Судья Чулатаева С.Г. Дело № 66а-126/2019
(номер дела в суде первой инстанции 3а-556/2019)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 27 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сорокина М.С.,
судей Батялова В.А., Красновой Н.П.,
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БЭМБИ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на решение Пермского краевого суда от 06 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., объяснения представителя административного истца - <данные изъяты> представителя Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Чухаревой Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «БЭМБИ» (далее ООО «БЭМБИ») обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 782,2 кв.м., нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" площадью 264,6 кв.м, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «БЭМБИ» является одним из долевых собственников вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года №СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» (далее – приказ Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323) по состоянию на 1 января 2018 года и составила в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" - 23 913 929,64 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" - 22 301 773,52 рубля.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", что подтверждается отчетом об оценке от "Дата" "Номер", подготовленным оценщиком "организация по оценке" "ФИО" согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17 956 764 рубля, чем нарушаются права административного истца как плательщика налога на имущество юридического лица в завышенном размере. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", что подтверждается отчетом об оценке от "Дата" "Номер", подготовленным оценщиком "ФИО"., согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16 715 169 рубля, чем нарушаются права административного истца как плательщика налога на имущество юридического лица в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 6 сентября 2019 года административное исковое заявление ООО «БЭМБИ» удовлетворено. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" установлена в размере рыночной стоимости в размере 17 956 764 рубля по состоянию на 01 января 2018 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" установлена в размере рыночной стоимости в размере 16715169 рубля по состоянию на 01 января 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости решено считать 5 июля 2019 года.
Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее также – административный ответчик) подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит отменить Пермского краевого суда от 6 сентября 2019 года и назначить по делу судебную экспертизу, по результатам которой вынести по делу новое решение. Указывает на то, что отчет об оценке от "Дата" "Номер" и от "Дата" "Номер" является недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки.
В суд апелляционной инстанции от административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края поступило заявление об изменении требований апелляционной жалобы от 18 декабря 2019 года, в котором просит решение Пермского краевого суда от 06 сентября 2019 года изменить в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества: -нежилого помещения, общей площадью 782, 2 кв.м., с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" в сумме 19 723 899 рублей. - нежилого помещения, общей площадью 840,3 кв.м., с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" в сумме 21 188 982 рубля.
В обоснование доводов жалобы указывает, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" согласно отчета "организация по оценке" "Номер" по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16 715 169 (без учета НДС). Полагает, что величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Чухарева Е.А. просила решение суда первой инстанции изменить в части установления кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения, общей площадью 782, 2 кв.м., с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" в сумме 19 723 899 рублей; нежилого помещения, общей площадью 840,3 кв.м., с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" в сумме 21 188 982 рубля.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца <данные изъяты> согласился с доводами апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Согласно статье 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298 (далее - ФСО № 2), результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 5 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297 (далее - ФСО № 1), стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО № 2, в пункте 5 которого указана и рыночная стоимость.
Итоговая величина стоимости в пункте 6 ФСО № 1 определена как стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях (пункт 4 ФСО № 2).
Судом первой инстанции установлено, что ООО «БЭМБИ» является одним из долевых собственников объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" и нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" расположенных по адресу: "Адрес"
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года №СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» (далее – приказ Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323) по состоянию на 1 января 2018 года и составила в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" - 23 913 929,64 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером
"Номер" 22 301 773,52 рубля.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец представил отчет об оценке от "Дата" "Номер" подготовленным оценщиком "организация по оценке" "ФИО" согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17 956 764 рубля и отчет об оценке от "Дата" "Номер", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16 715 169 рубля.
Согласно итоговым выводам оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" составляет 16 715 169 рублей без учета НДС, нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" составляет 17 956 764 рубля без учета НДС, что не согласуется с приведенными выше нормами законодательства.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером "Номер" и кадастровым номером "Номер" без учета НДС.
Судебная коллегия не может согласится с выводом суда первой и инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из положений пунктов 1 и 3 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения является, в частности, реализация товаров (передача на возмездной основе права собственности на товары), имеющая стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (пункты 1, 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 названного кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости. В свою очередь, реализация объектов недвижимости по рыночной стоимости является объектом налогообложения и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции на запрос судебной коллегии поступили письменные дополнения к отчету об оценке "организация по оценке" "Номер" "Номер" которым рыночная стоимость объекта с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 01 января 2018 года составила 21 188 982 (двадцать один миллион сто восемьдесят восемь тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля; объекта с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 01 января 2018 года составила 19 723 899 (девятнадцать миллионов семьсот двадцать три тысячи восемьсот девяносто девять) рублей.
Исходя из изложенных обстоятельств и приведенных выше норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неверно определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого характера были допущены судом первой инстанции, в связи с чем, судебная коллегия считает апелляционную жалобу Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края подлежащей удовлетворению, а решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2019 года - изменению в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2019 года изменить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 21 188 982 (двадцать один миллион сто восемьдесят восемь тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 19 723 899 (девятнадцать миллионов семьсот двадцать три тысячи восемьсот девяносто девять) рублей.
В остальной части решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2019 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи