Решение по делу № 12-601/2020 от 28.09.2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

г. Дмитров 26 октября 2020 года

Судья Дмитровского городского суда Московской области Маковыйчук О.В., рассмотрев в судебном заседании, с участием председателя МООО «ОЗПП «Содействие» Катасонова В.В.,

жалобу Катасонова ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – председателя МООО «ОЗПП «Содействие» Катасонова ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Дмитровского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) должностное лицо – председатель МООО «ОЗПП «Содействие» Катасонов В.В., привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с указанным постановлением Катасонов В.В. обжаловал его, считая его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что он является председателем общественной организации, созданной и действующей в целях защиты прав потребителей. Все члены организации занимаются своей деятельностью на безвозмездной основе, штатных привлеченных по договору работников нет и обратное не доказано; он как председатель общественной организации не обязан сдавать форму СЗВ-М, так как застрахованных лиц для индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в организации не имеется. Требования по сдаче формы не обоснованы.

Катасонов В.В. в судебном заседании доводы жалобы подержал в полном объеме, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. Регистрация в ПФ РФ в качестве страхователя производится автоматически путем передачи налоговой инспекции сведений в пенсионный фонд. Общественная организация создана 4 учредителями, трудовые, гражданско-правовые договоры с ними либо иными гражданами не заключались, работники не нанимались. Зарплата либо иные вознаграждения не выплачиваются. Какие-либо отчисления в ПФ РФ не производятся, расчетный счет в банковский организациях отсутствует. Штатное расписание не составлялось.

Представитель ГУ УПФ РФ № 21 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, административный орган был извещен надлежащим образом.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения, находит жалобу в части отмены постановления по делу об административной правонарушении, подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно статьей 1 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При реализации указанной выше нормы федерального закона под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на выплаты по которым начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н, определено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.

В статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен; в результате назначения на должность или утверждения в должности.

При указанных обстоятельствах если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица относятся к работающим лицам.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору.

Соответственно, вопрос о необходимости предоставления общественными объединениями как страхователями по обязательному пенсионному страхованию отчетности по форме СЗВ-М зависит от того, оформлены ли трудовые отношения (заключены ли трудовые договоры) или гражданско-правовые отношения (заключены ли соответствующие договоры, в соответствии с которыми выплачиваются вознаграждения) с работниками указанных общественных объединений. В случае отсутствия такого оформления отношений предоставление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Как усматривается из материалов дела, основанием составления в отношении Катасонова В.В. как председателя МООО «ОЗПП «Содействие» протокола об административном правонарушении и в дальнейшем привлечения к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось непредставление им в ГУ УПФР по <адрес> и <адрес> сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, такой отчет был представлен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положений ч.1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Как следует из положений ч. 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Согласно положениям ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В то же время, согласно положениям ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Понятие состава административного правонарушения вытекает из ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

Составом административного правонарушения признается общественно вредное деяние со всеми характеризующими его обстоятельствами: временем, местом, способом, средствами и другими обстоятельствами совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, состоит ли Катасонов В.В. в трудовых, гражданско-правовых отношениях с МООО «ОЗПП «Содействие», то есть, является ли ее работником, имеются ли иные работники в данной организации, занимает ли Катасонов В.В. должность председателя МООО «ОЗПП «Содействие» на выборных началах или был назначен на данную должность, выплачивается ли Катасонову В.В. и иным работникам заработная плата (иное вознаграждение), производятся ли отчисления на работающих лиц.

При этом, Катасонов В.В. в судебном заседании пояснил, что общественная организация создана 4 учредителями, трудовые, гражданско-правовые договоры с ними либо иными гражданами не заключались, работники не нанимались. Зарплата либо иные вознаграждения не выплачиваются. Какие-либо отчисления в ПФ РФ не производятся, расчетный счет в банковский организациях отсутствует. Штатное расписание не составлялось.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которого было вынесено указанное постановлении.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 24 Дмитровского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – председателя МООО «ОЗПП «Содействие» Катасонова ФИО5, подлежит отмене, а дело прекращению на основании ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

На основании ч.3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Катасонова ФИО6 – удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка Дмитровского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – председателя МООО «ОЗПП «Содействие» Катасонова ФИО7 отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья:

12-601/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Катасонов Владислав Вячеславович
Суд
Дмитровский городской суд Московской области
Судья
Маковыйчук Олеся Васильевна
Статьи

15.33.02.-4.5474735088646E-13

Дело на странице суда
dmitrov.mo.sudrf.ru
29.09.2020Материалы переданы в производство судье
26.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее