Судья Ковалева Т.В. дело № 33-16089/2019
24RS0056-01-2018-004400-47
2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л..
судей Гавриляченко М.Н., Сидоренко Е.А.,
приведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.
дело по иску Макаровой Ольги Александровны к АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Ватаманюк Ольге Михайловне о признании права собственности на накопительную часть трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Макаровой О.А. – Агранович М.Н.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Макаровой Ольги Александровны о признании правопреемником по договору об обязательном пенсионном страховании и признании права собственности на накопительную часть трудовой пенсии – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова О.А. обратилась в суд с иском ( с учетом уточнений) к АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», Ватаманюк О.М. о признании правопреемником по договору об обязательном пенсионном страховании, признании права собственности на накопительную часть трудовой пенсии.
Требования мотивированы тем, что <дата> при жизни ее сын М.А.Н. заключил с НПФ «Норильский никель» договор об обязательном пенсионном страховании. <дата> М.А.Н. умер. Макарова О.А. является его наследником по закону. После смерти сына она обратилась в НПФ «Норильский никель» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, однако ей было отказано в связи с тем, что в договоре правопреемником указана Ватаманюк О.М., которая в егосударственный пенсионный фонд с заявлением о выплате денежных средств не обращалась.
С учетом уточнения заявленных. требований Макарова О.А просила признать правопреемником по договору об обязательном пенсионном страховании в части получения средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в случае смерти застрахованного лица;
признать за ней право собственности по завещательному распоряжению по договору № от <дата> на накопительную часть трудовой пенсии, хранящуюся в НПФ «ГазФонд» на индивидуальном счете на имя М.А.Н.., умершего <дата>.
Определением суда от 20.12.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Макаровой О.А. – Агранович М.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ответчик не предоставил в материалы дела ни одного договора, ни заявление о назначении правопреемником, не предоставил документы о том, что умерший уведомлялся о том, что он теперь является клиентом ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Сатарова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Макарова О.А., АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления», Ватаманюк О.М., МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия не уведомили, АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Макаровой О.А. Агранович М.Н. (доверенность от 18.02.2019), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст.5 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
В соответствии с абз.3 ст.3 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" к правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Согласно ч.7 ст.7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае отсутствия заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений и определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании, выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в установленной законом последовательности.
Согласно п.1 ст.36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера этой части указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.
Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 710 утверждены Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии ( далее – Правила).
На основании п.5 Правил выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном фондом и застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - договор).
Согласно п. 2 Правил, правопреемниками умершего застрахованного лица являются правопреемники по договору (заявлению) и правопреемники по закону.
Правопреемниками по договору (заявлению) признаются лица, указанные в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном фондом и застрахованным лицом в соответствии с законом, либо в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений.
При отсутствии в договоре указания о распределении средств между правопреемниками выплата средств пенсионных накоплений производится правопреемникам, указанным в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений.
При отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди (п. 5 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом <дата> Негосударственным пенсионным фондом – Некоммерческая организация НПФ «Норильский никель» (Фонд) и М.А.Н. (застрахованное лицо) заключен договор об обязательном пенсионном страховании №, в соответствии с которым Фонд принял на себя обязательство осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирование, назначение и выплату указанному застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях производить выплаты правопреемникам застрахованного лица.
Согласно п. 25 договора в случае, если смерть застрахованного наступит до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии следует выплатить правопреемнику: Ватаманюк О.М. в размере доли - 100%.
<дата> М.А.Н. умер.
Из наследственного дела следует, что наследниками М.А.Н. первой очереди по закону являются мать Макарова О.А., отец М.Н.Д,., с заявлением о принятии наследства, оставшегося после умершего сына обратилась Макарова О.А., отец от наследования отказался в пользу супруги. Наследственное имущество, принятое истицей в установленном законном порядке состоит из денежных вкладов с причитающимися процентами.
Из материалов дела следует, что НПФ «Норильский никель» реорганизован в Некоммерческую организацию Негосударственный пенсионный фонд «Наследие» (НПФ «Наследие»), 11.06.2014 реорганизовано в форме преобразования в ЗАО «НПФ «Наследие», 04.04.2017 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд», из которого путем реорганизации в форме выделения создано АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ от 20.12.2018.
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности на накопительную часть трудовой пенсии, Макарова О.А. ссылалась на то, что является наследником по закону после смерти сына при жизни заключившего договор об обязательном пенсионном страховании.
Возражая против удовлетворения требований, представитель АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления», указал, что пенсионные накопления не входят в состав наследственной массы, выплата средств пенсионных накоплений производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенным Фондом и застрахованным лицам, в котором Макаров А.Н. указал правопреемником – Ватаманюк О.М.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110); в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть 1 статьи 1112).
Федеральным законом "О накопительной пенсии" №442-ФЗ за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признается - при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, - право на накопительную пенсию, которой является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1 части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4).
В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч.1 ст.8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.6 ст.7 Федерального закона "О накопительной пенсии").
При этом застрахованному лицу права на средства пенсионных накоплений - под которыми понимается совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, - указанным Федеральным законом не предоставлено, и, следовательно, данное право не может входить в состав наследства застрахованного лица как ему не принадлежащее.
Разрешая при таких обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
При этом суд исходил из того, что договор об обязательном пенсионном страховании содержит сведения о распределении денежных средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, в случае его смерти правопреемнику - Ватаманюк О.М.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах и доказательствах, их подтверждающих, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Кроме того, суд правомерно отметил, что на правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии общие нормы наследственного права не распространяются, в связи с этим денежные средства пенсионных накоплений не могут быть включены в состав наследства умершего застрахованного лица, а подлежат выплате правопреемникам в указанном выше порядке – в соответствии с условиями договора об обязательном пенсионном страховании.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих правопреемство ответчика с НПФ «Норильский никель», а также об уведомлении умершего застрахованного лица, судебной коллегией отклоняются, поскольку данная информация о реорганизации юридического лица негосударственного пенсионного фонда установлена судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела документов - выписки из ЕГРЮЛ, является общедоступной, размещена на сайте налоговой инспекции. При этом предоставленная ответчиком копия договора № от <дата> об обязательном пенсионном страхования (л.д.101-104) прошита, пронумерована и скреплена печатью и заверена генеральным директором АО «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления», содержание которого в полном объеме соответствует копии договора, предоставленной истицей в подтверждение оснований своего иска.
При этом в материалах дела содержится извещение застрахованного лица о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений по состоянию на <дата>, в котором имеется указание о передаче ведения пенсионного счета накопительной пенсии в порядке правопреемства.
Отсутствие иных документов в материалах дела, указанных в жалобе и не представленных ответчиком, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, основанием для отмены решения суда не являются.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательствам.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Макаровой О.А. Агранович М.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: