Дело 2-2528/2022
УИД 75RS0001-02-2022-002092-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 августа 2022 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Чуносовой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова В.А. к филиалу ОАО «РЖД» - «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации морального вреда, предоставлению денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сафонов В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Истец с супругой Сафоновой В.В. проживают в доме по адресу: <адрес> 1983 <адрес> является собственником данного помещения. Проживание в доме до 2011 года было комфортно, так как участок железной дороги <адрес> был однопутным с тепловозной тягой, скорость движения поездов превышала 50 км.час в сутки проходило не более 15 поездов. Ситуация изменилась с 2011 года, когда на участке <адрес> была проведена реконструкция, он стал электрифицированным и двухпутным, на против дома был уложен дополнительный железнодорожный путь и заработала контактная сеть с напряжением в 27000 вольт. После реконструкции увеличилась пропускная способность поездов до 30-60 в сутки, возросла скорость движения поездов с 50 км.час до 60-80 км. час, увеличился вес поездов 3500 до 7000 тонн. При следовании такого поезда в квартире стоит шум, не возможно разговаривать, смотреть телевизор, все трясется, с вечера не возможно заснуть, за ночь приходится просыпаться от шума. С 2017 года истец и его супруга вышли на пенсию, все время проводят дома, проживание в сложившихся условиях стало не выносимо. Ссылаясь на проведенные измерения уровня звука, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в виде нравственных и физических страданий, с ежемесячной выплатой в сумме 20 000 руб начиная с ДД.ММ.ГГГГ до момента устранения вредных воздействий; обязать устранить нарушенные права посредством предоставления денежной компенсации на приобретение жилого помещения площадью не менее раннее занимаемой.
В судебном заседании истец требования поддержал по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что шум от проходящих поездов мешает осуществлять отдых в дневное и ночное время, лишает нормального сна, что не может не сказаться на состоянии здоровья. Проведенные замеры подтверждают превышение предельно допустимого уровня шумового воздействия в принадлежащем ему жилом помещении. Истец предоставил сведения о средней рыночной стоимости квадратного метра в Забайкальском крае и с учетом площади занимаемого сейчас жилого помещения просил взыскать с ответчика 4317173,72 руб.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» возражал против заявленных требований. Представил письменный отзыв на иск.
Третье лицо Сафонова В.В. подтвердила доводы истца о имеющихся шуме и вибраций в доме от проходящих мимо железнодорожных составов, что доставляет их семье неудобства и причиняет моральные страдания, мешает отдыху в ночное время. Повышенная вибрация, шум, препятствуют обычной жизнедеятельности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно частям 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 384-ФЗ размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от: воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания); воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения; ударного шума; шума, создаваемого оборудованием; чрезмерного реверберирующего шума в помещении.
В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение. Защита от шума должна быть обеспечена: в помещениях жилых, общественных и производственных зданий; в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.
В силу статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.20 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Пунктом 4.3 Свода правил СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума». Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что в общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать: на рабочих местах промышленных предприятий: рациональное с акустической точки зрения решение генерального плана промышленного объекта и рациональное объемно-планировочное решение производственных зданий; применение при строительстве и реконструкции производственных зданий: а) ограждающих конструкций зданий с требуемой звукоизоляцией; звукопоглощающих. Конструкций (звукопоглощающих облицовок, кулис, штучных поглотителей); звукоизолирующих кабин наблюдения и дистанционного управления; звукоизолирующих кожухов на шумных агрегатах; акустических экранов (выгородок); глушителей шума в системах вентиляции, кондиционирования воздуха и в аэрогазодинамических установках; виброизоляции технологического оборудования; б) в помещениях жилых и общественных зданий: рациональное объемно-планировочное решение жилого или общественного здания; применение при строительстве и реконструкции зданий: ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию; звукопоглощающих облицовок (в помещениях общественных зданий); глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха; виброизоляции инженерного и санитарно-технического оборудования зданий; в) на территории жилой застройки: применение рациональных приемов планировки и застройки городских и сельских поселений, городских округов, жилых районов, микрорайонов и кварталов; соблюдение санитарно-защитных зон (по фактору шума) промышленных и энергетических предприятий, автомобильных и железных дорог, аэропортов, предприятий транспорта (железнодорожных сортировочных станций, депо, автобусных и троллейбусных парков и т.п.); строительство шумозащитных зданий; сооружение придорожных шумозащитных экранов и устройство шумозащитных полос зеленых насаждений; г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия, аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов): рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории); применение: ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума; звукопоглощающих материалов и конструкций; звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.
В соответствии с пунктами 1.5, 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В силу п. 2 Постановления № обязанность по установлению санитарно-защитных зон возлагается на правообладателей объектов капитального строительства.
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также вышеперечисленных норм СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 разработка проекта санитарно-защитных зон является и является для общества обязательной.
В силу пункта 14 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до ДД.ММ.ГГГГ либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Пунктом 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Приведенные нормативно-правовые акты направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с супругой проживают по адресу: г <адрес> 1983 г. Площадь жилого помещения составляет 77,8 кв.м. В 1993 г. истец подписал договор о передачи спорного жилого помещения в собственность.
Как следует из ответа администрации городского поселения «Оловяннинское» разрешение на строительство и иные документы на основании которых жилой дом вводился в эксплуатацию отсутствуют.
Со ссылкой на комплексную реконструкцию ст.Карымская, истец указывает что произошло увеличение пропускной способности на участке дороге, расположенной возле его дома, увеличилась скорость поездов, а также увеличилась длина составов и время их прохождение, что создаёт больше шума вблизи дома истца.
По сведениям ОАО «РЖД» жилой дом по <адрес>, в <адрес>, 1983 года постройки, расположен напротив четного направления железнодорожного пути № ДД.ММ.ГГГГ км ПК 1+60 м, на расстоянии 25,15 метра от крайнего рельса и в зоне полосы отвода железной дороги не находится.
Железнодорожные пути №№ напротив <адрес>, построены в 1980 году и размещены на земляном полотне, возведенном при строительстве железнодорожной линии Тарская – Забайкальем. При проведении реконструкции участка <адрес> поперечного сдвига пути относительно первоначального положения оси не производилось, новой линии не прокладывалось.
По данным Службы корпоративной информатизации средний вес поездов на участках Карымская-Оловянная и Оловянная-Борзя за период с 2011 по 2021,2022 гг. уменьшился с максимального значения 4431 т в 2011г. до 3889 т в 2021г. На указанном участке железной дороги не наблюдается увеличения количества проследовавших поездов, напротив, имеется их уменьшение.
Доказательств того, что при проведении реконструкции участка <адрес> в период с 2005 по 2010 годы вдоль дома истца проводилась укладка железнодорожных путей и велись иные работы связанные с реконструкцией объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта материалы дела не содержат. Довод истца, что <адрес> попал в зону реконструкции не подтверждены. Учитывая, что реконструкция на данном участке дороги не проводилась, обязательств по определению санитарно-защитной зоны в месте нахождения <адрес> у ОАО «РЖД» не имеется, так как СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 может быть применяется только при реконструкции и новом строительстве.
Кроме того, согласно материалам дела железнодорожные пути №№ напротив <адрес> построены в 1980 году и размещены на земляном полотне, возведенном при строительстве железнодорожной линии Тарская-Забайкальск, то есть до возведения жилого дома. При этом, согласно нормам градостроительного законодательства (п.4.9 СНиП-60-75) жилую застройку запрещено размещать менее чем на 100 м от железнодорожных линий, считая от оси крайнего железнодорожного пути. ОАО «РЖД» строительство и ввод в эксплуатацию спорного дома не осуществляло. Соответственно, иным застройщиком при возведении жилого дома были допущены нарушения действующих требований к расположению жилого дома относительно железнодорожных путей. Превышение допустимых показателей уровней шума в жилом помещении может являться следствием, в том числе, несоблюдения строительных норм и правил, необеспечения надлежащих звукоизоляции жилого помещения, применение материалов, усиливающих шумовое воздействие.
Представленные истцом в качестве доказательства протоколы замеров уровня шума и вибрации, заключение эксперта от 13-ДД.ММ.ГГГГ сами по себе не являются бесспорными доказательствами, обязывающими возложить на истца компенсацию морального вреда и взыскание денежной суммы для приобретения иного жилого помещения.
Таким образом, факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации железнодорожного транспорта материалами дела не подтвержден. Оснований для удовлетворения требований иска не имеется. В удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сафонова В.А. к филиалу ОАО «РЖД» - «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации морального вреда, предоставлению денежной компенсации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2022 г.
Судья ___________________________ Е.С. Аксёнова