Решение по делу № 33-7667/2021 от 13.07.2021

Судья Топчилова Н.Н. Дело № 2-2965/2020

Докладчик Давыдова И.В Дело № 33-7667/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего ДАВЫДОВОЙ И.В.

Судей БЫКОВОЙ И.В., СЛЯДНЕВОЙ И.В.,

При секретаре ПАВЛОВОЙ А.Ю.

Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 августа 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Новосибирска Шипиловой В.Ю. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 25 мая 2021 года, которым частично удовлетворен иск Русских Юлии Николаевны к мэрии города Новосибирска, министерству труда и социального развития Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещений.

Обязана мэрия города Новосибирска предоставить Русских Юлии Николаевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Давыдовой И.В., объяснения Русских Ю.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Русских Ю.Н. обратился в суд с иском к Мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.

В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем мэрии города Новосибирска Шипиловой В.Ю., которая просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе ее автор ссылается на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неверную оценку доказательств, нарушение норм материального и процессуального права.

Апеллянт обращает внимание на то, что именно правительство Новосибирской области является органом власти, ответственным за обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в то время как мэрия города Новосибирска не имеет возможности и полномочий по приобретению жилых помещений свыше показателей, установленных соответствующими соглашениями.

По мнению апеллянта, мэрия города Новосибирска по данному спору является ненадлежащим ответчиком, т.к. уполномочена лишь осуществлять закупки жилых помещений на предоставленные средства субвенций областного бюджета и передавать жилые помещения непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма.

Автор жалобы полагает, что мэрия города Новосибирска осуществляет только технические процедуры исполнения полномочий, переданных правительством Новосибирской области, является не исполнительным органом субъекта, а муниципальным органом местного самоуправления и не наделена полномочиями по планированию, финансированию и регулированию бюджетных процессов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа жилыми помещениями.

Апеллянт полагает, что указание в резолютивной части на обязанность мэрии города Новосибирска предоставить жилое помещение путем выделения субвенций противоречит законодательству, т.к. мэрия в данном случае является только получателем данных субвенций.

Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.96. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" /в редакции Федерального закона от 29.02.12. № 15-ФЗ/ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

На основании письменного заявления лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 указанного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.13. № 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования /объем субвенций/, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно положениям Закона Новосибирской области от 24.11.14. № 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.13. № 331-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию города Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.13. № 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В силу положений п. 9 Федерального закона от 21.12.96. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст.1 Закона Новосибирской области от 10.12.13. № 411-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по предоставлению гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот-и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.13. № 331-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Как установлено ч. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области № 331-0З от 05.06.13. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Удовлетворяя иск Русских Ю.Н., суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактические обстоятельства дела, исходил из того, что истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированным жилым помещением, включена в список данной категории лиц, а потому у ответчика возникла обязанность по предоставлению Русских Ю.Н. жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Судебная коллегия выводы суда находит правильными, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона, представленным доказательствам, которые судом оценены верно.

Так, из материалов дела усматривается, что Русских Ю.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Истица родилась 08.01.99., ее родителями являлись Русских Г.И. и Русских Н.А.

Русских Г.И. умерла 31.08.2006 г.

Приказом администрации Первомайского района города Новосибирска от 13.12.10. определена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителями.

Данным Приказом Русских Ю.Н включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской истец не имеет в собственности недвижимое имущество.

Ранее за истицей было зарегистрировано право собственности на 1/3 доли в жилом <адрес> общей площадью 31,8 кв.м. по <адрес>, т.е. доля истицы составляла 10,6 кв.м.

Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ. учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии со справкой МКУ города Новосибирска «ГЖА» право на приватизацию истицей не реализовано.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что Русских Ю.Н состоит на регистрационном учете в <адрес> по переулку Новому в городе Новосибирске, собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя данного жилого помещения не является.

Установив отсутствие в пользовании либо собственности Русских Ю.Н. жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Нельзя согласиться с позицией апеллянта о том, что мэрия города Новосибирска является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Возлагая на мэрию города Новосибирска обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, суд первой инстанции отметил, что предоставление такого жилого помещения подлежит за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

При этом денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает каких-либо дополнительных условий предоставления жилья лицам, отнесенным законодателем к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы о том, что судом не решена судьба исковых требований к другим ответчикам, а именно Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, судебной коллегией отклоняются, поскольку полномочия действовать в интересах Правительства Новосибирской области, Министерства труда и социального развития Новосибирской области, Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области у представителя мэрии города Новосибирска отсутствуют.

Кроме того, законодателем определен конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы, на которых данная обязанность возложена.

Иных правовых доводов апелляционная жалоба не содержит.

Само по себе несогласие апеллянта с приведенной судом оценкой исследованных доказательств на правильность принятого судебного акта не влияет.

По существу, доводы апеллянта не содержат ссылку на сведения, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при рассмотрении данного спора, либо влияли бы на обоснованность и законность принятого судом решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции полно и правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Новосибирска Шипиловой В.Ю. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

12.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее