Решение по делу № 3а-277/2019 от 19.08.2019

дело № 3а-277/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Калинкович И.С.,

с участием прокурора Распоповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2019 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», в части включения лесных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос,

установил:

решением Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос» утверждена корректировка генерального плана сельского поселения «Корткерос». Данный нормативный правовой акт размещен 21 февраля 2008 года на специально изготовленных стендах, расположенных в администрации сельского поселения «Корткерос».

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», в части включения в границы населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос лесных участков лесного фонда, расположенных в пределах лесных кварталов 11, 12, 220 (10), 222 (21), 223 (25) Корткеросского участкового лесничества Корткеросского лесничества Республики Коми. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что оспариваемым в части нормативным правовым актом находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанного населенного пункта, входящего в состав территории сельского поселения «Корткерос», с нарушением процедуры согласования проекта корректировки Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований». Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Шаровская Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Величко Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с административном иском не согласилась.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Правительства Республики Коми Оникул Е.В. с административным иском согласилась, просила его удовлетворить, поддержав позицию административного истца.

Заинтересованные лица - Министерство экономического развития российской Федерации, администрация муниципального образования сельского поселения «Корткерос», администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский», ГУ «Корткеросское лесничество», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Коми, ТУ Росимущество по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Шаровскую Н.Н., представителя административного ответчика Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Величко Н.В., представителя заинтересованных лиц – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Правительства Республики Коми Оникул Е.В., заслушав заключение прокурора Распоповой О.Л., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.

Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 года № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакциях, действовавших на дату принятия решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Муниципальное образование на территории поселения Корткерос имеет статус сельского поселения и входит в состав муниципального района «Корткеросский». В состав муниципального образования на территории поселения Корткерос входит село Корткерос (статья 2 Устава муниципального образования сельского поселения «Корткерос», статья 63 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми»).

В соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования сельского поселения «Корткерос»», принятого решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 17 февраля 2006 года № 1-5/1, действовавшего на дату принятия оспариваемого решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9, представительным органом муниципального образования сельского поселения «Корткерос» является Совет муниципального образования сельского поселения «Корткерос».

Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 11 статьи 42 Устава муниципального образования сельского поселения «Корткерос» предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается решением Совета поселения и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Таким образом, оспариваемая в части корректировка Генерального плана сельского поселения «Корткерос», утвержденная решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9, принята уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме, была надлежащим образом обнародована путем размещения на информационных стендах администрации поселения, и по этим основаниям не оспаривается.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой корректировки Генерального плана), к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 названного Федерального закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Указанной корректировкой Генерального плана, утвержденной названным решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9, установлены границы села Корткерос, в которые частично включены лесные участки земель лесного фонда, расположенные в пределах лесных кварталов 11 (площадь 28,5 га), 12 (площадь 1,5 га), 220 (10) (площадь 148 га), 222 (21) (площадь 163 га), 223 (25) (площадь 81 га) Корткеросского участкового лесничества Корткеросского лесничества Республики Коми.

Как усматривается из материалов дела, указанные лесные участки, расположенные в Корткеросском участковом лесничестве Корткеросского лесничества Республики Коми (кварталы 11, 12, 220 (10), 222 (21), 223 (25)), относятся к землям лесного фонда, входят в состав лесных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> площадью ..., <Номер обезличен> площадью ..., расположенных в Корткеросском районе Республики Коми, находящихся в собственности Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки (<Номер обезличен>, <Номер обезличен>) зарегистрировано в установленном законом порядке (регистрационные записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответственно от 15 декабря 2004 года и от 17 июня 2005 года).

В ходе мероприятий, осуществленных Федеральным агентством лесного хозяйства и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Севлеспроект», установлено частичное наложение границ населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Корткеросского участкового лесничества Корткеросского лесничества Республики Коми. Доказательств обратного суду не представлено.

Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, в том числе реестрами, фрагментами графического наложения границ населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос на материалы лесоустройства Корткеросского лесничества, выполненными филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект», а также материалами лесоустройства (копии планшетов), таксационными описаниями, картографическими материалами сельского поселения «Корткерос».

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проектов генерального плана поселения, корректировки генерального плана поселения, предусматривающих включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, часть 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В период подготовки корректировки Генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Положение о согласовании).

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта документа территориального планирования органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Таким образом, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого акта законодательства, проект корректировки Генерального плана сельского поселения «Корткерос», предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого сельского поселения, мог быть утвержден решением Совета сельского поселения «Корткерос» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Следовательно, законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В данном случае в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект корректировки Генерального плана сельского поселения «Корткерос» не согласовывался с Рослесхозом и был утвержден при отсутствии заключения Рослесхоза, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования, поскольку в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект оспариваемой корректировки Генерального плана представляться на утверждение представительному органу сельского поселения и утверждаться им не мог.

Доказательств, свидетельствующих о соблюдении выполнения процедуры согласования и получения сводного заключения на проект корректировки Генерального плана, так же как и направления ходатайств в Рослесхоз о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Таким образом, принимая во внимание, что при подготовке проекта корректировки Генерального плана сельского поселения «Корткерос» нарушена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта, входящего в состав указанного муниципального образования, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания корректировки Генерального плана сельского поселения «Корткерос», утвержденной решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», недействующей в оспариваемой части.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого корректировка Генерального плана сельского поселения «Корткерос» должна быть признана недействующей в оспариваемой части, суд полагает, что поскольку до принятия решения суда она применялась, и на основании нее реализовывались права граждан и организаций, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, она подлежит признанию недействующей в оспариваемой части со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», в части включения лесных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос, удовлетворить.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу корректировку Генерального плана сельского поселения «Корткерос», утвержденную решением Совета сельского поселения «Корткерос» от 15 февраля 2008 года № I-19/9 «Об утверждении корректировки генерального плана сельского поселения «Корткерос», в части включения в границы населенного пункта сельского поселения «Корткерос» - села Корткерос лесных участков лесного фонда, расположенных в пределах лесных кварталов 11 (площадь 28,5 га), 12 (площадь 1,5 га), 220 (10) (площадь 148 га), 222 (21) (площадь 163 га), 223 (25) (площадь 81 га) Корткеросского участкового лесничества Корткеросского лесничества Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

<Адрес обезличен>

<Адрес обезличен>

<Адрес обезличен>

3а-277/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет МО сельского поселения "Корткерос"
Другие
ГУ "Корткеросское лесничество"
Управление Росреестра по РК
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Минприроды РК
Правительство РК
Министерство Экономического Развития РФ
Администрация МО МР "Корткеросский"
ТУ Росимущества по РК
АСП "Корткерос"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
16.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее