Дело № 2-1285/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербурга 22 января 2018 года
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего судьи Калининой М.В.,
с участием прокурора Турченюк В.С.,
при секретаре Яковлевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга о признании информации запрещенной к распространению
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петроградского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением и просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте:
- https://sredstva-narodnye.ru/category/prervat-beremennost/
информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Прокурор Турченюк В.С. требования заявления поддержала.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации РФ о судебном заседании уведомлена, в суд своего представителя не направила, об отложении рассмотрения дела не просил, уважительных причин к неявке не представило.
Суд принял решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Турченюк В.С., суд приходит к следующему.
Осмотром установлено, что по электронному адресу: https://sredstva-narodnye.ru/category/prervat-beremennost/ размещена информация о прерывании беременности народными средствами, а именно сведения о возможных способах прервать беременность, влекущих гибель плода на ранней стадии, в домашних условиях (прием отваров и настоев из трав и растений, с указанием способа приготовления отваров), то есть фактически на данном сайте размещена информация о незаконных способах прерывания беременности. (л.д.8 – 9).
Размещенная в сети «Интернет» на странице с адресом: https://sredstva-narodnye.ru/category/prervat-beremennost/ информация создает угрозу нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Посещение данной интернет-страницы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Ст. 38 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Сроки для проведения искусственного прерывания беременности определены ч. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Прерывание беременности на более поздних сроках возможно лишь при наличии медицинских или социальных показаний, перечни которых установлены нормативными актами Российской Федерации и не подлежат расширительному толкованию.
Согласно п. 101 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденного приказом Минздрава России (далее - Порядок), искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводиться врачом-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Врач-акушер-гинеколог при обращении женщины за направлением на искусственное прерывание беременности производит обследование для определения срока беременности и исключения медицинских противопоказаний.
В силу пп. 115, 116 Порядка искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям при сроке до 22 недель беременности проводится в условиях гинекологического отделения многопрофильной больницы, имеющей возможность оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине (при обязательном наличии врачей-специалистов соответствующего профиля, по которому определены показания для искусственного прерывания беременности). Прерывание беременности (родоразрешение) по медицинским показаниям с 22 недель беременности проводится только в условиях акушерского стационара, имеющего возможность оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине с учетом основного заболевания и новорожденному, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела.
П. 8 ст. 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 6.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности.
Ст. 123 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства в сети «Интернет» на странице с адресом: https://sredstva-narodnye.ru/category/prervat-beremennost/ размещена информация о прерывании беременности народными средствами в домашних условиях.
Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее – Реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Заявление о признании информационных материалов, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации также подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение, не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами, в связи с чем, оно подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Незаконное распространение в сети «Интернет» информации, способной причинить вред здоровью и (или) развитию детей, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на странице по сетевому адресу:
- https://sredstva-narodnye.ru/category/prervat-beremennost/
информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решение в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 29.01.18.
Судья: подпись М.В.Калинина