Решение по делу № 2а-317/2021 от 20.07.2021

УИД: 18RS0015-01-2021-000418-08

Дело № 2а-317/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка                  07 сентября 2021 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Г.А. Шадриной,

при секретаре С.П. Балакиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике к Федорова О.А. о взыскании пени по задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике (далее по тексту – МРИФНС № 5) обратилась в Камбарский районный суд с административным иском к Федоровой О.А. о взыскании:

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 5788,37 руб.;

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 873,95 руб.

Свои требования административный истец мотивировал следующим.

Федорова О.А. состояла в налоговой инспекции на учете с 03.02.2006 по 02.10.2020 в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ Федорова О.А. обязана уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве ИП и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который за расчетный период 2017 года определялся в соответствии с редакцией пункта 1 статьи 430 НК РФ, действовавшей до 01.01.2018, в следующем порядке: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 года не превысила 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на 01.01.2017, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (с 1 июля 2016 г. МРОТ составляет 7 500 руб.).    

На 2017 год для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, установлены следующие тарифы:- на обязательное пенсионное страхование - 26%; - на обязательное медицинское страхование - 5,1%. (МРОТ х Тариф (26,0%) х 12 = 23400 руб., МРОТ х Тариф (5,1%) х 12= 4590 руб.).

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который переделяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года,

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере -5840 рублей за расчетный период 2018 года.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, согласно ст.432НК РФ.

В связи с неоплатой за 2017,2018гг. в адрес плательщика налоговым органом на основании ст.69,70 НК РФ было выставлено требование от 25.01.2018 г., от 17.01.2019г.) об уплате недоимки.

В связи с неоплатой налоговым органом приняты меры по взысканию в порядке ст.46,47 НК РФ (постановление от 21.02.2018г., постановление от 18.02.2019г).

Данное требование налогоплательщиком оставлено без исполнения.

Инспекцией, в части неисполненной обязанности по уплате задолженности, были приняты меры к ее взысканию в соответствии с налоговым законодательством, путем направления налогоплательщику требования об уплате. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в инспекции сведениями и документами в отношении плательщика. Налогоплательщику известно о наличии у него задолженности, однако, вплоть до настоящего времени, ответчиком не погашена.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пеней, начисляемой в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени на страховые взносы на ОПС в размере 49945 руб., на страховые взносы на ОМС в размере 8303,82 руб.

При этом, 20.01.2021 мировым судьей судебного участка вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Федоровой О.А. задолженности по недоимки по страховым взносам и пени, в связи с этим налоговый орган обращается в суд в порядке гл.32 КАС РФ (л.д.5-6).

Административный истец МРИФНС № 5 своего представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Административный ответчик Федорова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, ходатайств, заявлений по делу не направила.

На основании ст. 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.

В пункте 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ закреплено, что суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.01.2012 г. № 226-0-0, право на социальное обеспечение, гарантированное статьёй 39 Конституции Российской Федерации, включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путём создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из её статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 1009-0-0 и от 23 сентября 2010 г. № 1189-0-0).

Порядок уплаты страховых взносов до 01.01.2017. был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 01.01.2017 порядок оплаты страховых взносов закреплён в Главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее- плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Из положений п. 1 ст. 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в указанном в данной статье порядке.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Федорова О.А. зарегистрирована в качестве ИП с 03.02.2006, прекращена деятельность в качестве ИП – 02.10.2020 (л.д.20-22).

Таким образом, Федорова О.А. в силу положений пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ обязана уплачивать налоги и страховые взносы.

В адрес плательщика налоговый орган направлял требование об уплате налога, сбора от 25.01.2018 со сроком исполнения до 14.02.2018 (л.д.10), а также требование от 17.01.2019 со сроком исполнения до 06.02.2019 (л.д.14).

Кроме того, в связи с неоплатой налоговым органом приняты меры по взысканию в порядке ст.46,47 НК РФ: вынесено постановление от 21.02.2018 и постановление от 18.02.2019, которые также не были исполнены административным ответчиком.

Как указывает административный истец у Федоровой О.А. имеется задолженность по уплате пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, а также задолженность по уплате пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС.

Указанную задолженность административный истец взыскивал в порядке приказного производства, однако в связи с поступившим возражением ответчика, судебный приказ был отменен (л.д.8-9).

В соответствии с ч. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч.3).

Таким образом, пени являются мерой ответственности плательщика налогов при наличии задолженности по уплате этих налогов либо сборов и не должна превышать размер этой задолженности.

Сумма недоимки по страховым взносам указана в требованиях о её уплате, постановлениях о взыскании налога, сбора. Сведений о её уплате административным истцом не представлено, не взыскивалась такая задолженность и в рамках приказного производства.

Таким образом, из документов, представленных административным истцом, невозможно однозначно определить наличие задолженности по уплате налогов и сборов, что, в свою очередь не дает определить правомерность начисления пени и их предельный размер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Удмуртской Республике к Федорова О.А. о взыскании пени по задолженности по страховым взносам – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021 года.

Судья Г.А.Шадрина

2а-317/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по УР
Ответчики
Федорова Ольга Анатольевна
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Гульфия Анатольевна
Дело на странице суда
kambarskiy.udm.sudrf.ru
20.07.2021Регистрация административного искового заявления
21.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2021Дело оформлено
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее