. 75 НК РФ пени (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как установлено судом административный ответчик Лагуто М.А. является налогоплательщиком транспортного налога.
Согласно представленных МРЭО ГИБДД в материалы дела сведений по состоянию на 10.01.2020, за Лагуто М.А. с 12.01.2013 зарегистрирован автомобиль «ToyotaWindom» регистрационный знак №» и с 30.11.2013 зарегистрирован автомобиль «ToyotaRactis» регистрационный знак «№».
В соответствии с налоговым уведомлением №56638528 от 24.08.2018, направленного в личный кабинет налогоплательщика, Лагуто М.А. была уведомлена о необходимости уплатить не позднее 03.12.2018 транспортный налог за 2017 год в сумме 12488 рублей за два транспортных средства «ToyotaWindom» и «ToyotaRactis».
19.12.2018 Лагуто М.А. в личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №9056 от 19.12.2018 об уплате в срок до 10.01.2019 транспортного налога в размере 12488 рублей.
На основании положений ст. 52 и ст. 396 НК РФ налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа исчислить налог и направить налогоплательщику налоговое уведомление.
При этом, в силу п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказным письмом.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Согласно ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, в связи с отменой 07.06.2019 судебного приказа от 21.05.2019 о взыскании с Лагуто М.А. задолженности по транспортному налогу, пени за 2017 год, ИФНС Центрального района г. Красноярска 24.09.2019, то есть в течение 6-ти месяцев после отмены судебного приказа (07.06.2019 г. + 6 м. = 07.01.2020), было подано настоящее административное исковое заявление.
В порядке приказного производства налоговый орган обращался с требованиями о взыскании транспортного налога за 2017 к мировому судье в пределах установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока, поскольку приказ вынесен 21.05.2019 (10.01.2019 (срок, указанный в требовании №9056) + 6 м. = 10.07.2019).
Согласно представленному чеку от 02.03.2018 по операции Сбербанк Онлайн на реквизиты получателя - ИФНС России по Центральному району г. Красноярска КБК 182106 040 120 210 001 10 – что соответствует КБК транспортного налога, ответчиком было оплачено 12 488 рублей.
В судебном заседании Лагуто М.А. указала, что данным документом была оплачена спорная задолженность. Задолженности по транспортному налогу за 2016 год она не имела, поэтому персонифицировать платеж применительно к конкретному налоговому периоду при оплате Сбербанк-онлайн не имела возможности, и в этом не было необходимости.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, в рассматриваемом случае на налоговый орган возлагается обязанность доказывания факта наличии недоимки по транспортному налогу за 2017 год, с учетом возражений ответчика об оплате спорной задолженности 02.03.2018.
Судом в адрес ИФНС России по Центральному району г. Красноярска был направлен запрос о предоставлении документов об отнесении уплаченной ответчиком 02.03.2018 денежной суммы и предоставлении документа с идентификационным номером (индекс документа) 18209965188904419537, по которому производилась оплата 02.03.2018. Однако таковые доказательства суду представлены не были.
Поскольку, ответчиком обязанность по оплате транспортного налога за 2017 год в заявленном размере 12 488 рублей, исполнена, доказательств свидетельствующих обратное, истцом суду не представлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца и взыскания с Лагуто М.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год.
Так как, обязанность по уплате транспортного налога выполнена административным ответчиком 02.03.2018, то есть до установленного срока (03.12.2018), суд полагает возможным отказать административному истцу в удовлетворении требований о взыскании пени на транспортный налог за 2017 год.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по Центральному району г. Красноярска к Лагуто МА о взыскании транспортного налога за 2017 год – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2020 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова