УИД 61RS0043-01-2022-001476-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Полупановой Н.С., секретаря судебного заседания Ивановой Л.А., помощника прокурора Милютинского района Водянниковой Е.Н., представителя администрации Милютинского сельского поселения на основании доверенности Ефименко М.С.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Милютинского сельского поселения об обязании устранить нарушения о погребении и похоронном деле,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к Администрации Милютинского сельского поселения в котором просит суд обязать Администрацию Милютинского сельского поселения создать и организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Милютинского района во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 02.04.2021г. № 7/1-57-2022г., проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Милютинского сельского поселения Ростовской области.
В ходе проверки установлено, что администрация Милютинского сельского поселения Ростовской области в нарушение ст. ст. 25.29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона от 28.12.2005г. № 436-ЗС « О местном самоуправлении в Ростовской области» специализированная служба по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не создана, полномочия, возложенные законодателем не реализованы. В вязи, с выявленными нарушениями прокурором района 25.04.2022г. в адрес главы администрации Милютинского сельского поселения Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Как следует из ответа № 227 от 17.05.2022г. администрации Милютинского сельского поселения на представление прокурора района, на территории Милютинского сельского поселения ритуальные услуги фактически осуществляются индивидуальными предпринимателями, оказывающими весь необходимый спектр услуг. Специализированные службы по вопросам похоронного дела отдельно в сельском поселении не создавались. На основании устава МУП АТП Милютинского района №324 от 30.04.2021г. на территории Администрации Милютинского сельского поселения свою деятельность в сфере погребения и похоронного дела осуществляет МУП АТП Милютинского района, учредителем которого является Администрация Милютинского района.
Таким образом, неисполнение администрацией Милютинского сельского поселения Ростовской области возложенной по закону обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела создает препятствие к реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Водянникова Е.Н. полностью поддержала иск прокурора Милютинского района по тем основаниям которые указаны в иске и просила суд его удовлетворить, в связи, с тем, что администрация Милютинского сельского поселения попросила срок исполнения решения суда до 6 месяцев, то она не возражает, против установления срока исполнения решения суда по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Милютинского сельского поселения Ефименко М.С., не возражала против удовлетворения требований прокурора, и просила предоставить срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выслушав участников процесса, суд находит, что исковые требования прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Милютинского сельского поселения об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
При рассмотрении дела, установлено, что прокуратурой Милютинского района во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 02.04.2021г. № 7/1-57-2022г., проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Милютинского сельского поселения Ростовской области.
В ходе проверки установлено, что администрация Милютинского сельского поселения Ростовской области в нарушение ст. ст. 25.29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона от 28.12.2005г. № 436-ЗС « О местном самоуправлении в Ростовской области» специализированная служба по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не создана, полномочия, возложенные законодателем не реализованы.
25.04.2022г. главе администрации Милютинского сельского поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе по созданию на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно ответа главы администрации № 227 от 17.05.2022г. администрации Милютинского сельского поселения на представление прокурора района, на территории Милютинского сельского поселения ритуальные услуги фактически осуществляются индивидуальными предпринимателями, оказывающими весь необходимый спектр услуг. Специализированные службы по вопросам похоронного дела отдельно в сельском поселении не создавались. На основании устава МУП АТП Милютинского района №324 от 30.04.2021г. на территории Администрации Милютинского сельского поселения свою деятельность в сфере погребения и похоронного дела осуществляет МУП АТП Милютинского района, учредителем которого является Администрация Милютинского района.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в МУП «Чистая станица» Милютинского района внесена запись об изменении сведений о юридическом лице о добавлении ОКВЭД, связанных с организацией деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления), организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения муниципального района и городского поселения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15).
Согласно части 3 статьи 14 названного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения из перечисленных в части 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005г. № 436-ЗС « О местном самоуправлении в Ростовской области» установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений ( п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ) является обязанностью органа местного самоуправления сельского поселения.
Статья 17 Закона об организации местного самоуправления не содержит исчерпывающего перечня полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, и предусмотрена возможность установления таких полномочий федеральными законами, уставами муниципальных образований.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), которым установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 2 названной статьи прямо предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Таким образом, создание специализированной службы органом местного самоуправления является гарантией безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающим услуги в сфере похоронного дела.
При этом законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе.
Кроме того, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд, считает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации сельского поселения о признании бездействия администрации Милютинского сельского поселения ростовской области об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
При этом принимая во внимание, что срок на который прокурор Милютинского района просит обязать администрацию Милютинского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, не установлен, суд считает чтоб исполнить решение суда, необходимо определить данный срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Милютинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Милютинского сельского поселения об обязании устранить нарушения о погребении и похоронном деле, удовлетворить.
Обязать Администрацию Милютинского сельского поселения в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2023г.
Судья: