Решение по делу № 2-2528/2022 от 24.02.2022

Дело 2-2528/2022

УИД 75RS0001-02-2022-002092-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 августа 2022 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре                              Чуносовой М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова В.А. к филиалу ОАО «РЖД» - «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации морального вреда, предоставлению денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сафонов В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Истец с супругой Сафоновой В.В. проживают в доме по адресу: <адрес> 1983 <адрес> является собственником данного помещения. Проживание в доме до 2011 года было комфортно, так как участок железной дороги <адрес> был однопутным с тепловозной тягой, скорость движения поездов превышала 50 км.час в сутки проходило не более 15 поездов. Ситуация изменилась с 2011 года, когда на участке <адрес> была проведена реконструкция, он стал электрифицированным и двухпутным, на против дома был уложен дополнительный железнодорожный путь и заработала контактная сеть с напряжением в 27000 вольт. После реконструкции увеличилась пропускная способность поездов до 30-60 в сутки, возросла скорость движения поездов с 50 км.час до 60-80 км. час, увеличился вес поездов 3500 до 7000 тонн. При следовании такого поезда в квартире стоит шум, не возможно разговаривать, смотреть телевизор, все трясется, с вечера не возможно заснуть, за ночь приходится просыпаться от шума. С 2017 года истец и его супруга вышли на пенсию, все время проводят дома, проживание в сложившихся условиях стало не выносимо. Ссылаясь на проведенные измерения уровня звука, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в виде нравственных и физических страданий, с ежемесячной выплатой в сумме 20 000 руб начиная с ДД.ММ.ГГГГ до момента устранения вредных воздействий; обязать устранить нарушенные права посредством предоставления денежной компенсации на приобретение жилого помещения площадью не менее раннее занимаемой.

В судебном заседании истец требования поддержал по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что шум от проходящих поездов мешает осуществлять отдых в дневное и ночное время, лишает нормального сна, что не может не сказаться на состоянии здоровья. Проведенные замеры подтверждают превышение предельно допустимого уровня шумового воздействия в принадлежащем ему жилом помещении. Истец предоставил сведения о средней рыночной стоимости квадратного метра в Забайкальском крае и с учетом площади занимаемого сейчас жилого помещения просил взыскать с ответчика 4317173,72 руб.

    Представитель ответчика ОАО «РЖД» возражал против заявленных требований. Представил письменный отзыв на иск.

     Третье лицо Сафонова В.В. подтвердила доводы истца о имеющихся шуме и вибраций в доме от проходящих мимо железнодорожных составов, что доставляет их семье неудобства и причиняет моральные страдания, мешает отдыху в ночное время. Повышенная вибрация, шум, препятствуют обычной жизнедеятельности.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

              В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно частям 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 384-ФЗ размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от: воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания); воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения; ударного шума; шума, создаваемого оборудованием; чрезмерного реверберирующего шума в помещении.

В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение. Защита от шума должна быть обеспечена: в помещениях жилых, общественных и производственных зданий; в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.

В силу статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8.20 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Пунктом 4.3 Свода правил СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума». Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать: на рабочих местах промышленных предприятий: рациональное с акустической точки зрения решение генерального плана промышленного объекта и рациональное объемно-планировочное решение производственных зданий; применение при строительстве и реконструкции производственных зданий: а) ограждающих конструкций зданий с требуемой звукоизоляцией; звукопоглощающих. Конструкций (звукопоглощающих облицовок, кулис, штучных поглотителей); звукоизолирующих кабин наблюдения и дистанционного управления; звукоизолирующих кожухов на шумных агрегатах; акустических экранов (выгородок); глушителей шума в системах вентиляции, кондиционирования воздуха и в аэрогазодинамических установках; виброизоляции технологического оборудования; б) в помещениях жилых и общественных зданий: рациональное объемно-планировочное решение жилого или общественного здания; применение при строительстве и реконструкции зданий: ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию; звукопоглощающих облицовок (в помещениях общественных зданий); глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха; виброизоляции инженерного и санитарно-технического оборудования зданий; в) на территории жилой застройки: применение рациональных приемов планировки и застройки городских и сельских поселений, городских округов, жилых районов, микрорайонов и кварталов; соблюдение санитарно-защитных зон (по фактору шума) промышленных и энергетических предприятий, автомобильных и железных дорог, аэропортов, предприятий транспорта (железнодорожных сортировочных станций, депо, автобусных и троллейбусных парков и т.п.); строительство шумозащитных зданий; сооружение придорожных шумозащитных экранов и устройство шумозащитных полос зеленых насаждений; г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия, аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов): рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории); применение: ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума; звукопоглощающих материалов и конструкций; звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.

В соответствии с пунктами 1.5, 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В силу п. 2 Постановления обязанность по установлению санитарно-защитных зон возлагается на правообладателей объектов капитального строительства.

В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также вышеперечисленных норм СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 разработка проекта санитарно-защитных зон является и является для общества обязательной.

В силу пункта 14 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до ДД.ММ.ГГГГ либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Пунктом 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенные нормативно-правовые акты направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с супругой проживают по адресу: г <адрес> 1983 г. Площадь жилого помещения составляет 77,8 кв.м. В 1993 г. истец подписал договор о передачи спорного жилого помещения в собственность.

Как следует из ответа администрации городского поселения «Оловяннинское» разрешение на строительство и иные документы на основании которых жилой дом вводился в эксплуатацию отсутствуют.

Со ссылкой на комплексную реконструкцию ст.Карымская, истец указывает что произошло увеличение пропускной способности на участке дороге, расположенной возле его дома, увеличилась скорость поездов, а также увеличилась длина составов и время их прохождение, что создаёт больше шума вблизи дома истца.

По сведениям ОАО «РЖД» жилой дом по <адрес>, в <адрес>, 1983 года постройки, расположен напротив четного направления железнодорожного пути № ДД.ММ.ГГГГ км ПК 1+60 м, на расстоянии 25,15 метра от крайнего рельса и в зоне полосы отвода железной дороги не находится.

Железнодорожные пути № напротив <адрес>, построены в 1980 году и размещены на земляном полотне, возведенном при строительстве железнодорожной линии Тарская – Забайкальем. При проведении реконструкции участка <адрес> поперечного сдвига пути относительно первоначального положения оси не производилось, новой линии не прокладывалось.

По данным Службы корпоративной информатизации средний вес поездов на участках Карымская-Оловянная и Оловянная-Борзя за период с 2011 по 2021,2022 гг. уменьшился с максимального значения 4431 т в 2011г. до 3889 т в 2021г. На указанном участке железной дороги не наблюдается увеличения количества проследовавших поездов, напротив, имеется их уменьшение.

Доказательств того, что при проведении реконструкции участка <адрес> в период с 2005 по 2010 годы вдоль дома истца проводилась укладка железнодорожных путей и велись иные работы связанные с реконструкцией объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта материалы дела не содержат. Довод истца, что <адрес> попал в зону реконструкции не подтверждены. Учитывая, что реконструкция на данном участке дороги не проводилась, обязательств по определению санитарно-защитной зоны в месте нахождения <адрес> у ОАО «РЖД» не имеется, так как СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 может быть применяется только при реконструкции и новом строительстве.

Кроме того, согласно материалам дела железнодорожные пути № напротив <адрес> построены в 1980 году и размещены на земляном полотне, возведенном при строительстве железнодорожной линии Тарская-Забайкальск, то есть до возведения жилого дома. При этом, согласно нормам градостроительного законодательства (п.4.9 СНиП-60-75) жилую застройку запрещено размещать менее чем на 100 м от железнодорожных линий, считая от оси крайнего железнодорожного пути. ОАО «РЖД» строительство и ввод в эксплуатацию спорного дома не осуществляло. Соответственно, иным застройщиком при возведении жилого дома были допущены нарушения действующих требований к расположению жилого дома относительно железнодорожных путей. Превышение допустимых показателей уровней шума в жилом помещении может являться следствием, в том числе, несоблюдения строительных норм и правил, необеспечения надлежащих звукоизоляции жилого помещения, применение материалов, усиливающих шумовое воздействие.

Представленные истцом в качестве доказательства протоколы замеров уровня шума и вибрации, заключение эксперта от 13-ДД.ММ.ГГГГ сами по себе не являются бесспорными доказательствами, обязывающими возложить на истца компенсацию морального вреда и взыскание денежной суммы для приобретения иного жилого помещения.

Таким образом, факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации железнодорожного транспорта материалами дела не подтвержден. Оснований для удовлетворения требований иска не имеется. В удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сафонова В.А. к филиалу ОАО «РЖД» - «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации морального вреда, предоставлению денежной компенсации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2022 г.

                     Судья ___________________________ Е.С. Аксёнова

2-2528/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сафонов Виктор Алексеевич
Ответчики
Забайкальская железная дорога
Другие
Сафонова Валентина Викторовна
Администрация городского поселения "Оловянная"
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Аксенова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
31.01.2023Дело передано в архив
09.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее