Дело № 2-5520/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года
Республика Коми город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием:
истца Лощилова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лощиловой А.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л :
Лощилова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение, указав, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. В связи с чем просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании истец Лощилова А.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» не явился, о слушании ответчик извещен.
Судом установлено.
Лощилова А.Н., ** ** **., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ...
Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери.
На заявление истца по вопросу обеспечения жилым помещением администрацией МО ГО «Сыктывкар» дан ответ от ** ** ** № ... о порядке обеспечения жилыми помещения в соответствии с Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан"
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.п.2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Норма предоставления площади жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар» составляет 13,5 кв.м. (решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения").
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 часть 2 статьи 7 Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признана соответствующей Конституции Республики Коми в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений.
Закон Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ утратил силу с 01.01.2016 г. в связи с принятием Закона Республики Коми от 25.12.2015 г. № 132-РЗ.
С 01.01.2016 г. в Республике Коми действует Закон Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 134-РЗ включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В силу положений п. 1 ст. 7 указанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 2 ст. 7 Закона № 134-РЗ).
Местом жительства истца с рождения является город Сыктывкар.
Истцу на праве собственности принадлежит ... квартиры по адресу: ...
Согласно п. 2 ст. 2 Закон Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и иного обстоятельства, при наличии которого проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, устанавливается Правительством Республики Коми.
Согласно п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утв. Постановлением Правительства РК от 28.03.2016 N 152, установление факта невозможности проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) наличие у гражданина тяжелой формы хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с гражданином в одном жилом помещении невозможно.
Согласно подп. 3 п.4 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В указанной квартире зарегистрированы ... человек, включая Лощилову А.Н. С учетом площади квартиры ... кв.м., на каждого приходится по ... кв.м., что меньше учетной нормы ... кв.м.
Кроме того, в квартире зарегистрирована и проживает ... ... И.А., ...
Согласно абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при проживании на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
... И.А. проживает в данном помещении на законном основании в силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку отказалась от участия в приватизации при наличии соответствующего права.
Таким образом, проживание в квартире по адресу: ..., является для истца невозможным, иного жилья на праве собственности либо на условиях социального найма не имеет, в связи с чем имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Довод ответчика о том, что истец проигнорировал порядок обеспечения жилым помещением и о том, что истец не состоит в списках, не принимается во внимание, поскольку отсутствие заявления установленной формы истца в органы, отвечающие за постановку на учет и реализацию жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу социального статуса истца, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о праве истца на жилое помещение, нельзя расценивать как основание для отказа в удовлетворении требований при обращении в суд.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению путем обязания ответчика предоставить жилое помещение на условиях специализированного найма на состав семьи ... человек по норме предоставления.
В настоящее время норма предоставления составляет 13,5 кв.м.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Лощиловой А.Н. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Лощиловой А.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда (квартира либо жилой дом), пригодное для постоянного проживания, на состав семьи ... человек на условиях специализированного найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар» по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов