Дело № 2А – 5081/2021
45RS0026 – 01 – 2021 – 005080– 90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.05.2021 г. Курган
Судья Курганского городского суда Курганской области Новикова А.В.,рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану к Григорьевой И.С. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц в размере 5 085 рублей 24 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кургану обратилась в суд с административным исковым заявлением к Григорьевой И.С. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц в размере 5 085 рублей 24 копейки.
В обоснование иска указано, что ответчик является собственником недвижимого имущества, автомобилей, указанных в налоговом уведомлении, кроме того, в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являлась плательщиком страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Обязанность по уплате налогов, взносов ответчиком не исполнена в установленный законом срок, в ее адрес было направлено требование об их уплате, которое также осталось не исполненным, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в последующем был отменен Григорьевой И.С.
В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации.
Квартира, иные строения, помещения и сооружения являются объектами налогообложения на основании ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по уплате налога на имущество физических лиц является календарный год.
Установлено, что Григорьева И.С. является собственником недвижимого имущества, указанного в налоговом уведомлении № 66238769 от 22.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик - физическое лицо вправе уплатить налог досрочно, в том числе до получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установлено, что Григорьева И.С. является собственником автомобиля, указанного в налоговом уведомлении № 66238769 от 22.08.2019.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Руководствуясь статьями 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации, должнику направлено требование от 13.02.2020 об уплате налога и пени, которое осталось неисполненным.
Из расчета ИФНС России по городу Кургану за ответчиком числится задолженность по:
- транспортному налогу за 2018 год в размере 1 357 рублей 76 копеек, пени в размере 34 рубля 69 копеек,
- налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 037 рублей 24 копейки, пени в размере 77 рублей 60 копеек.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание то, что ответчик не оспаривал факта неоплаты задолженности на день рассмотрения дела, сведений о льготах по уплате налога и пени не представил, расчет, представленный истцом не оспаривал, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по г. Кургану о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Григорьевой И.С. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования город Курган в размере 400 рублей.
Кроме того, административным истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 181 рубль 11 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 46 рублей 98 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 180 рублей 05 копеек за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу с 01.01.2017 года, однако, поскольку спорные отношения возникли между сторонами до 01.01.2017, суд полагает применить к ним положения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование плательщику страховых взносов начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате.
Установлено, что Григорьева И.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя до 23.01.2017, в связи с чем являлась страхователем по обязательному пенсионному, медицинскому страхованию в УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонном) и плательщиком страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за всеми индивидуальными предпринимателями.
Григорьева И.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.01.2017, кроме того, согласно сведениям ИФНС России по г. Кургану недоимка по пеням возникла до 01.01.2017.
Следовательно, требования о взыскании вышеуказанной задолженности удовлетворению не подлежат, поскольку данная задолженность сложилась за период времени до 01.01.2017, соответственно Григорьева И.С. является лицом, в отношении которого должно быть принято решение о списании указанной задолженности по пеням.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 181 рубль 11 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 46 рублей 98 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 180 рублей 05 копеек за периоды, истекшие до 01.01.2017.
ИФНС России по г. Кургану заявлены требования о взыскании с Григорьевой И.С. пени по налогу на доходы физических лиц в размере 153 рубля 77 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 рубля 67 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 11 рублей 37 копеек за периоды, начиная с 01.01.2017.
Григорьева И.С. в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком налога на доходы, полученного от осуществления предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом административному ответчику направлено требование № 66103 от 11.07.2019 об уплате пени по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц.
Из представленных административным истцом в материалы дела доказательств (требования и расчета пеней) невозможно определить и в самом административном иске не отражен период образования пеней и суммы на которые они начислены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.02.2015 № 422-0 отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ).
С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате пеней, подлежащих принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Налоговым органом не представлены доказательства принудительного (судебного) взыскания в установленном законом порядке налогов и страховых взносов на которые начислены пени, либо доказательства их добровольной оплаты ответчиком с пропуском установленных сроков.
При таких обстоятельствах указанные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану к Григорьевой И.С. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц в размере 5 085 рублей 24 копейки удовлетворить частично.
Взыскать с Григорьевой Инны Сергеевны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кургану задолженность по:
- транспортному налогу за 2018 год в размере 1 357 рублей 76 копеек, пени в размере 34 рубля 69 копеек,
- налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 037 рублей 24 копейки, пени в размере 77 рублей 60 копеек, в остальной части отказать.
Взыскать с Григорьевой Инны Сергеевны в бюджет муниципального образования город Курган государственную пошлину 400 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Курганской областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение может быть отменено и возобновлено рассмотрение административного дела по общим правилам административного судопроизводства по ходатайству заинтересованного лица, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Курганского городского суда А.В. Новикова