Дело № 2-3911/2013 25 сентября 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем российской федерации
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.С.
при секретаре Васендиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Коновалова О.В. к ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» о взыскании неправомерно задержанной части заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
с участием истца Коновалова О.В., представителей Первичной профсоюзной организации филиала ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети» Баланиной Е.Д., Буториной О.В. (по доверенности от 12.03.2013), представителей ответчика Ляпчихиной Н.В. (по доверенности о 28.12.2012 № 787-12), Юрищева А.М. (по доверенности от 16.11.2012 № 576-12),
УСТАНОВИЛ:
Председатель Первичной профсоюзной организации филиала ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети», действующий в соответствии со ст. 23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», обратился в суд с иском в защиту интересов Коновалова О.В. к ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» о взыскании неправомерно задержанной части заработной платы, указав, что в нарушение требований ст. 153 ТК РФ Коновалову О.В. не была в полном объеме выплачена заработная плата, а именно, работа в праздничные дни 1, 2, 3, 6, 7 и 8 января 2013 года была оплачена работодателем в одинарном размере.
Уточнив исковые требования, Коновалов О.В. просит взыскать с ответчика невыплаченную часть заработной платы в размере 4176 рублей 48 копеек, компенсацию за задержку выплаты части заработной платы в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от задержанной суммы за каждый день просрочки за каждый день до вынесения судом решения в сумме 254 рубля 97 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований Первичная профсоюзная организация филиала ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети» указывает, что Коновалов О.В. с 29.10.1982 по настоящее время работает в ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» в должности электромонтера оперативно-выездной бригады, с 01.09.2012 истец работает во вновь образованном филиале ОАО «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети». 14.02.2013, получив расчетный листок, истец обнаружил, что работодателем не в полном объеме произведена оплата за январь 2013 года, а именно, работа в праздничные дни сверх установленной месячной нормы рабочего времени была оплачена в одинарном размере, а не в двойном.
В судебном заседании истец, представители Первичной профсоюзной организации филиала ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» «Санкт-Петербургские высоковольтные электрические сети» поддержали заявленные требования.
Представители ответчика представили письменные возражения на иск, пояснили, что заработная плата за спорный период была начислена истцу в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, а также трудового договора и дополнительными соглашениями к нему, заключенными с истцом, пояснив, что часы, отработанные истцом в праздники будут оплачены ему по окончании учетного периода, в связи с тем, что для работников, осуществляющих работу согласно графикам сменности производится суммированный учет рабочего времени.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ, работникам, получающим оклад, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Пунктом 4.1.12 Приложения №1 к Коллективному договору ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго», зарегистрированного в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга 16.01.2012, предусмотрена аналогичная системы оплаты труда работников в праздничные дни.
Согласно п. 2.5 Коллективного договора, для работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в соответствии с графиками сменности, производится суммированный учет рабочего времени, учетным периодом является календарный год.
В соответствии со ст. 2.2 Положения о суммированном учете рабочего времени работников ОАО «Ленэнерго», утвержденного приказом Генерального директора ОАО «Ленэнерго» от 19.12.2008 №242-з, в течение учетного периода оплата ежемесячной работы производится с учетом установленного должностного оклада, исходя из числа рабочих часов по норме. При этом, в соответствии с п. 2.6 Положения о суммированном учете, в случаях возникновения переработки рабочего времени согласно утвержденным графикам сменности и невозможности предоставления дополнительных дней отдыха оперативному персоналу в учетном периоде, после его окончания данная переработка признается как сверхурочная работа и оплачивается в соответствии с правилами, установленными Трудовым кодексом РФ, как сверхурочная работа.
Согласно трудовому договору № 740 от 31.12.2003 между Коноваловым О.В. и ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» и дополнительному соглашению от 20.08.2012 истцу установлен должностной оклад в размере 16900 рублей (л.д. 53-54, 55).
По приказу директора ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» № 66-у от 31.01.2013 в связи с производственной необходимостью ряду работников 2 ВВР, в том числе и истцу, произведена оплата работы в нерабочие праздничные дни в установленном порядке (л.д. 173-174). Истцу Коновалову О.В. произведена оплата в одинарном размере за 48 часов рабочего времени в размере 6264 рубля 72 копейки.
Согласно табелю учета рабочего времени, в январе 2013 года истец при норме рабочих часов в январе – 136 отработал 168 часов, при этом истец отработал в праздничные дни 48 часов: 1 января 2013 года – 12 часов, 2 января 2013 года – 2 часа, 3 января 2013 года – 10 часов, 6 января 2013 года - 12 часов, 7 января 2013 года – 2 часа, 8 января 2013 года – 10 часов (л.д.200).
Таким образом, работа в праздничные дни должна была быть оплачена работодателем с учетом того, что работа в эти дни производилась истцом сверх установленной нормы рабочего времени.
Доводы представителей ответчика о том, что указанные переработки будут оплачены истцу по окончании учетного периода, суд находит несостоятельными, так как порядок оплаты сверхурочной работы и работы в праздники, предусмотренный ст. ст. 152 и 153 ТК РФ, не идентичен.
При оплате сверхурочной работы, в соответствии со ст. 152 ТК РФ, оплата производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
В силу ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии с п.4.1 трудового договора истца, п.2.5 коллективного договора, для истца, осуществляющего трудовую деятельность согласно графику сменности, производится суммированный учет рабочего времени, учетным периодом является один год.
В соответствии со ст.153 абз.4 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Таким образом, оплата работы в праздники в двойном размере производится при отработке сверх установленной нормы рабочего времени за месяц, а не за учетный период.
Оплата работы в праздничные дни по правилам оплаты сверхурочной работы в конце учетного периода (для истца – один год) существенно нарушает права работника, установленные ст. 153 ТК РФ на оплату труда в праздничные дни не менее чем в двойном размере при выполнении работы сверх установленной месячной норма рабочего времени.
Данная позиция подтверждается также Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21, которым утверждено разъяснение «О компенсации за работу в праздничные дни» N 13/П-21, в соответствии с п.4 которого, при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже должна быть оплачена в двойном размере.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должна быть оплачена в двойном размере работа в праздничные дни, которая осуществлялась за пределами установленной нормы рабочего времени, то есть за 32 часа: (168 часов рабочего времени по табелю - 136 часов норма рабочего времени) х 130,515 среднечасовая заработная плата = 4176 рублей 48 копеек. При этом суд учитывает, что за работу в указанные истцом праздничные дни работодателем была произведена оплата в одинарном размере 6264 рубля 72 копейки (за 48 часов).
Суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты части заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (8,25 %, в соответствии с Указанием Банка России от 13.09.2012 № 2873-У) от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, то есть за 222 дня просрочки, начиная с 15 февраля 2013 года и по день вынесения судом решения – 25 сентября 2013 года, в размере 254 рубля 97 копеек (8,25 : 100 : 300 x 222 x 4176,48).
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п.63 абз.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» (в редакции 28.09.2010), учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке заработной платы).
Суд принимает во внимание, что в результате неправомерных действий работодателя были нарушены имущественные права истца, в связи с чем факт причинения работнику морального вреда суд считает установленным.
С учетом степени причиненных истцу нравственных страданий, материального положения сторон, размера суммы задолженности, суд взыскивает с ответчика в пользу истца 3000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В силу ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Коновалова О.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» в пользу Коновалова О.В. задолженность по заработной плате за работу в праздничные дни – 1, 2, 3, 6, 7 и 8 января 2013 года в размере 4176 (Четыре тысячи сто семьдесят шесть) рублей 48 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 254 (Двести пятьдесят четыре) рубля 97 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, а всего 7431 (Семь тысяч четыреста тридцать один) рубль 45 копеек.
Взыскать с ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 (Четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья