Решение по делу № 33-7203/2022 от 09.11.2022

УИД 47RS0014-01-2017-001719-25 Дело № 33-7203/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 7 декабря 2022 года

Судья судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда Сирачук Е.С.

при помощнике судья Корецкой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на определение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-368/2018, которым отказано в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 марта 2018 года по гражданскому делу № 2-368/2018,

УСТАНОВИЛ:

Решением Приозерского городского суда от 1 марта 2018 года удовлетворены исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Призерский муниципальный район Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам и природопользованию Ленинградской области, администрации Муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Призерский муниципальный район Ленинградской области, ЛОГКУ "ЛенОблЛес" об обязании ликвидировать незаконную свалку твердых бытовых отходов.

Указанным решением суд обязал администрацию муниципального образования Призерский муниципальный район Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам и природопользованию Ленинградской области, администрацию муниципального образования Сосновское сельское поселение, ЛОГКУ «ЛенОблЛес», в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации и провести рекультивацию незаконной свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке в 800 м от границы поселка <адрес>, координаты свалки: широта <адрес>), долгота <адрес>), в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 мая 2018 года (дело № 33-3012/18) решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01.03.2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.

Неоднократно администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области обращалась с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которых было отказано.

26 июля 2022 года администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области вновь обратилась в Приозерский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-368/2018 по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, администрации МО Сосновское сельское поселение, ЛОГКУ «ЛенОблЛес», об обязании ликвидировать незаконную свалку твердых бытовых отходов до 1 сентября 2021 года.

Требования мотивированы тем, что администрация изыскивает все возможности и средства для исполнения решения суда, вместе с тем, общая стоимость работ по рекультивации составляет 188 262 106 руб. Администрация запросила денежные средства из областного бюджета Ленинградской области на мероприятия по рекультивации свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке в 800 м. от границы поселка Сосново Приозерского района Ленинградской области, с левой стороны автодороги Р-34 Сосново-Запорожье. Поскольку процедура проведения рекультивации (восстановлении) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов является длительной и требует значительных расходов бюджетных средств, исполнение в полном объеме решение суда невозможно в 2022 году.

Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года отказано в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об отсрочке исполнения решения суда отказано.

Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с указанным определением не согласилась, подала частную жалобу, в которой просит определение суда отменить и принять решение об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения.

В обоснование частной жалобы указывает, что определение суда является неправомерным и необоснованным. Администрация считает, что ей были представлены все необходимые доказательства, которые подтверждают исключительные обстоятельства, позволяющие суду предоставить отсрочку исполнения решения. Администрация не согласна с доводами суда, что при наличии представленных доказательств у суда отсутствуют основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 1 марта 2018 года по делу № 2-368/2018.

На основании ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело по частной жалобе рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы частной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Вышеуказанные положения нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Таким образом, суду предоставлена возможность в каждом конкретном случае решать вопрос о наличии оснований для предоставления должнику отсрочки исполнения решения суда с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства и при наличии обстоятельств, препятствующих или затрудняющих исполнение судебного решения, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Вопрос о наличии указанных обстоятельств оценивается и разрешается судом в каждом конкретном случае самостоятельно.

При этом, основания для отсрочки, рассрочки исполнения судебных постановлений должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Судом первой инстанции установлено, что решением Приозерского городского суда от 1 марта 2018 года удовлетворены исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Призерский муниципальный район Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам и природопользованию Ленинградской области, администрации Муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Призерский муниципальный район Ленинградской области, ЛОГКУ "ЛенОблЛес" об обязании ликвидировать незаконную свалку твердых бытовых отходов.

Решение Приозерского городского суда Ленинградской области вступило в законную силу 16 мая 2018 года.

Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 15 октября 2019 года удовлетворено заявление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об изменении способа исполнения решения суда по гражданскому делу 2-368/2018 по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам и природопользованию Ленинградской области, администрации Муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ЛОГКУ "ЛенОблЛес" об обязании ликвидировать незаконную свалку твердых бытовых отходов.

В связи с изменением порядка исполнения решения суда по делу 2-368/2018 по заявлению администрации определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 января 2020 года прекращено исполнительное производство от 6 июня 2019 года , в части обязанности администрации исполнения решения суда, возложенных определением Приозерского городского суда от 15 октября 2019 года на ответчиков - Комитет по природным ресурсам и природопользованию Ленинградской области, а именно в части земель лесного фонда.

23 июня 2021 года Приозерским городским судом Ленинградской области вынесено определение о прекращении исполнительного производства от 6 июня 2019 года в части обязания администрации разработать проект рекультивации незаконной свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке в 800 м. от границы поселка <адрес>

Из материалов дела следует, что в целях исполнения указанного решения Приозерского городского суда администрацией произведены определенные действия:

- собраны и направлены в Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами сведения в отношении свалки нос. Сосново для включения её в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;

- подготовлена и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (постановление администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 11.12.2018 № 4018 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного: Ленинградская область»);

- постановлением администрации от 11.12.2018 № 4020 утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2019-2021 годы», где предусмотрена рекультивация свалки нос. Сосново с финансированием в 1,5 млн.рублей.

- земельный участок 17.01.2019 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером ;

- присвоен адрес земельному участку с кадастровым номером (постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район ЛО № 908 от 29.11.2018 года «О присвоении адреса земельному участку в Сосновском сельском поселении»);

- ООО «СК «ГИДРОКОР» в рамках государственного контракта выполнены проектно-изыскательские работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в 800 м от границы поселка Сосново, с левой стороны автодороги Р-34 Сосново-Запорожское;

- администрацией муниципального образования Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район ЛО с ООО «СК «ГИДРОКОР» заключен договор от 19.03.2020 на разработку проекта рекультивации (восстановления) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в 800 м от границы поселка Сосново, с левой стороны автодороги Р-34 Сосново-Запорожское;

- ООО «СК «ГИДРОКОР» в рамках Государственного контракта выполнены инженерно-геологические изыскания, разработан проект рекультивации, техническое задание (ТЗ) на оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ОВОС по объекту государственной экологической экспертизы: «Проект рекультивации (восстановления) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в 800 м от границы поселка <адрес>

- 29 июня 2020 года администрацией организованы и проведены общественные обсуждения по проектной документации, включая материалы ОВОС по объекты «Проект рекультивации (восстановления) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в 800 м от границы поселка <адрес>

- Приказом № 596-ПР от 6 ноября 2020 года Северо-Западного управления Федеральной службы Росприроднадзора утверждена проектно-сметная документация материалов рекультивации свалки <адрес>. Срок действия 5 (пять) лет.

Общая сметная стоимость работ по рекультивации составляет 188 262,1062 руб., из них:

- на землях ГЛФ: 142 679,577 тысяч рублей + 803,073 тысяч рублей (проверка взрывоопасности);

- на землях МО: 44370,076 тысяч рублей + 409,3802 тысяч рублей (проверка на взрывоопасность).

С целью исполнения решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 1 марта 2018 года по гражданскому делу № 2-368/2018, администрация запросила денежные средства из областного бюджета Ленинградской области на мероприятия по рекультивации свалки твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке в 800 м. от границы поселка <адрес>

Администрацией было подготовлено обращение (исх. Ж1-01-02-1704/2022 от 10.06.2022) на имя председателя Правительства Ленинградской области по безопасности ФИО1 с просьбой оказания содействия в решении вопроса выполнения мероприятий по рекультивации свалки <адрес>

Отказывая в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия обстоятельств затрудняющих исполнение решения суда в период, предшествующий обращению заявителя, с учетом годовалого срока, предоставленного судом для добровольного исполнения.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), который был утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 года, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены, в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Оснований для переоценки данного вывода суда судья апелляционной инстанции не усматривает. Закон не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - имущественное положение сторон либо иные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.

Заявителем не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, а отсрочка исполнения решения суда не отвечает требованиям справедливости и затрагивает существо конституционных прав других участников исполнительного производства, а в настоящем случае – неопределенного круга лиц, в интересах которых действовал прокурор, предъявляя требования.

Доводы частной жалобы о том, что у администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области не имеется возможности в установленный срок исполнить решение суда по независящим от нее обстоятельствам ввиду отсутствия финансового обеспечения, а также, что представленные администрацией доказательства, подтверждают обоснованность требования о предоставлении рассрочки исполнения решения, не могут являться основанием для отмены определения суда.

На основании изложенного, судья Ленинградского областного суда находит определение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 333-334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья по гражданским делам Ленинградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Приозерского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области – без удовлетворения.

Судья

Судья Горбунцова И.Л.

33-7203/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Приозерский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Сосновское сельское поселение
Комитет по природным ресурсам и прородопользованию Ленинградской области
ЛОГКУ Ленобллес
Администрация МО Приозерский муниципальный район ЛО
Другие
Межрегиональное тер. управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. С-Пб и ЛО
Управление Ленинградской области организации и контролю действия по обращению с отходами
Комитет экологического надзора ЛО
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Сирачук Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
09.11.2022Передача дела судье
07.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Передано в экспедицию
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее