УИД 74RS0033-01-2021-000604-06
Дело № 2-424/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 10 сентября 2021 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н. с участием помощника прокурора Нагайбакского района Могутновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Переселенческого сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор Нагайбакского муниципального района Челябинской области обратился в суд с требованиями к Администрации Переселенческого сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области о принятии мер по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Крупское Нагайбакского района Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указано, что при проверки прокуратурой района исполнения законодательства, направленного на охрану пожарной безопасности в Переселенческом сельском поселении выявлены нарушения действующего законодательства. Согласно проверки источников противопожарного водоснабжения п. Крупское - безводный населенный пункт, источников противопожарного водоснабжения не имеется, что представляет угрозу для жизни и здоровья населения. Отсутствие источников противопожарного водоснабжения на территории п. Крупское Переселенческого сельского поселения, стало возможным по причине бездействия со стороны администрации сельского поселения, которая не принимает действенных мер по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Просят обязать администрацию Переселенческого сельского поселения принять меры по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Крупское в течение 9 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.
Помощник прокурора Нагайбакского района Челябинской области Могутнова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик администрация Переселенческого сельского поселения о слушании извещена своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился,.
Третье лицо 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления по Челябинской области о дате и времени судебного заседания извещено, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся:
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
На основании ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст.3 данного Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности
Согласно ст. 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные или искусственные водоемы, а так же внутренний и наружный водопроводы (в том числе: питьевые, хозяйственно- питьевые, хозяйственные и пожарные)
В соответствии со ст. 68 Федерального закона « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территории поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения, в соответствии с законодательством РФ; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно ст. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Как установлено судом, при проведенной прокуратурой Нагайбакского района Челябинской области проверки установлено, что на территории Переселенческого сельского поселения Нагайбакского муниципального района в п. Крупское отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, что в случае возникновение пожара произвести пожаротушение не представляется возможным, поскольку на данной территории отсутствуют источники противопожарного водоснабжения.
Администрации поселения ДД.ММ.ГГГГ вручено предписание, для решения вопроса по принятию мер к устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, обеспечении первичных мер противопожарной безопасности. Устранении причин и условий, способствующих нарушению действующего федерального законодательства, принятию мер к недопущению их в дальнейшей работе.
По данным 68 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Челябинской области п. Крупское Переселенческого сельского поселения относятся к безводным населенным пунктам, в которых отсутствуют источники для пожаротушения.
В соответствии с п.п.4.1, 9.4, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения, требования пожарной безопасности» утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 178 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций.
Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м.; при наличии мотопомп - 100-150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Данные требования закона администрацией Переселенческого сельского поселения в п. Крупское не исполнены, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Затребованный прокурором срок 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, соответствует требованиям ч.2 ст. 206 Гражданского кодекса РФ и с учетом необходимых временных и материальных затрат для подготовки соответствующих документов и совершения регистрационных действий суд полагает его достаточным для принятия всех необходимых мер по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров на территории п. Крупское Переселенческого сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 56,67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Требования прокурора Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Переселенческого сельского поселения в течение девяти месяцев, со дня вступления решения в законную силу принять меры по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Крупское Нагайбакского района Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2021 года.