Дело № 12-34/2024
25RS0026-01-2024-000612-74
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пгт Лучегорск 09 октября 2024 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Новоградская В.Н., с участием:
представителей администрации Пожарского муниципального округа Приморского края, Бирюкова А.С., Поткиной О.П.,
рассмотрев жалобу администрации Пожарского муниципального округа Приморского края на постановление исполняющего обязанности заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин»» Климовой А.К. от 12.07.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя директора – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин»» Климовой А.К. № 25/23-24 от 12.07.2024 юридическое лицо администрация Пожарского муниципального округа Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере шестисот тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации Пожарского муниципального округа Приморского края обратился в суд с жалобой, в которой указал что постановление является незаконным и необоснованным, поскольку при проведении обследования территории с. Охотничий представитель администрации отсутствовал, о проведении обследования администрация не уведомлялась, факт проведения обследования в установленное время не подтверждается, акт обследования к протоколу не приложен и к материалам дела не приобщен. Соответственно, установить момент совершения правонарушения не представляется возможным, в связи с чем, квалифицировать правонарушение по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ невозможно. Территория с. Охотничий относится к землям населенных пунктов, в связи с чем подлежат применению правила противопожарного режима в РФ от 16.09.2020 №1479, в связи с чем заместителем директора ФГБУ «Национальный парк «Бикин» Климовой А.К. были превышены полномочия по составлению протокола и вынесению постановления. За совершение того же деяния, выразившегося в отсутствии противопожарной минерализованной полосы, глава администрации Пожарского муниципального округа Приморского края 18.04.2024 государственным инспектором ОНДиПР по ПМР УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Просит отменить постановление №25/23-23 по делу об административном правонарушении от 12.07.2024; производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители администрации Пожарского муниципального округа доводы жалобы поддержали, просят ее удовлетворить.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Приморского края от 16.02.2024 № 101-пп установлен срок начала пожароопасного сезона в 2024 году, в том числе на территории Пожарского района с 15 марта 2024.
Из перечня населённых пунктов Приморского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтах (природных) пожаров, являющегося приложением к постановлению от 16.02.2024 №101-пп следует, что с. Охотничье Пожарского муниципального округа относится к населенному пункту, подверженному угрозе лесных пожаров.
Постановлением администрации Пожарского муниципального округа Приморского края от 07.05.2024 №438-па в целях предотвращения возникновения пожаров на территории Пожарского муниципального округа введен особый противопожарный режим с 07.05.2024.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В п. 7.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" также сказано, что к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В соответствии с Уставом Пожарского муниципального округа Приморского края администрация Пожарского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального округа, наделённым Уставом собственными полномочиями по вопросам местного значения (п.1 ст.20 Устава). К вопросам местного значения, в том числе, входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа (пп.14 п.1 ст.5 Устава), а также организация защиты лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального округа (пп.28 п.1 ст.5 Устава).
Согласно пп.2 ст.2 Устава в состав территории Пожарского муниципального округа входит, в том числе, населенный пункт с. Охотничий.
В соответствии с п. 1 Правил настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с паспортом населенного пункта с. Охотничий, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденных главой Пожарского муниципального округа установлены требования пожарной безопасности, установленные законодательством РФ.
На основании приказа №109 от 13 мая 2024 ФГБУ «Национальный парк Бикин» инспектора в области охраны окружающей среды Барыльник И.А. в период с 15.05.2024 по 17.05.2024 направлен в с. Охотничий для патрулирования территории в соответствие с плановым (рейдовым) заданием на проведение осмотра, обследования территории национального парка «Бикин».
Согласно Акту №106-24 от 18 мая 2024 в период с 15.05.2024 по 17.07.2024 проведено обследование территории Охотничьего участкового лесничества по факту выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах на осмотренных участках согласно Акту осмотра.
Из Акта осмотра территории (участка местности) №12-24 от 17 мая 2024 и приложенных к нему фото снимков государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» Барыльником И.А. произведен осмотр территории с. Охотничий, расположенного в границах особо охраняемой природной территории федерального значения национальный парк «Бикин», земли населенных пунктов. Обследование проводилось в условиях действующего на территории Пожарского муниципального округа Приморского края особого противопожарного режима. В ходе проверки установлено, что границы населенного пункта в географических координатах GPS №46.52515 Е136.94054, GPS №46.42366 Е136.95597, GPS №46.52232 Е136.96174, GPS №46.51146 Е136.97052 прилегают к лесу (покрытые лесной растительностью земли) на всем протяжении (3,6 км.) не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ леса, не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, равно, как и не ограждены от границ леса естественным противопожарным барьером в виде: дороги или водной артерии (ручья, реки, озера и т.п.). Дорога прилегающая к лесу полностью заросла древесно-кустарной растительностью и сорной травой, мероприятия по ее обустройству не проводились, полосы отвода отсутствуют; слева и справа дорога (на всем протяжении 10 км.) не очищена от границ леса от сухой травянистой растительности, валежника, кустарника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ леса, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
По результатам обследования территории с. Охотничий установлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614. Названные нарушения создают риск возникновения лесных пожаров и усугубления пожароопасной обстановки в случае ЧС связанных с лесным пожаром и другими ландшафтами (природными) пожарами, тем самым создает угрозу причинения вреда уникальным природным комплексам ООПТ национальный парк «Бикин».
Из выписки о границах между субъектами РФ, границе муниципального образования и границе населённого пункта от 20.01.2022 и Выписки о зоне с особыми условиями использования территорий от 17.03.2021 следует, что земельный участок с номером 25:15-6.553 имеет границы особо охраняемой природной территории. Наименование зоны (территории) по документу: Особо охраняемая природная территория национального парка «Бикин».
Из ответа специалиста по развитию туризма ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 19.06.2024 следует, что в период с 01.01.2024 по 17.07.2024 заявлений на выдачу разрешений на посещение территории национального парка «Бикин», а именно территории с. Охотничий Пожарского муниципального округа в целях осуществления его подготовки (противопожарных мероприятий) к пожароопасному сезону и особому противопожарному режиму от представителей администрации Пожарского муниципального округа Приморского края не поступало.
С данным заявлением глава администрации Пожарского муниципального округа Приморского края обратился к директору ФГБУ «Национальный парк «Бикин» 17.07.2024 №6112/01-04-10.
08.07.2024 исполняющим обязанности заместителя директора в области охраны окружающей среды – заместителем главного государственного инспектора в обрасти охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» в отношении администрации Пожарского муниципального округа Приморского края составлен протокол серии 25 №000619 в присутствии представителя администрации Пожарского муниципального округа Приморского края.
В объяснении от 08.07.2024 представитель администрации Пожарского муниципального округа Приморского края, присутствующий при составлении протокола пояснил, что с протоколом не согласен, так как при проверке представитель администрации не присутствовал, о проведении проверки не уведомлялся.
Выявленные нарушения противопожарного законодательства на территории с. Охотничий администрации Пожарского муниципального округа Приморского края в границах ООПТ Национальный парк «Бикин», являются нарушениями пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614.
События возникли в период действия на территории Пожарского муниципального округа особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Приморского края от 16.02.2024 года № 101-пп «О начале пожароопасного сезона на территории Приморского края в 2024», постановлением администрации Пожарского муниципального округа Приморского края от 07 мая 2024 года № 438-па «О введении дополнительных мер пожарной безопасности и введении особого противопожарного режима на территории Пожарского муниципального округа».
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для вынесения 12.07.2024 в отношении администрации Пожарского муниципального округа Приморского края постановления № 25/23-24 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией Пожарского муниципального округа Приморского края правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением от 16.02.2024 №101-пп и приложенным к нему перечнем населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров; постановлением №438-па от 07.05.2024; паспортом населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров; приказом №109 от 13.05.2024 о направлении на территорию для выполнения задания; плановым заданием от 13.05.2024; актом планового (рейдового) задания №106-24; актом осмотра территории (участка местности) №12-24 от 17.-5.2024, приложенной к нему фото-таблицей; ответом специалиста по развитию туризма ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 19.06.2024; протоколом 25 №000619 о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях от 08.07.2024, фото и видеоматериалом.
Администрация Пожарского муниципального округа является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, поскольку в соответствии с Уставом именно на нее возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа, организация и защита лесов особо охраняемых природных территорий расположенных в границах муниципального округа, в том числе населенном пункте Охотничий.
Видеофайлом к акту осмотра территории от 17.05.2024 подтверждается наличие на территории с. Охотничий лесных насаждений наличие на земельном участке сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Довод жалобы о том, что за совершение того же деяния, выразившегося в отсутствии противопожарной минерализованной полосы, глава администрация Пожарского муниципального округа Приморского края 18.04.2024 уже был привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является необоснованным. Диспозиция ч. 1 ст.20.4 КоАП предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи. Таким образом, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к правонарушению, описанному в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях, и распространяется на правонарушения, выражающиеся в нарушении правил пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 23.25 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренные ст. 8.32 КоАП РФ.
Поскольку ФГБУ «Национальный парк «Бикин» осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Пожарском муниципальном районе Приморского края, в связи с чем вправе составлять протоколы и выносить постановления за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий и прочие в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий, что само по себе исключает возможность уведомления какого-либо лица о проведении такого рода контрольного мероприятия.
Поскольку проверка территории с. Охотничий была проведена ФГБУ «Национальный парк «Бикин» на основании планового (рейдового) задания на проведение рейдового осмотра, извещение представителя администрации о проведении данного осмотра не требовалось, в связи с чем довод жалобы о незаконности составления Акта осмотра в отсутствие представителя администрации не может быть принят во внимание.
При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрацией Пожарского муниципального округа Приморского края приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных причин, препятствующих соблюдению администрацией требований Правил пожарной безопасности в лесах, из материалов дела не усматривается.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия администрацией Пожарского муниципального округа Приморского края исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличие объективной невозможности соблюдения установленных требований Правил в материалы дела н представлено, прихожу к выводу о наличии в действиях администрации вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Таким образом, администрация Пожарского муниципального округа Приморского края привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ обоснованно, сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем, имеются основания для изменения размера назначенного административного штрафа.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
В соответствии с ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Принимая во внимание финансовое положение администрации Пожарского муниципального округа Приморского края, отсутствие неблагоприятных последствий и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, считаю назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 300 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление исполняющей обязанности заместителя директора в области охраны окружающей среды – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» Климовой А.К. № 25/23-24 от 12 июля 2024 года в отношении администрации Пожарского муниципального округа Приморского края по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, снизить размер административного штрафа до 300000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу администрации Пожарского муниципального округа Приморского края без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти дней с момента получения его копии. Жалоба подлежит подаче в Пожарский районный суд.
Судья Новоградская В.Н.
Копия верна:
Судья Новоградская В.Н.
Секретарь Дубинец Н.А.