копия
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Можайск Московской области 24 апреля 2018 года
Судья Можайского городского суда Московской области Миронов А.С., при секретаре Зайцеве М.В., с участием представителя истицы Никитиной Ю.В., ответчика Гельбарта А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства Московской области к Колосову Максиму Владимировичу, Кудрову Михаилу Георгиевичу и Гельбарту Андрею Сергеевичу, 3-и лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельного участка их чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ земельного участка ответчика, -
у с т а н о в и л :
Комитет Лесного хозяйства МО обратился в суд с указанным иском, в котором просил истребовать из незаконного владения ответчиков часть лесного земельного участка в выделах № квартала № Бородинского сельского участкового лесничества, входящего в состав земельного участка с кадастровым №, находящегося в долевой собственности ФИО1 (39/100 долей), ФИО2 (34/100 долей) и ФИО3 (27/100 долей), что установлено ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Можайского участкового лесничества в результате обхода указанного лесного участка и подтверждено справкой и.о. председателя Комитета лесного хозяйства ФИО8
В судебном заседание представитель истца настаивала на удовлетворении требований доверителя по основаниям, указанным в его иске.
Ответчик Гельбарт А.С. иск не признал, считая его необоснованным, ссылаясь на изменения в земельном законодательстве, в соответствии с которыми споры по границам между собственниками земельных участков и земельными участками лесного фонда разрешаются в пользу собственников земельных участков.
Ответчик - Колосов М.В., Кудров М.Г., извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, возражений на иск не представили, в связи с чем, суд, с учётом мнения участников процесса и положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, считал возможным рассмотреть дело в отсутствие данных ответчиков.
Представитель 3-го лица – Управление ФСГРК и К по МО, Крымова Н.А., в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, разрешение иска оставила на усмотрение суда.
Третье лицо – ФГУБ «ФКП Росреестра» по МО, извещавшееся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах его неявки не сообщило, отзыва на иск не представило.
Суд, заслушав явившуюся сторону и исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из пояснений явившихся сторон и материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> м2, с кадастровым №, находящийся в долевой собственности ФИО1 (39/100 долей), ФИО2 (34/100 долей) и ФИО3 (27/100 долей), относящийся землям сельскохозяйственного назначения, с разрешённым видом использования «для сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выделы № квартала № Бородинского сельского участкового лесничества входят в состав лесного участка, категория земель «земли лесного фонда», общей площадью <данные изъяты> м2, с условным №, собственником которого является Российская Федерация. Границы указанного земельного участка в установленном законом порядке не установлены и в ЕГРН не внесены, но определены таксационным описанием лесных угодий Можайского р-на, планом лесных участков Можайского р-на, выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Из акта, составленного должностными лицами Можайского участкового лесничества ДД.ММ.ГГГГ справки и.о. председателя Комитета лесного хозяйства ФИО8, составленной на основании данных, содержащихся в РГИС МО, установлено пересечение пересечении границ лесного земельного участка в выделах № квартала № Бородинского сельского участкового лесничества, с границами земельного участка №, принадлежащего ответчикам.
Заключением судебной землеустроительной экспертизы от земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> м2, находившийся в долевой собственности ФИО1 (39/100 долей), ФИО2 (34/100 долей) и ФИО3 (27/100 долей), ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учёта, в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми №№
Поскольку фактические границы земельных участков ответчиков не закреплены на местности объектами искусственного происхождения (забор, металлические столбы и т.д.) определить конкретные размеры несоответствия их фактических границ и площади сведениям об этом же, содержащимся в ЕГРН, не представилось возможным.
Также эксперты не смогли установить конкретные размеры несоответствия фактических границ и площади лесного земельного участка с условным №, т.к. его границы на местности не закреплены, не поставлены на государственный кадастровый учёт, а полученные по материалам лесоустройства границы не соответствуют фактическим границам лесного урочища, в том числе, отражённые на картографической основе специализированной геодезической системы карты «Ведомственная информационная система Главного управления архитектуры и градостроительства».
При этом, границы земельных участков с кадастровыми №№ (принадлежит ФИО2), № (находится в общей долевой собственности ФИО1 – 38/100 долей, ФИО3 – 44/100 доли, и ФИО2 – 18/100 доли) и № (принадлежит ФИО3) пересекаются с границами лесного земельного участка с условным № в квартале 27 выдела 63 Бородинского сельского участкового лесничества: ЗУ № – площадь пересечения 209 м2; ЗУ № – площадь пересечения 688 м2, и ЗУ № – площадь пересечения 5513 м2.
Данные пересечения, по мнению экспертов, стали следствие реестровой (кадастровой) ошибки, которая могла произойти из-за отсутствия согласования границ земельных участков ответчиков со смежным собственником лесного участка. Для устранения этой реестровой ошибки экспертами предлагается 3-и варианта.
Статьёй 12 ГК РФ установлено: защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч.1 ст.64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
В п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Частями 1 и 3 ст.6 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст.7 ЛК РФ).
В соответствии со ст.67 и 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, могут относиться материалы землеустройства (сведения единого государственного реестра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе, планы лесных участков (планшеты).
Спорные земельные участки с кадастровыми №№ (принадлежит ФИО2), № (находится в общей долевой собственности ФИО1 – 38/100 долей, ФИО3 – 44/100 доли, и ФИО2 – 18/100 доли) и № образованы из земельного участка с кадастровым № №№, №, поставленного на кадастровый учёт, с определение конкретных геодезических координат, ДД.ММ.ГГГГ, приобретены в собственность ответчиков ДД.ММ.ГГГГ.
Лесной участок с кадастровым №, пересекающий в квартале 27 выдела 63 Бородинского сельского участкового лесничества с земельными участками ответчиков, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ на основании таксационного описания, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени точные координаты границ данного участка не определены, не поставлены на кадастровый учёт, что установлено названным выше заключением экспертов.
Обосновывая свои доводы о том, что часть спорных земельных участков с кадастровыми №№, принадлежащих ответчикам, незаконно находятся в пользовании последних, поскольку расположены на землях лесного фонда, истец ссылается на Акт обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Можайского участкового лесничества и справку и.о. председателя Комитета лесного хозяйства ФИО8, составленную на основании данных, содержащихся в РГИС, на план лесных участков 2005-2008 годов, таксационное описание, составленное ДД.ММ.ГГГГ и выписку из государственного лесного реестра о лесных кварталах и таксационных выделах от ДД.ММ.ГГГГ.
Государственная информационная система Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 г. № 1335/38 и представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 г. провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым №, из которого были созданы земельные участки с кадастровыми №№, №, была осуществлена 29.10.2010 г., то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 г. № 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (п.1 ст.4 Закона).
Часть 1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит: государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с ч.9 ст.14 этого же Закона информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Тем самым, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в ЕГРН, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Между тем, указанные выше справки о пересечении границ земельного участка, план лесных участков, таксационное описание и выписка из государственного лесного реестра, сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов, не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В ходе судебного разбирательства экспертами установлено, что границы лесного земельного участка с условным №, на государственном кадастровом учёте не стоят, а его границы, полученные по материалам лесоустройства, не соответствуют фактическим границам лесного урочища, в том числе, отражённым на картографической основе специализированной геодезической системы карты «Ведомственная информационная система Главного управления архитектуры и градостроительства». При этом, экспертами указано, что причиной обозначенных выше пересечений спорных земель является реестровая (кадастровая) ошибки, которая может быть исправлена по 3-м вариантам, при которых, во всяком случае должны устанавливаться геодезические координаты лесного земельного участка по конкретным координатам.
Тем не менее, таких требований истцом не заявлялось, а заявленные по данному спору требования не уточнялись в соответствии с экспертным заключением.
Кроме того, 11.08.2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым, в том числе, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.) и в Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.).
Так, новой редакцией ч.3 ст.14 Федерального закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ предусмотрено: в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.6 ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г., положения ч.3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Положениями ч.7 ст.62.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено: земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 01.01.2016 г, и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 г., земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.) оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений пп.6 п.3 настоящей статьи.
Таким образом, положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие,
Как установлено судом, право собственности ответчиков на спорные земельные участки возникло 15.07.2015 г., т.е. до введения в действие Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»
Тем самым, части земельных участков с кадастровыми №№, пересекающиеся с лесным земельным участком с условным №, не могут быть отнесены к землям лесного фонда и, как следствие, изъяты из владения ответчиков.
Разрешая вопрос о взыскании расходов по проведению землеустроительной экспертизы, с уд руководствуется следующим:
В соответствии со ст.94 ГПК РФ, - к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу требований ч.3 ст.95 ГПК РФ, - эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку в удовлетворении иска заявителю отказано, то с Комитета лесного хозяйства МО в пользу ГУП МО «МОБТИ» подлежит взысканию расходы по проведения судебной экспертизы в размере 150000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л :
В удовлетворении иска Комитета Лесного хозяйства Московской области к Колосову Максиму Владимировичу, Кудрову Михаилу Георгиевичу и Гельбарту Андрею Сергеевичу, 3-и лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании земельного участка их чужого незаконного владения и исключении из ГКН сведений о части границ земельного участка ответчика, отказать.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области (143407) М.О., г.Красногорск-7, б-р Строителей, д.1) в пользу Взыскать в пользу ГУП МО «МОБТИ» (143421, М.О., Красногорский р-н, 26 км автодороги «Балтия», бизнес-центр «Рига-Ленд», стр.Б2, <данные изъяты>) 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей – в счёт возмещения расходов по проведения судебной экспертизы.
Меры по обеспечению иска о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО совершать регистрационные действия в отношении земельного участка площадью 65900 м2, с кадастровым №, установленные определением Можайского горсуда суда от 13.02.2017 г., отменить по вступлении решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московской областном суде через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. МИРОНОВ
Заочное решение суда в окончательной форме принято 29 апреля 2018 года
Судья А.С. МИРОНОВ
копия верна _______________________ (Миронов)