Решение по делу № 66а-975/2020 от 10.09.2020

Дело № 66а-975/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                    30 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Бутковой Н.А.,

судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,

при секретаре Швец К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-168/2020 по апелляционной жалобе Вахрушева Юрия Валерьевича на решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года, которым оставлен без удовлетворения его административный иск о признании не действующим в части подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»,

Заслушав доклад судьи Пластинина И.В., объяснения представителя административного ответчика Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – Лыжовой Н.А., представителя административного ответчика Губернатора Санкт-Петербурга – Воробьева А.В., представителя заинтересованного лица местной администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Светлановское – Ивановой Д.В., заключение прокурора Капсамун И.С.,

                                              установила:

23 сентября 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 420-79, Закон), который опубликован в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 от 24 сентября 2009 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» № 22 от 5 октября 2009 года, «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» № 11 от 27 ноября 2009 года.

Исходя из преамбулы Закона, он устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.

Статьёй 10 Закона определены вопросы местного значения муниципальных образований.

Законом Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 года № 151-30 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 151-30) добавлен подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 из которого следует, что к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов Коломна, Сенной округ, Адмиралтейский округ, Семеновский, Измайловское, Екатерингофский, № 7, Васильевский, Гавань, Морской, Остров Декабристов, Сампсониевское, Светлановское, Сосновское, № 15, Сергиевское, Шувалово-Озерки, Гражданка, Академическое, Финляндский округ, № 21, Пискаревка, Северный, Прометей, Княжево, Ульянка, Дачное, Автово, Нарвский округ, Красненькая речка, Морские ворота, Полюстрово, Большая Охта, Малая Охта, Пороховые, Ржевка, Юго-Запад, Южно-Приморский, Сосновая Поляна, Урицк, Константиновское, Горелово, Московская застава, Гагаринское, Новоизмайловское, Пулковский меридиан, Звездное, Невская застава, Ивановский, Обуховский, Рыбацкое, Народный, № 54, Невский округ, Оккервиль, Правобережный, Введенский, Кронверкское, Посадский, Аптекарский остров, округ Петровский, Чкаловское, Лахта-Ольгино, № 65, Ланское, Комендантский аэродром, Озеро Долгое, Юнтолово, Коломяги, Волковское, № 72, Купчино, Георгиевский, № 75, Балканский, Дворцовый округ, № 78, Литейный округ, Смольнинское, Лиговка-Ямская, Владимирский округ; городов Красное Село, Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк; поселков Александровская, Белоостров, Комарово, Левашово, Лисий Нос, Металлострой, Молодежное, Парголово, Петро-Славянка, Песочный, Понтонный, Репино, Саперный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево, Усть-Ижора, Ушково, Шушары на основании территориальных и экономических особенностей муниципальных образований относится также и участие в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования.

Закон № 151-30 опубликован 28 марта 2014 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru и 7 апреля 2014 года в издании «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» № 12.

Вахрушев Ю.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующим подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 Закона № 420-79 в части наделения муниципального образования муниципальный округ Светлановское полномочиями по участию в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учёт на территории муниципального образования.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый подпункт нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, а также противоречит федеральному законодательству.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что решение вынесено без учёта решения Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2020 года по делу № 3а-115/2020, согласно которому вопросы призыва граждан на военную службу регулируются законодательством об обороне.

На апелляционную жалобу Губернатором Санкт-Петербурга, местной администрацией внутригородского муниципального образования муниципальный округ Светлановское и прокуратурой Санкт-Петербурга представлены возражения.

Административный истец о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещён своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга, заинтересованного лица местной администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Светлановское в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно статье 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится, в том числе, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый Закон утверждён в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемого положения Закона нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (абзац 4).

В соответствии с абзацами 4-6 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 53-ФЗ военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 9 указанного федерального закона установлено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 53-ФЗ в состав призывной комиссии включается, в том числе, должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии.

Положениями пункта 1 статьи 28 указанного федерального закона предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 утверждено Положение о воинском учёте.

Согласно пунктам 7, 8, 20 указанного положения персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее - военные комиссариаты).

В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Указанные положения Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 53-ФЗ и Положение о воинском учёте в аспекте рассматриваемых правоотношений корреспондируются и с Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», согласно преамбуле которого, настоящий федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по участию в работе призывных комиссий на территории муниципальных образований и комиссий по постановке граждан на воинский учет на территории муниципальных образований.

Следовательно, установление оспариваемым Законом таких полномочий не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение принято без учёта решения Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2020 года по делу № 3а-115/2020 не может служить поводом для удовлетворения жалобы, поскольку судебные постановления не являются источником права в Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вахрушева Юрия Валерьевича – без удовлетворения.

     На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в соответствующий кассационный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

66а-975/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Санкт-Петербурга
Вахрушев Юрий Валерьевич
Ответчики
Законодательное Собрание СПб
Губернатор Санкт-Петербурга
Другие
Местная администрация Внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Светлановское
Козелько Александр Петрович
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Пластинин Игорь Владимирович
Дело на странице суда
2ap.sudrf.ru
10.09.2020Передача дела судье
30.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020Передано в экспедицию
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее